Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 1. Риторика - искусство и наука.




Вступление………………………………………………………………………. ТЕМА 1. Риторика - искусство и наука.

ТЕМА 2. История ораторского искусства.

ТЕМА 3. Классификация публичных выступлений.

ТЕМА 4. Содержание и форма публичных выступлений.

ТЕМА 5. Логическая культура выступления.

ТЕМА 6. Экспрессивность речи. Средства речевой образности и выразительности.

ТЕМА 7. Особенности восприятия устной публичной речи.

ТЕМА 8. Личностные качества оратора.

ТЕМА 9. Речевая агрессия. Теория и практика спора. Подготовка и проведение дискуссии.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Язык – важнейший компонент культуры. Владение словом является частью общей культуры человека, его образованности. В связи с этим курс дисциплины «Риторика» дополняет знания, полученные в курсе "Русский язык и культура речи".

В наши дни интерес к риторике возрастает и в России, и за рубежом. Это вполне закономерно, поскольку любая либерализация общественной системы сопровождается усиленным вниманием к правам и свободам человека, среди которых свобода слова занимает далеко не последнее место. Неслучайно расцвет ораторского искусства совпадает с расцветом древнегреческой и древнеримской республик, с эпохой Ренессанса, с великими революциями во Франции.

Успех взаимодействия и взаимопонимания людей зависит от многих обстоятельств: от взглядов человека на жизнь, от его места в производственной, социальной и духовной сферах, от потребностей и интересов, от расстановки общественных сил, от желания вступать в контакт друг с другом. Важнейшим средством межличностного и группового взаимодействия людей является язык, обучение которому в большей степени необходимо студентам всех специальностей, владеющим русским языком как неродным.

Учебная программа предполагает проведение только семинарских занятий по «Риторике», поэтому возрастает роль самостоятельной работы в ходе изучения данного курса. Особое внимание студенты должны уделять самостоятельному изучению теоретических аспектов каждой темы, обсуждение которых выносится на семинары. Учебно-методическое пособие предназначено для использования при подготовке к семинарским занятиям. К каждой теме курса составлены методические комментарии, указана библиография и в сжатом виде представлена история и теория рассматриваемых вопросов. Помимо обязательных вопросов к семинару каждая запланированная для изучения тема оснащена материалом, который остается за рамками семинаров, но является обязательным для ее полного освоения. Этот материал также учтен в пособии, снабжен библиографической информацией и указателями, связанными с ее поиском. Контроль за освоением этих аспектов темы проводится в рамках сессии. Вопросы к экзаменам и зачетам составляются с учетом этих аспектов.

 

ТЕМА 1. Риторика - искусство и наука.

Роль ораторского искусства во взаимодействии и взаимопонимании людей, в процессах трудовой и социальной деятельности. Познавательная, воспитательная и организационно-управленческая функции ораторского искусства.

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в разных контекстах и трактуется по-разному. Во-первых, риторикой называют новое научное направление, расположенное на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии, и занимающееся поиском практического применения, как этих дисциплин, так и новых лингвистических наук, таких, как лингвистика текста, семиотика, герменевтика, теория речевой деятельности, психолингвистика. Во-вторых, филологическую дисциплину, изучающую прежде всего теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Чтобы не путать первую риторику со второй, для нее придумали дополнительное обозначении – общая. Также общую риторику называют неориторикой. Данный курс ориентирован на изучение второй риторики, то есть правил современного витийства, законов, на которых основана современная коммуникация.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро - концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Студентам предстоит научиться играть роли участников диалога, освоить механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и слушающих.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией.

Умение выступать перед аудиторией, грамотно, логично, образно излагать любой материал, создавать тексты разных жанров, приемлемые для разных речевых ситуаций требуется при освоении всех дисциплин. Несомненно, что и в дальнейшей профессиональной деятельности полученные при изучении «Риторики» умения и навыки будут не просто востребованы, а станут основой для карьерного роста, помогут выпускникам стать высоковалифицированными специалистами. Не только для филологов, но и для специалистов в области современной экономики, для природопользователей и геокологов умение выступать публично особенно важно, так как оно является важнейшим компонентом профессиональной деятельности.

Таким образом, речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа высококвалифицированного специалиста, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Удачно сформированный коммуникативный образ гарантирует его обладателю на любом поприще половину успеха. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности соблюдения этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чужого достоинства. Интеллигентность как качество внутренней культуры - терпимое отношение к миру и к людям - неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в умении строить общение.

На семинар по данной теме выносятся два вопроса:

1. Презентация и самопрезентация.

2. Мой речевой идеал.

Для подготовки этих вопросов студенты дома должны познакомиться с библиографией по имиджеологии и речевому идеалу, подготовить биографический материал, то есть вспомнить самые существенные факты автобиографии, работающие на создание желаемого имиджа.

На семинаре работа проходит в парах, прорабатываются техники ведения диалога, вопросно-ответные формы работы. Задание усложнено: надо обменяться «самопрезентациями», то есть каждый студент должен рассказать о себе, запомнить то, что рассказал другой, и в итоге составить представить его аудитории, составив на основании полученной информации связный текст и вербализовав его в адекватной ситуации форме, то есть сжато, доходчиво, образно. Задание «Разрешите представить вам…» выполняется перед студентами группы, которые должны сформулировать к герою рассказа 2-3 вопроса, выявив тем самым аспекты самопрезентации, которые не были учтены при подготовке текста (или которые забыл или счел недостойными упоминания оратор) Работу оценивает не только преподаватель, но слушатели – «герой» рассказа и аудитория. Сначала выбираются критерии оценки, бальная шкала, на каждого оратора составляется таблица для последующего заполнения. Каждое выступление обсуждается, оратор получает рекомендации. Чтобы получить наглядное представление о сильных и слабых моментах выступлений, каждое снимается на видеопленку и подвергается дальнейшему анализу каждым выступавшим.

В результате выполнения этого задания каждый студент выявляет, над чем ему в дальнейшем предстоит работать. Чтобы систематизировать полученные результаты – что нравится в выступлениях, что не нравится – переходим к рассмотрению темы «Риторический идеал».

Начинаем с истории вопроса. Прежде всего, обращаем внимание на морфологический аспект генезиса: выявляем качества образцовой речи в Древней Руси. Анализ положительных/отрицательных качеств речи даем по составу сложных слов – синонимов и антонимов слову красноречие. Наличие более 20 синонимов слову красноречие в Древней Руси: благоречие, благоязычие, добрословие, доброглаголание, хитрословие, хитроречие, сладкогласие, златословие, златоустие, искуснословие, велеречие, многовещание и нек. др. (в значении искусства речи). Осмысление хорошей речи как добрословия и благоречия. Существование слов, обозначающих отрицательные качества речи: баснословие, блудословие, празднословие, злословие, вредословие, гнилословие, худоречие (до 40 слов по словарям древнерусского языка). Группировка качественных характеристик: 1) благоречие / злословие; 2) краснословие / косноязычие; 3) правдословие / лжеглаголание; 4) способность к речи / бессловесие; 5) краткословие / многоречие; 6) содержательность / празднословие; 7) согласие / прекословие; 8) восхваление / хула; 9) громкость / неблагозвучие; 10) сладкословие / грубословие; 11) острота / косность.

Переходим к анализу современных представлений об образцовой речи. Сравниваем отечественный риторический идеал и заимствованный, каждый высказывает свою точку зрения. В качестве домашнего задания студенты должны будут проанализировать положительный и отрицательный пример создания речевого образа, то есть идеальный вариант и то, что идеалу не соответствует. Примеры могут быть не только из политического дискурса, из риторических практик известных представителей мира культуры, журналистов, телеведущих, но из повседневного речевого общения (друзья, учителя, родители).

Обзорно представляем основные риторические труды последних десятилетий, отражающие современный риторический идеал. Смотрим, как общественные преобразования отразились на формировании нового стиля общественной жизни в риторических трудах.

Представляем периодизацию русской риторики в сопоставлении с основными переломными моментами в русской общественно-политической истории. Отмечаем в каждый период особый общественно-идеологического стиль жизни:

I период: 1615/20 гг. - 1690/95 гг. — допетровская Русь в начале царствования Романовых, когда наиболее популярной является первая русская Риторика 1620 года, изучаемая в тривиуме свободных “мудростей”;

II период: 1690/95 гг. - 1745/50 гг. — петровский период и стиль, предложенный руководствами конца XVII — первого десятилетия XVIII вв. (Софроний Лихуд, Михаил Усачев, Андрей Белобоцкий, Стефан Яворский, Козма Афоноиверский, старообрядческая Выговская школа);

III период: 1745/50 гг. - 1790/1800 гг. — ломоносовский период с безусловным господством руководств великого ученого, стиля русского классицизма (многое не изучено, например латинские руководства);

IV период: 1790/1800 гг. - 1850/60 гг. — расцвет русской ученой риторики с постепенным становлением науки словесности, охватывающей в отдельных толкованиях все филологические дисциплины (ср. теории Н.Ф. Кошанского, И.И. Давыдова, К.П. Зеленецкого);

V период: 1850/60 гг. - 1920 г. — период новой теории и истории словесности, становящегося научного языкознания и литературоведения; язык изучается как лингвистическая система, а словесность рассматривается как художественная литература и фольклор; риторика выведена из состава преподавания;

VI период: 1920 г. - 1985/ 90 гг. — советский (коммунистический) период в истории русской риторики и общественной идеологии: глубокое изучение теории речи и ораторского искусства в 20-е годы. Создание на месте риторики ряда дисциплин: культура речи, функциональная стилистика, лингвистика текста, прагматика и др.

VII период: с начала 70-х годов ХХ века – восстановление риторики в России. Риторика как фундаментальная теория речи, искусство мысли и слова, учение о совершенной (целесообразной, убедительной, действенной, уместной и др.) речи. Воспитание личности через владение речью. Исследование практики речевых коммуникаций.

 

Литература

1. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.

2. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.

3. Риторика. Хрестоматия (Для слушателей ИПК, студентов гуманитарных специальностей, учащихся гуманитарных школ) / Составитель В.И. Аннушкин - Пермь, 1994.

4. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. – М., 1996. – Лекция 4. Свойства риторического идеала. С. 44 – 54. Лекция 5. Основы типологии риторического идеала. Признаки речевого идеала как параметры «формулы» логосферы. С. 55 – 71.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных