ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Композиция устного выступления.Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражение выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы необходимо проработать так, чтобы они в итоге привели к назначенной цели. Успех публичного выступления зависит не только от изучения необходимой литературы, подбора интересных сведений, сбора убедительных фактов, цифр, примеров, но и от последовательности изложения материала. Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления. Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи. В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи. Не существует универсальных правил построения выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед ритором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы структурирования речи. В частности, к основным относятся: 1) принцип последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; 2) принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу рассуждения; 3) принцип органического единства – распределение материала и распределение его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора; 4) принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель К. А. Федин: «Композиция есть логика развития темы». А. Ф. Кони в статье «Советы лектора» отмечал: «Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». К основным элементам композиции традиционно относят: вступление, главную часть и заключение. В данном случае должно строго соблюдаться основное правило композиции – логическая последовательность и стройность изложения материала. М. М. Сперанский в своем труде «Правила высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой». Устное публичное выступление имеет смысловое построение – композицию – структурно-смысловое содержание текста. Композиция выступления трехчастная (вступление, основная часть, заключение), так как аудитория ждет такого построения устного публичного выступления и это облегчает его восприятие. Структура речи: Вступление состоит из зачина и завязки. Цели зачина: подготовить аудиторию к восприятию материала; установить контакт, взаимопонимание, доверие; овладеть вниманием аудитории, заставить слушать. Цели завязки: сообщить тему текста; заинтересовать постановкой проблемы, заявить основной тезис (основную мысль); показать актуальность обсуждаемых вопросов для данной аудитории. Основная часть состоит из изложения, доказательства (аргументации) и опровержения. Цель изложения – сформулировать основной тезис и развернуть его. Цели доказательства: обосновать (аргументировать) точку зрения; проиллюстрировать теоретические положения примерами; убеждение и побуждение. Опровержение присутствует только в аргументирующей речи, целью его также является убеждение и побуждение. Заключение состоит из собственно заключения и абсолютного конца речи. Цели собственно заключения: напоминание основного тезиса; обобщение (нужно сформулировать словами обобщающий вывод); призыв для того, чтобы мобилизовать слушателей на некоторую реакцию. Цели абсолютного конца: усилить интерес к предмету; закрепить впечатление о речи; соблюсти этикет, протокол (Какие будут вопросы? До свидания). Сильные позиции устного публичного выступления – это вступление и заключение, следовательно, говорить там необходимо самое главное, поэтому эффективная рамочная конструкция построения устного публичного выступления (Цель нашей лекции… Итак, мы установили, что...). В разнородной или неподготовленной аудитории важную информацию лучше давать в перечислении (Во-первых, во-вторых…); в аудитории единомышленников – в конце выступления; в нейтральной, незаинтересованной, критически настроенной – в начале. Обязательное условие – структура (логика) публичного выступления должна обнаруживаться и быть понятной для слушателей. Для этого можно обозначить структурные части особыми словами (Начну с..., теперь перейду к..., и, наконец, о..., в заключение отмечу, что...); паузами, понижением тона; числительными (не более 3).
15. Доказательство: способы и средства аргументации. Аргументация – процесс приведения доказательств в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Аргументация – это Система утверждения, т. е. они должны быть связаны друг с другом. Аргументация – это Процесс, т. е. нужно расположить аргументы в определенной продуманной последовательности. В структуру аргументации входят тезис, аргументы и демонстрация. Тезис — это формулировка вашей позиции (вашего мнения, вашего предложения другой стороне и т. д.). Аргументы — это доводы, положения, доказательства, которые вы приводите, чтобы обосновать свою точку зрения. Аргументы отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. Демонстрация — это связь тезиса и аргумента (т. е. процесс доказывания, убеждения). Типы аргументов. 1. Аргументы «за». Такие аргументы должны убедить, что они: – правдивы, опираются на авторитетные источники; – доступны, просты и понятны; – максимально близки установившимся в аудитории мнениям; – отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу. 2. Аргументы «против». Такие аргументы должны убедить, что критикуемые вами позиции не обладают этими качествами. Нужно пользоваться наиболее сильными аргументами: научные аксиомы; законы и официальные документы; законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; цитаты из известных авторов; показания очевидцев; статистические данные. Оптимальное число аргументов три: один аргумент – просто факт; два – можно возразить: во-первых, во-вторых; на три возразить труднее, четыре аргумента аудитория начинает воспринимать не как систему доказательств: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Способы аргументации. 1. Нисходящая – В начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом (Прошу обратить внимание на бедственное положение дома, где я живу. Прошу помочь.). Достоинства такой аргументации: – легче привлечь и поддержать внимание аудитории; – заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце; – первые аргументы лучше запоминаются. Эффективна в слабоподготовленной, малозаинтересованной аудитории. Восходящая – Аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. Достоинство такой аргументации – доведение мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела. Эффективна в подготовленной, заинтересованной аудитории, если: – атмосфера в аудитории спокойная и оратора готовы выслушать; – мысль, которую нужно обосновать сложна; – аудитория может сделать самостоятельный анализ. 2. Односторонняя – Излагаются только аргументы «за» (чистый позитив) или только аргументы «против» (негатив). Эффективна, если люди имеют свои взгляды на материал, в малообразованной аудитории, но позволяет выработать менее стойкие убеждения, учит воспринимать готовые мысли. Двусторонняя – слушателю дается возможность сопоставить противоположные точки зрения, выбрать. Разновидность ее контраргументация: оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента – реального или вымышленного («чучело оппонента»). Прием «изобретения оппонента» – оратор возражает сам себе по ходу выступления (Могут сказать, что…, можно предвидеть возражение, что…, здесь нередко возражают, что…) Эффективна, если – аудитория негативно относится к сообщаемому; — в подготовленной аудитории. Достоинства такой аргументации: — позволяет выработать иммунитет к манипулированию сознанием; – позволяет выработать более стойкие убеждения; – учит анализировать, делать самостоятельные выводы. 3. Индуктивная – Изложение построено от фактов к выводу. Разновид-ность – выступление по аналогии (Не только там, но и у нас). Повышается доступность идеи, но не убедительность (У нас так никогда не будет). Эффективна в женской, молодежной аудитории (от 18 до 23), в гуманитарной аудитории. Дедуктивная – Изложение построено от общей посылки к фактам. Эффективная в мужской, естественнонаучной аудитории, у более взрослой (больше 23 лет), критически настроенной аудитории (оратор сразу должен заявить о своих убеждения). 4. Опровергающая – оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. Позитивные аргументы не приводятся совсем или им уделяется мало внимания. Результаты ее устойчивей к оказываемому давлению. Поддерживающая – оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|