Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антиинфляционная политика




 

Контроль и управление спросом

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками.Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопря­женной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

Стоит ли удивляться тому, что экономисты направили свои усилия на поиск путей сокращения издержек, связанных с остановкой инфляционных процессов? В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии вклю­чают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.

Контроль над заработной платой и ценами (Политика доходов)

Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую после­довательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубе­жом[12].

Осуществление контроля: pro et contra.

Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда высшие чиновники правящей администрации после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.

Предположим, что с замедлением темпов роста совокупного спроса правительство вводит некую программу жестокого контроля над заработной платой и ценами. Оно во всеуслышание заявляет об этом и делает все, чтобы создать видимость своей непоколебимой решимости раз и навсегда покончить с инфляцией. Правительство надеется, что все хозяйственные агенты поверят в то, что такой контроль действительно остановит инфляцию, ибо, поверив, они понизят свои инфляционные ожидания гораздо раньше, чем если бы им пришлось узнавать об этом в процессе своей повседневной деятельности.

Такое сокращение уровня ожидаемой инфляции - если оно случится - устранит из развития инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элемент, инспирированный затратами. Понимая, что нет необходимости на­стаивать на более высокой заработной плате, чтобы победить инфляцию, рабочие по-прежнему будут считать текущий уровень заработной платы приемлемым. Осознавая, что цены на привлекаемые ими факторы производ­ства не станут повышаться, фирмы вряд ли сократят объем производства и увеличат цены на производимые ими конечные товары. Более значительная часть снижения роста номинального ВНП примет форму замедления повы­шения цен (в отличие от уменьшения реального объема производства). Падение реального объема производства и рост безработицы уменьшатся по сравнению с альтернативным вариантом. В результате переход к стабильному уровню цен совершится быстрее и менее болезненно. Таков теоретический сценарий.

Проблемы, связанные с осуществлением контроля.

Проблема состоит в том, что контроль над заработной платой и ценами нередко используется в качестве «заменителя» политики по управлению спросом вместо ее дополнения. Правительство либо пытается осуществить контроль над заработной платой и ценами, чтобы покончить с инфляцией без. замедления роста совокупного спроса, либо сохраняет этот контроль в силе уже после завершения промежуточного периода и начала нового подъема. Поэтому контроль над заработной платой и ценами будет малоэффективен, либо приведет к возникновению дефицита, рационирования и черного рынка[13].

Индексация

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация используется только для того, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции. С этой целью индексация применялась в таких странах как Бразилия и Израиль, когда инфляция там измерялась двузначными и даже трехзначными цифрами. Однако некоторые экономисты, в том числе и Милтон Фридман, высказали предположение, что индексация может сдерживать инфляцию, а также уменьшать связанные с нею неприятности[14].

Дело в том, что индексация, подобно контролю над заработной платой и ценами, может помочь вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. В течение инфляционного периода все долгосрочные контракты — договоры с профсоюзами о заработной плате, соглашения о поставках промышленной продукции, контракты о предоставлении ссуд и т. д. — должны предусматривать защиту от роста цен. Если это делается просто за счет установления более высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или иных частях экономической системы инфляция замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится.

Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Приспособление к последствиям шока — скажем, к последствиям повышения цен на импортируемую нефть — требует изменения структуры относительных цен. Цену на нефть придется повышать быстрее, чем предполагает темп инфляции, тогда как цены на другие товары будут расти медленно. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

Изменение режима экономической политики

Индексация и контроль в лучшем случае облегчают задачу сглаживания последствий инфляции. Когда инфляционные процессы действительно выходят из-под контроля, требуется предпринять нечто более существенное.

Томас Сарджент — один из наиболее выдающихся теоретиков «новой классической школы» — занимался серьезными теоретическими исследованиями в данной области. С точки зрения Сарджента, экономическая политика США после Второй мировой войны проводилась в режиме «стой—иди», причем допускалась систематическая инфляционная ошибка. Правительство попеременно боролось то с безработицей (проводя экспансионистскую экономическую политику), то с инфляцией (проводя ограничительную экономическую политику). Однако в среднем периоды экспансии были более продолжительными и более радикальными, чем периоды ограничений.

Сарджент обращает особое внимание на то, что традиционные оценки тех высоких издержек, с которыми сопряжено преодоление инфляции, основаны на данных об экономическом развитии в условиях именно этого режима экономической политики.

Однако, задумаемся над тем, что бы случилось, если бы в период быстрой инфляции произошло заслуживающее доверия изменение режима проводимой экономической политики. Что произошло бы, если бы правительство убедило всех, что оно никогда не допустит вновь того — и не имеет значения, как оно это сделает, — чтобы совокупный спрос опережал рост естественного уровня реального объема производства? Поверив этому обещанию, предприниматели и наемный персонал ожидали бы падения темпа инфляции до нулевой отметки. В случае измененияих ожиданий иной была бы и их реакция на ограничительную экономическую политику. Перемещение вверх кривой реального совокупного предложения на краткосрочном временном интервале сразу бы прекратилось. Поскольку она пришла бы в состояние покоя, экономика быстро и безболезненно могла бы сохранить переход к стабильному уровню цен[15].

Хотя приведенные рассуждения звучат слишком привлекательно, чтобы им можно было безоговорочно поверить, Сарджент заявляет, что существует доказательство возможности такого хода событий. Доказательство это следует из реального факта обеспечения контроля над гиперинфляцией, как это произошло, например, в Германии в 20-е годы. Во второй половине 1923 года ежемесячный темп инфляции в Германии достиг 35 000 процентов. Однако уже к концу года решительное изменение в проводимой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике, сопровождавшееся обещанием добиться кон­вертируемости немецкой марки в доллары (что означало тогда обратимость в золото), резко остановило развитие инфляционных процессов.

В 90-е годы некоторые страны, подверженные гиперинфляции, предпринимали аналогичные изменения в режиме проводимой ими экономической политики и добивались при этом переменного успеха. В 1990 году к решительным изменениям в режиме экономической политики приступили Бразилия и Польша, переживавшие в предыдущем году гиперинфляцию. Хотя эти последние примеры и не подтверждают заявление о том, что существуют способы преодоления инфляции без определенных издержек, они действительно указывают на то, что изменение режима экономической политики может стать весьма существенным элементом в программе замедления темпов развития инфляции.

«Валютный коридор»

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

Кредитно-денежная политика

Стабилизация обменного курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, каким образом происходит приспособление к этому росту спроса на деньги. Изменение денежной базы (или количества денег высокой эффективности) равно изменению объема внутренних кредитов плюс изменение валютных резервов. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

Денежная реформа: введение новой денежной единицы

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы. Тем не менее, какой бы по­пулярной ни была политика, связанная с введением новой денежной еди­ницы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.

При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.)[16].

Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен.

Смягчение внешнего бюджетного ограничения

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

 

2.3 Анализ уровня инфляции в России

 

В начале 2006 г. произошло значительное ускорение инфляции (рис. 1), в результате возникли серьезные сомнения в том, что по итогам года индекс потребительских цен (далее ИПЦ) не превысит целевое значение на 2006 г. (8,5%). Однако впоследствии произошло как замедление инфляции, так и увеличение целевого ориентира до 9%. В результате ИПЦ по итогам года составил 9%. Стоит заметить, что в 2006 г. впервые в новейшей истории РФ были достигнуты темпы прироста потребительских цен на уровне менее 10%. Рассмотрим динамику инфляционных процессов в течение года.

 

Рис. 1. Динамика ИПЦ в РФ в 2004–2006 гг. [17]

 

В группе продовольственных товаров цены выросли на 8,7% (9,6% в 2005 г.) (табл. 1). За январь – декабрь основной вклад в рост цен на продовольственные товары внесло удорожание сахара-песка (+14,9%), крупы и бобовых (+12,1%), хлеба и хлебобулочных изделий (+11,1%), плодоовощной продукции (+10,3%) и алкогольных напитков (+10,1%). Наиболее значительный вклад в прирост ИПЦ за год традиционно внесло увеличение цен на платные услуги населению – 13,9% (21% в 2005 г.). За 12 месяцев 2006 г. сильнее всего подорожали услуги дошкольного воспитания (+28,5%), а также услуги ЖКХ (+17,9%). Что касается непродовольственных товаров, то за 12 месяцев они подорожали в среднем на 6% (за 12 месяцев 2005 г. прирост составил +6,4%). В январе – декабре больше всего увеличились цены на строительные материалы (+11,5%) и автомобильный бензин (+10,9%). Рост базового индекса потребительских цен за 2006 г. составил 7,8% (за аналогичный период прошлого года – 8,3%).

Таким образом, основной причиной значительной инфляции по итогам 2006 г. являлось быстрое удорожание платных услуг населению, строительных материалов, автомобильного бензина и ряда продовольственных товаров.

Из приведенных в табл. 1 данных видно, что одним из важнейших компонентов инфляции в 2003–2006 гг. стал рост тарифов на услуги ЖКХ: цены на них выросли за январь 2003 г. – декабрь 2006 г. практически в 1,5 раза. Далее по величине вклада в общий темп инфляции можно выделить повышение цен на услуги дошкольного воспитания (+137,6%), услуги организаций культуры (+98,7%) и пассажирского транспорта (+77,4%). Быстро увеличивались цены на автомобильный бензин (+96,9%), мясо и птицу (+63,6%), хлеб и хлебобулочные изделия (+74,1%).

Анализ динамики цен и тарифов на услуги и товары естественных монополий (электроэнергия, газ, грузовые перевозки) в 2002–2006 гг. показывает, что на протяжении рассматриваемого периода наибольшими темпами росли тарифы на газ и на грузовые перевозки. Тарифы на электроэнергию лишь незначительно превышали темпы роста ИПЦ. Напомним, что в 2007 г. ЦБ РФ планирует снизить инфляцию до 8%.

Таблица 1

Годовой темп прироста цен на отдельные виды товаров и услуг в 2003–2006 гг. (% в год)

 

 

 

Отметим, что в последние годы ЦБ РФ в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» все большее внимание уделяет целевому значению инфляции и все меньшее – обменному курсу рубля. Иными словами, Банк России постепенно совершает переход к режиму таргетирования инфляции. Режим инфляционного таргетирования завоевывает все большую популярность в мире: многие развитые страны и страны с развивающимися рынками отказываются от альтернативных режимов денежно-кредитной политики в его пользу


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, инфляция - это сложный многопро­фильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему кредитно-денежной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постоянного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

Среди них: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

В 2006 году индекс потребительский цен составил 9%. Стоит заметить, что в 2006 г. впервые в новейшей истории РФ были достигнуты темпы прироста потребительских цен на уровне менее 10%.

И тем не менее можно заметить, что инфляция в РФ остается достаточно высокой даже по сравнению со странами СНГ. Причиной все еще высоких темпов роста потребительских цен в РФ могут быть как рост денежного предложения, вызванный необходимостью поддержания стабильного курса рубля, немонетарные факторы, такие как высокая монополизация рынков, быстрый рост цен на платные услуги, а также другие не выясненные пока причины.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Афанасьев М.. Инфляция издержек и финансовая стабилизация. // Вопросы Экономики, 2001, №3.

2. Беляков А.. Еще раз о природе инфляции. // Вопросы Экономики, 2000, №12.

3. Блауг М.. Экономическая мысль в ретроспективе. М., Пресса, 2002.

4. Большая книга по экономике/ Пер. с нем. Годфрида В. – М.: ТЕРРА, 1997. – 736с.

5. Введение в рыночную экономику / под. ред. А.Лившица М: Высшая школа, 2002.

6. Долан Э, Линдсей. Д.Э. Макроэкономика. – М.: Дело, 1999.

7. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2002

8. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 256с.

9. Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. – 2006. - № 20. с. 2.

10. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России // Деньги и кредит. – 2006. - № 9. с. 12.

11. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001 г.

12. Курс экономической теории. / под. ред. Чепурина, Е. Киселевой. – Киров, 2002.

13. Лыкова Л.. Причины и структура инфляционного процесса. // Вопросы Экономики, 2001, №2.

14. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит. – 2006. - № 6. с. 2.

15. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.

16. Малкина М.Ю. Управление инфляционным процессом // Финансы и кредит. – 2006. - № 24. с. 2

17. Маршалл А.. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993. Т3.

18. Моисеев С. Р. Инфляция: современный взгляд на вечную проблему. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. – 228 с.

19. Мэнкью Г.Н. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 2000. – 496с.

20. Назаров В.А. Теория инфляции и российская практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 10. с.6.

21. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 104 с.

22. Оппенгеймер П.. Исследование инфляции: западный опыт // Вопросы Экономики, 2001, №3

23. Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы.
(Выпуск 28) – М.: ИЭПП, 2007. С. 751

24. Семенов С.К. Инфляция, ее моделирование и теории негативных экономических ожиданий // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. - № 13. с.50.

25. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. – М.: Юристъ, 2000. – 783с.

26. Фишер С., Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи. Макроэкономика. – М.: Дело, 1993.

27. Чепурин М.Н., Киселева Е.А.«Курс экономической теории.» Киров, «АСА», 2000г. 743с.

28. Экономика России в зеркале статистики: 2003-2006 гг. // Экономика в школе. – 2007. - №2. – С.31-57.

29. Экономика: Учебник / под. ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2002.

30. Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

31. Центральный Банк РФ. Официальный сайт // http:// www.cbr.ru

 


[1] Экономика: Учебник / под. ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2002.

 

 

[2] Оппенгеймер П.. Исследование инфляции: западный опыт // Вопросы Экономики, 2001, №3

 

[3] Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. – М.: Юристъ, 2000. – 783с.

 

[4] Мэнкью Г.Н. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 2000. – 496с.

 

[5] Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2002

 

[6] Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. – 2006. - № 20. с. 2.

.

 

[7] Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001 г.

 

[8] Курс экономической теории. / под. ред. Чепурина, Е. Киселевой. – Киров, 2002.

 

[9] Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит. – 2006. - № 6. с. 2.

 

[10] Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001 г.

 

[11] Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.

 

[12] Семенов С.К. Инфляция, ее моделирование и теории негативных экономических ожиданий // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. - № 13. с.50.

 

[13] Экономика: Учебник / под. ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2002

[14] Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

 

[15] Введение в рыночную экономику / под. ред. А.Лившица М: Высшая школа, 2002.

 

[16] Блауг М.. Экономическая мысль в ретроспективе. М., Пресса, 2002

[17] Центральный Банк РФ. Официальный сайт // http:// www.cbr.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных