Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнительный анализ московской и петербургской школ гобелена




Успех возрожденного гобелена в России во многом определяется прекрасными педагогами, выдающимися мастерами гобелена, сложившимися педагогическими традициями.

Основными учебными заведениями, воспитывающими мастеров гобелена, являются текстильный университет им. А.Н.Косыгина, художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова в Москве и Художественно-промышленный университет им. В.И.Мухиной в Санкт-Петербурге.

В России сложились две самостоятельные школы гобелена -московская и петербургская, которые формируют направления развития этого вида декоративно-прикладного искусства, обучают мастеров, обеспечивают сохранение традиций изготовления гобеленов (некоторые представители каждой из школ, работавшие в интерьере в 1970-1990-е годы, приведены в таблице 3.1.1.).

Характерные черты каждой из этих школ позволяют динамично развиваться искусству гобелена в России в процессе их сотрудничества-соперничества. Однако, приверженность к одной из школ не предполагает слепого подчинения ее канонам. Каждая из российских школ гобелена приветствует формирование собственного почерка художника, его характерных особенностей в творчестве.

Среди московских мастеров, по оценкам экспертов, выделяются работы Шмаковой А.А., Павлова В.И. для Московской Мэрии (1995-1997), Мурадовой Н.В. для Кремля (1995-1996) и Верховного Суда в Москве (1999). Интересны гобелены Горячевой Р. для гостиницы «Мариотт» и для пансионата Министерства торговли (1993-1995),

137 Альтман Л.Е. для министерства ФСБ на Лубянке и в Горках-10 (1994-1995), Гавина СВ. для Культурного центра в Чехии (1995), для пансионата Центробанка «Вороново» (1998), др.

Традиционно высокое качество петербургской школы подтверждают гобелены Першиной Н.В. для Башкирского Драматического театра в Уфе (1999-2000), Бушуевой Г.Б. на тему Москвы и Петербурга для интерьеров кораблей (1992-1993), Бусыгиной С.А. на тему городов Прибалтики для ресторана «Москва» (1994-1995), Давыдовой А.С. для Колледжа искусств в Сургуте (1998).

Общими чертами московской и петербургской школ, соответствующих понятию русской (советской) школы гобелена, являются: приверженность гладкому гобелену, принадлежащему плоскости стены; высокая образная содержательность работ.

Отмечая многообразие работ на выставке 1975 года «Советский гобелен - 2», известный искусствовед Стриженова Т. пишет: «есть в этом многообразии и нечто общее, что легко обнаруживается почти в каждом произведении, делает современный советский гобелен явлением самобытным, отличным от других европейских школ. Я имею в виду его образную содержательность. Ещё в... 50-е годы... можно было уловить пристальный интерес художников к образной сущности работ. Это ценное свойство с годами не утратилось, а укрепилось, стало отличительной особенностью советской школы гобелена в целом» [138, 2].

Но при этом ярко выражены и характерные черты каждой из школ гобелена. Так, на основе многочисленных публикаций, личных наблюдений, московскую школу от петербургской отличает большая широта, меньшая камерность. Возможно, графичность искусства гобелена Санкт-Петербурга во многом обуславливается архитектурой города, его образом с ярко выраженной графичностью, преобладанием чёрно-белых тонов.

Художница Бушуева Г.Б. отметила: «У нас может быть больше графики, как в Петербурге вообще, в архитектуре, и это отражается в гобелене»55.

Большая живописность присуща Москве. Представители московской школы архитектурные памятники изображают динамично, условно мозаично, как, например, Кулакова И.К. в гобелене «Москва» (лист 84), или живописно плоскостями цвета как Бердников К.М. в гобелене «Небо Москвы» (лист 61), Гавин СВ. в гобелене «Москва праздничная» (лист 51).

А можно графично, как у петербургских художников Еремеевой Н.З., Ганько М.Б., Рахимовой И.М. в гобеленах «Русь Белокаменная» (3000x5000), «Русь деревянная» (3000x5000) и «Москва», созданных в 1989 году для интерьеров холла гостиницы «Москва» (лист 25). Всем трём работам присуща статичная уравновешенная композиция, замыкающаяся вокруг центра - силуэта храма. Крепостная стена с башнями, постройки внутри неё, на фоне сходных мотивов брусчатки и облаков, воспринимаются единым целым.

Для работы другого масштаба, более мелкого подобная деталировка архитектурных форм в гобелене была бы излишней, но в данной работе (при размере каждого гобелена ок. 15 кв.м) и архитектуре она уместна.

Искусствовед Габриэль Г. оценивает эти работы следующим образом: «Монументальность темы не подтвердилась в данной работе адекватной пластической формой. Гобелены отличает определенная иллюстративность, дробность, сухость колористической гаммы. Возможно, в интерьере их недостатки бы 139 несколько смягчились, соотнесясь с его цветовым решением..

12) Валяние … Фелтинг… Фильц… Все эти термины обозначают один и тот же процесс – превращение шерсти в войлок. Для большинства из нас, россиян, войлок, это, прежде всего, теплая и трогательная ассоциация с детством – дорога в детский сад ранним зимним утром, в кромешной тьме, держась за мамину руку или на санках… и, конечно же, детские валеночки… у кого-то с галошками, у кого-то на резиновом ходу… Вспомнили?.. Наверняка вспомнили! Такие моменты детства память хранит особенно бережно и глубоко.

 

На первый взгляд кажется невероятным, что такое личное, интимное воспоминание о смешных и трогательных детских валеночках имеет самую прямую и непосредственную связь с тысячелетней историей человечества. Но это именно так! Ведь войлок дошел до нас из невообразимой древности, из самой колыбели человечества. По-видимому, именно войлок был первым материалом, который человек создал своими руками – до него использовалось лишь то, что предоставляла человеку сама природа – шкуры животных, кора и листья растений.

Ученые считают, что войлоку приблизительно восемь тысяч лет. Существует трогательная легенда, что когда воды Всемирного потопа отступили, люди, выпуская из Ноева ковчега на сушу спасенных животных, обнаружили под копытами овец удивительный материал. Все долгое время скитания ковчега по волнам шерсть с овец падала им под ноги и намокала, и овцы, топчась на ней в тесном загончике, сваляли ее. Так сама природа обучила человека валянию.

 

В этой легенде, как и во всякой легенде, есть доля истины – войлок действительно создается путем механического сваливания, т.е. сцепления, соединения с помощью трения отдельных волокон шерсти в цельное полотно. Это происходит благодаря особой структуре шерсти – поверхность шерстинок покрыта микроскопическими чешуйками, которые, за счет определенного коэффициента трения, прочно сцепляются друг с другом.

 

Войлоком человечество обязано древним кочевникам-скотоводам. Именно они довели его технологию до совершенства, поскольку их бесчисленные стада поставляли в достаточном количестве овечью шерсть, сырье, необходимое для изготовления войлока. А древние скотоводческие народы, в свою очередь, обязаны войлоку буквально всем своим существованием. Само жилище кочевника, которое не только надежно и комфортно укрывало его от пронизывающих степных ветров, летней жары и страшной зимней стужи, но и одновременно служило сакральной моделью мира, было сделано из войлочных полотнищ. Его можно было очень быстро разобрать, компактно сложить и легко перевезти на любое расстояние, а главное, очень легко и быстро собрать на новом месте. Все внутреннее убранство дома кочевника, его одежда, обувь, головные уборы, детали конской упряжи – все это было из войлока.

Древнейшие из дошедших до нас образцов войлока были найдены археологами в Пазырыкском кургане на Алтае и датируются 5 в. По имени этого богатого захоронения со множеством прекрасно сохранившихся предметов ученые дали название одной из древних культур, которую сейчас во всем мире называют так и называют – Пазырыкской культурой.

 

Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько различных идей приходит людям в голову?.. сколько разнообразных вещей они постоянно изобретают и придумывают… как легко человечество увлекается… и как легко эти изобретения и увлечения сменяются новыми. А вот много ли вещей сопровождают человека в своем неизменном виде на протяжении всей его истории? Войлок – одна из таких древних и поистине мистических вещей. Многие народы, которые еще не превратились в обитателей каменных джунглей и не утратили связи со своим прошлым, и сегодня делают войлок в точности так, как их далекие предки, например, в Монголии и сегодня войлочная юрта является уютным домом и священной моделью вселенной, как тысячи лет назад.

Особые, порой драматические отношения с войлоком, складывались у западной культуры. Первые мастерские, специализировавшиеся на его изготовлении, появились в Европе в XVI веке. А в XIX веке были созданы промышленные валяльные прессы и валяльные машины, в которых осуществлялось сдавливание и прокатывание шерсти при одновременном воздействии на нее специальных игл, спутывавших шерстяные волокна. К началу ХХ века валяные материалы заняли определенные специфические позиции. Тонкое сукно использовалось для шитья верхней одежды, а из более грубого шились солдатские шинели.

 

Трагическая история ХХ века дважды одела в солдатское сукно весь земной шар. И неслучайно – ведь именно сукно было тем идеальным материалом, который защищал солдата и помогал ему выжить в страшных военных условиях. Нет другого материала, который так же, как шерстяное сукно, держит температуру, защищая от холода, зноя и ветра… почти не намокает и почти не горит… может укрыть человека и послужить ему настоящим убежищем, почти как юрта древних кочевников.

Фетр, валявшийся из пуха, а не из шерсти, использовался – и продолжает использоваться – для производства мужских и женских шляп. О валенках мы уже вспоминали. Еще был такой забытый ныне вид обуви, как бурки – их делали из фетра, непременно белого, с кожаной союзкой и кожаной отделкой по швам. Войлочные стельки использовались в обуви из любых материалов. Осталось упомянуть обширное техническое использование войлока в тех случаях, когда требуется шлифование, изоляция, утепление – и список применений валяных материалов в первой половине XX века будет практически полным.

Как видите, список не слишком длинный. А главное, ни одна из этих позиций явно не выглядит остроактуальной с точки зрения дизайна. Между тем, в последние годы во всем мире наблюдается настоящий бум интереса к валянию, фелтингу, фильцу – каким бы из этих терминов ни воспользоваться. Причем интерес этот именно дизайнерский, остроактуальный и поистине массовый. Что же случилось? Чем обусловлен этот новый поворот в тысячелетней истории войлока?

 

Однажды, зимой 1943 года, тысячелетняя история войлока пересеклась с личной историей одного человека. Звали его Йозеф Бойс. Он планировал стать врачом… но ХХ век отменил и сломал многие личные планы! В 1943 году, когда самолет немца Йозефа Бойса, летчика Люфтваффе, был сбит над Крымом, ему было 22 года.

 

Его искалеченное, обмороженное, бесчувственное тело подобрали местные жители – крымские татары. Они и выходили его древними народными методами. Одним из основных элементов этого лечения было укутывание предварительно растертого бараньим салом больного в войлочные кошмы. Смысл этого действия заключался не только и не столько в согревании! Все народы всегда приписывали войлоку исцеляющие свойства, верили в его способность сберечь и укрепить слабый огонек жизни. Вот и в русских деревнях в старину, если хотели выходить недоношенного младенца, держали его… в валенке!

Бойс пробыл в коме 20 дней. После чего сознание к нему вернулось, и сам он вернулся к жизни. Вернулся совершенно другим человеком, с полностью изменившимся взглядом на мир. С четким пониманием, что жизнь, такая хрупкая, является главной, высшей и непреходящей ценностью нашего мира. Духовный опыт, приобретенный его душой во время пребывания между жизнью и смертью, помог ему совершенно по-новому увидеть окружавшие его простые вещи. Он глубоко прочувствовал целительную силу войлочного кокона, который не дал угаснуть слабенькой искре жизни, едва теплившейся в его искалеченном теле, и был навсегда очарован этим удивительным материалом.

 

Его испытания на этом не закончились, впереди были еще годы советского плена, но, вопреки всему, он вернулся, в конце концов, на родину. И стал ярким художником и авторитетнейшим деятелем постмодернизма. Все его творчество, все многочисленные акции и перформансы были пронизаны одной главной идеей – идеей сохранения Жизни. А в качестве одного из главных материалов для своего творчества он использовал именно войлок, как символ сохранения жизненного тепла, как базовый сакральный элемент своей личной мифологии.

Таким образом, войлок, дотоле воспринимавшийся западной культурой чисто утилитарно, был включен в эстетический и символический аппарат самой передовой художественной мысли. Благодаря невероятному, почти мистическому стечению обстоятельств, в одной точке пересеклись судьба древнего материала, судьба Йозефа Бойса и трагическая история ХХ века. А результатом этого стал совершенно новый этап во взаимоотношениях человечества и войлока, интерес к которому, вспыхнувший благодаря творчеству Бойса, не угасает уже более полувека. Наоборот, этот интерес, как круги по воде, расходится все шире и шире, с каждым годом увеличивая количество любителей валяния, фелтинга, фильца во всем мире.

 

Роль Бойса в возникновении всеобщего интереса к войлоку очень велика, но это лишь внешний сюжет истории. Никакая идея никогда не приживется и не станет популярной, никакая идея не может быть навязана насильно, если она не будет отвечать какой-то глубокой внутренней потребности, созревшей в обществе.

 

Войлок, как материал для искусства и самовыражения, стал так популярен именно потому, что идеально отвечал насущной потребности человечества. Экология – горячая тема современности. Этника – горячая страсть современности. Человек западной культуры, десятки лет успешно строивший свои каменные джунгли, свой пластиковый, электронный, штампованный и одноразовый мир, наконец построив его, ощутил тоску и одиночество. Оказалось, что все блага цивилизации не приносят счастья и покоя в душе, если прерывается связь времен – связь со своими корнями… с природой… с живыми теплыми материалами. Оказалось, что мудрость тысячелетий и связь с природой нам совершенно необходимы!

Не остались в стороне от всеобщего интереса к войлоку и самые авторитетные современные дизайнеры. Вячеслав Зайцев, который известен своей приверженностью русским традициям, вывел войлок на подиум высокой моды – и мы, конечно же, без труда узнаем те самые наши непритязательные валенки, преображенные творческим вдохновением мастера.

Процесс валяния, по сути не изменившийся за тысячи лет, удивительно напоминает совершение древнего магического ритуала. Валяный объект, рождающийся в результате соединения сил природы, тепла и труда человеческих рук, несет в себе мощный положительный заряд, который легко считывается эмоционально, даже не будучи осознанным.

Возникновение войлока

Одним из самых известных материалов считается войлок, оригинальный вид текстиля, который изготовлен из натуральной шерсти.

Помимо уникальных свойств материала, он ещё имеет, пожалуй, самую древнюю технику изготовления изделий. Для изготовления изделий используется техника валяния, иначе может звучать как – войлоковаляние. Используется он со времени появления материала, то есть с появления на Земле овец, коней и коз. О данном виде материала можно найти целые легенды, так одна из самых известных гласит о том, что первый валяный ковёр был найден на Ноевом Ковчеге, образовался он вследствие того, что с животных на пол падала шерсть, намокала, а под копытами коней сбивалась. После того, как овцы покинули ковчег, на полу остался свалянный ковёр.

Но, люди технику валяния начали использовать только после одомашнивания овец. Связано это с тем, что шерсть дикой овцы практически не валяется из-за чешуйчатой структуры. Также, количество шерсти, которое можно получить, составляет не более пяти килограмм, а для создания юрты требуется не менее ста килограмм. По этой причине история войлока относится к тому времени, когда произошло одомашнивание лошадей, то есть 5 – 6 тыс. до н. э. В это же время была одомашнена собака, которая стала самым лучшим помощником для человека на пастбище. Умение управлять собаками и лошадьми, позволило человеку проводить организацию овец в большие отары, а соответственно и заниматься войлоковалянием и массовым производством различных изделий.

Самое интересное, что валяние и развитие развивалось независимо от стран и регионов, потому как одомашнивание животных проводилось массово.

Если копнуть в историю, то валяние войлока считается изобретением кочевников. Потому как их традиционным жильём является юрта, которая состоит из деревянных решёток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Также, кочевники первые оценили высокие изоляционные свойства войлока. При этом, материал обладал не только теплоизоляционными свойствами, он предотвращал проникновение влаги, жары и был достаточно лёгким. Так, казахские, киргизские и туркменские ковры – кошмы использовались для укрепления жилища и повозок.

Что же касается кочевников Евразии, то они из войлока производили не только покрытия для юрты, но и предметы интерьера, скотоводческие снаряжения, одежду и другие утвари. Высокие свойства позволяли людям спать на войлоке, одеваться и укрывать животных от холода. Также считалось, что войлок защищает от злых духов, вражеских стрел и непогоды.

Использовался войлок и в военном деле, самым популярным направлением является изготовление кольчуги, подкладки под шлем, чехлы к рукояткам сабель. Войлок отлично защищал города во время обороны, так из него проводили обшивку стен, вследствие чего стрелы застревали в ней. Из войлока также делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засолённой почвой, это защищало стены от разъедания. Уникальные свойства войлока позволили использовать его в самых различных сферах, включая медицину.

Изготовление изделий из войлока включает в себя несколько этапов. Изначально проводится сбивание шерсти специальным прутом, затем обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой, свёртывание шерсти в рулон, обёртывание в кожу или другой материал, который выдержит прокатывание. Такой вариант позволят выявить изъяны в материале и получить достаточно крупные куски войлока, которые послужат отличным покрытием для различных частей юрты. Если же необходимо получить материал для изготовления одежды или домашней утвари, то войлок просто сбивают и уминают руками.

Найдены войлочные изделия в погребениях Пазырыкской культуры Горного Алтая (скифы VI – V в. в. до н. э.). После проведения исследований, были найдены уникальные материалы, которые позволили ознакомиться с предметами одежды, конского убранства, мягкой утвари того времени. Найти столь древние коллекции получилось всего несколько раз, при этом это древние коллекции текстиля из Египта, Сирии, Синьцзяна, а самый древний из курганов Ноинула в Монголии, примерно I – II века до н. э. Для того, чтобы ознакомиться с коллекциями прошлого времени достаточно посетить Государственный Эрмитаж в России.

Войлочные традиции сохранили своё величие

Одной из самых популярных традиций изготовления войлочных изделий является вваливание узора или - Иранская традиция. Носителями такого изготовления считаются современные туркмены, которые собственно по сей день изготавливают точно также кошмы, как и тысячу лет назад. Секрет заключается в том, что узор выкладывается шерстью на циновке, после чего скручивается и осуществляется валяние кошмы.

Не менее популярной является пазырыкская линия войлоков, название данная традиция получила благодаря знаменитому войлоку, который был найден в одном из Пазырыкских курганов. Составляло найденное волокно более 30 кв. м. Сегодня изделие находится в Государственном Эрмитаже. Отличительной особенностью материала является ювелирная аппликация, выполненная в необыкновенно ярких цветах. Стоит отметить, что аппликация войлоком используется и сегодня для проведения декорирования войлочных изделий.

Сюнская традиция живёт и сегодня в Бурятии. Но, стоит отметить, что первые образцы были найдены во Внутренней Монголии.

Такие войлочные изделия зачастую имеют однотонный вид, но самым главным их достоинство является мелкая стёжка, которая украшает изделие. Соответственно, такие изделия имели традиционный орнамент, единственное, в зависимости от региона традиции войлоковаляния отличаются.

Таким образом, не возникает удивлений, какие причины послужили тому, что даже оседлые народы переняли секреты изготовления войлочных изделий. Так славянские народы, несмотря на то, что никогда не были кочевниками, а и изготовлением войлочных изделий не занимались, были хорошо знакомы с так называемыми полувойлочными и подваляными материалами. Одним из наиболее ярких примеров является сукно, которое с древних времён использовалось для изготовления верхней одежды. Кроме того, считается, что войлок в России появился в эпоху монголо-татарского ига.

Помимо этого, в России понятие войлок связано с валенками, затем художественными нуждами и теплоизоляторами.

Что касается стран Европы, то в ремесленном хозяйстве войлок получил дополнительные модификации. Например, уже с эпохи античности, чтобы материал был более прочным, практиковалось прокатывание его между вальцами. При этом, для проведения таких работ использовались различные приспособления, которые были изготовлены из сколоченных досок представляющих собой воронкообразные чаши. В такие приспособления помещалась шерсть и уплотнялась при помощи струй воды.

В более позднее время промышленное производство войлока было налажено в 20 веке. При появлении промышленного способа, появилась возможность производить тонкий войлок или фетру. Такой способ представляет собой иглопробивание. Более современным является механизированный способ, который не просто облегчил ручное валяние, но и позволил получить искусственное непрядёное волокно.

Использовался войлок и в качестве художественного материала. Первым кто начал использовать для творчества материал являлся Йозеф Бойс, в 60 – х годах XX века. Так во время военных действий самолёт Бойса были сбит над крымскими степями, его лечением занялись татары-кочевники, которые использовали ритуальные методы уходящие корнями в прошлое, а именно, заворачивали раненного в войлок. После этого, художник начал в войлок заворачивать различные предметы и сам в него укутывался с целью сохранить тепло. Впоследствии Йозеф сделал скульптуру из войлока, которая выступала для него некой электростанцией, производящей энергию.

Нельзя не отметить, что в наше время войлоковаляние переживает «второе рождение». Можно заметить, как ремесло из жизненно необходимого переросло в художественную форму. Так, художники по войлоку применяют различные методики изготовления войлока. Кроме того, в моду входят различные изделия из войлока, это одежда, картины, игрушки и другие предметы быта. Очень актуальны сегодня такие сочетания как войлок и керамика, металл или стекло.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных