Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Композиция устного выступления.




Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражение выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы необходимо проработать так, чтобы они в итоге привели к назначенной цели.

Успех публичного выступления зависит не только от изучения необходимой литературы, подбора интересных сведений, сбора убедительных фактов, цифр, примеров, но и от последовательности изложения материала. Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления. Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи.

В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи.

Не существует универсальных правил построения выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед ритором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы структурирования речи. В частности, к основным относятся:

1) принцип последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;

2) принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу рассуждения;

3) принцип органического единства – распределение материала и распределение его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора;

4) принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель К. А. Федин: «Композиция есть логика развития темы».

А. Ф. Кони в статье «Советы лектора» отмечал: «Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать».

К основным элементам композиции традиционно относят: вступление, главную часть и заключение. В данном случае должно строго соблюдаться основное правило композиции – логическая последовательность и стройность изложения материала. М. М. Сперанский в своем труде «Правила высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».

Устное публичное выступление имеет смысловое построение – композицию – структурно-смысловое содержание текста.

Композиция выступления трехчастная (вступление, основная часть, заключение), так как аудитория ждет такого построения устного публичного выступления и это облегчает его восприятие.

Структура речи:

Вступление состоит из зачина и завязки.

Цели зачина: подготовить аудиторию к восприятию материала; установить контакт, взаимопонимание, доверие; овладеть вниманием аудитории, заставить слушать.

Цели завязки: сообщить тему текста; заинтересовать постановкой проблемы, заявить основной тезис (основную мысль); показать актуальность обсуждаемых вопросов для данной аудитории.

Основная часть состоит из изложения, доказательства (аргументации) и опровержения.

Цель изложения – сформулировать основной тезис и развернуть его.

Цели доказательства: обосновать (аргументировать) точку зрения; проиллюстрировать теоретические положения примерами; убеждение и побуждение.

Опровержение присутствует только в аргументирующей речи, целью его также является убеждение и побуждение.

Заключение состоит из собственно заключения и абсолютного конца речи.

Цели собственно заключения: напоминание основного тезиса; обобщение (нужно сформулировать словами обобщающий вывод); призыв для того, чтобы мобилизовать слушателей на некоторую реакцию.

Цели абсолютного конца: усилить интерес к предмету; закрепить впечатление о речи; соблюсти этикет, протокол (Какие будут вопросы? До свидания).

Сильные позиции устного публичного выступления – это вступление и заключение, следовательно, говорить там необходимо самое главное, поэтому эффективная рамочная конструкция построения устного публичного выступления (Цель нашей лекции… Итак, мы установили, что...). В разнородной или неподготовленной аудитории важную информацию лучше давать в перечислении (Во-первых, во-вторых…); в аудитории единомышленников – в конце выступления; в нейтральной, незаинтересованной, критически настроенной – в начале.

Обязательное условие – структура (логика) публичного выступления должна обнаруживаться и быть понятной для слушателей. Для этого можно обозначить структурные части особыми словами (Начну с..., теперь перейду к..., и, наконец, о..., в заключение отмечу, что...); паузами, понижением тона; числительными (не более 3).

 

15. Доказательство: способы и средства аргументации.

Аргументация – процесс приведения доказательств в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Аргументация – это Система утверждения, т. е. они должны быть связаны друг с другом. Аргументация – это Процесс, т. е. нужно расположить аргументы в определенной продуманной последовательности.

В структуру аргументации входят тезис, аргументы и демонстрация.

Тезис — это формулировка вашей позиции (вашего мнения, вашего предложения другой стороне и т. д.).

Аргументы — это доводы, положения, доказательства, которые вы приводите, чтобы обосновать свою точку зрения. Аргументы отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то.

Демонстрация — это связь тезиса и аргумента (т. е. процесс доказывания, убеждения).

Типы аргументов.

1. Аргументы «за». Такие аргументы должны убедить, что они:

– правдивы, опираются на авторитетные источники;

– доступны, просты и понятны;

– максимально близки установившимся в аудитории мнениям;

– отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу.

2. Аргументы «против». Такие аргументы должны убедить, что критикуемые вами позиции не обладают этими качествами.

Нужно пользоваться наиболее сильными аргументами: научные аксиомы; законы и официальные документы; законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; цитаты из известных авторов; показания очевидцев; статистические данные.

Оптимальное число аргументов три: один аргумент – просто факт; два – можно возразить: во-первых, во-вторых; на три возразить труднее, четыре аргумента аудитория начинает воспринимать не как систему доказательств: кто много доказывает, тот ничего не доказывает.

Способы аргументации.

1. Нисходящая – В начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом (Прошу обратить внимание на бедственное положение дома, где я живу. Прошу помочь.).

Достоинства такой аргументации:

– легче привлечь и поддержать внимание аудитории;

– заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;

– первые аргументы лучше запоминаются.

Эффективна в слабоподготовленной, малозаинтересованной аудитории.

Восходящая – Аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.

Достоинство такой аргументации – доведение мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.

Эффективна в подготовленной, заинтересованной аудитории, если:

– атмосфера в аудитории спокойная и оратора готовы выслушать;

– мысль, которую нужно обосновать сложна;

– аудитория может сделать самостоятельный анализ.

2. Односторонняя – Излагаются только аргументы «за» (чистый позитив) или только аргументы «против» (негатив).

Эффективна, если люди имеют свои взгляды на материал, в малообразованной аудитории, но позволяет выработать менее стойкие убеждения, учит воспринимать готовые мысли.

Двусторонняя – слушателю дается возможность сопоставить противоположные точки зрения, выбрать. Разновидность ее контраргументация: оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента – реального или вымышленного («чучело оппонента»). Прием «изобретения оппонента» – оратор возражает сам себе по ходу выступления (Могут сказать, что…, можно предвидеть возражение, что…, здесь нередко возражают, что…)

Эффективна, если

– аудитория негативно относится к сообщаемому;

— в подготовленной аудитории.

Достоинства такой аргументации:

— позволяет выработать иммунитет к манипулированию сознанием;

– позволяет выработать более стойкие убеждения;

– учит анализировать, делать самостоятельные выводы.

3. Индуктивная – Изложение построено от фактов к выводу. Разновид-ность – выступление по аналогии (Не только там, но и у нас). Повышается доступность идеи, но не убедительность (У нас так никогда не будет).

Эффективна в женской, молодежной аудитории (от 18 до 23), в гуманитарной аудитории.

Дедуктивная – Изложение построено от общей посылки к фактам.

Эффективная в мужской, естественнонаучной аудитории, у более взрослой (больше 23 лет), критически настроенной аудитории (оратор сразу должен заявить о своих убеждения).

4. Опровергающая – оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. Позитивные аргументы не приводятся совсем или им уделяется мало внимания. Результаты ее устойчивей к оказываемому давлению.

Поддерживающая – оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных