Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дальше смотрите другие фото - в том числе детскую льльку, доски для набойки и тд




Поставленный на сторону или углом, с отростками или мелкими ромбиками по углам, крупный или миниатюрный, целиком или поделенный на части, в сложноузорных композициях или главенствующий на конце полотенца, ромб входит в бесчисленное множество орнаментов, но никогда не бывает одинаковым.

Геометризованные формы приобретали в ткачестве и человеческие изображения, редкие в этом виде искусства. Особенно характерны они для тканей из района Великого Устюга, где составляют уникальную особенность местной бранины. На передниках, косынках, полотенцах нередко вытканы ряды человеческих фигур, женских в длинных юбках и мужских в коротких рубахах, стоящих подбоченившись, словно в хороводе. У них типичные ромбы-головы и крючья-руки. Плоскостность изображений и взаимная параллельность всех линий подчеркивают орнаментальность исполнения.

Синяя, полосатая, клетчатая и набойчатая ткань синего цвета часто использовалась в убранстве жилища. Люлька с пологом, постельные принадлежности, скатерти, половики всех оттенков индиго в 19в. и перв. половине 20в. являлись неотьемлемой частью традиционного интерьера. На фото справа - "Зыбка" - детская колыбель с пологом. (фото отсюда - irensmiren.livejournal.com/80710.html)

11) Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии, где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам.
Классическую индонезийскую палитру можно разделить на цвета с оттенком слоновой кости, все многообразие оттенков коричневого, и конечно же самый яркий цвет – синий.
Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.
В древности считалось, что одежда, украшенная росписью,
защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

 

Настоящий расцвет этого искусства был в Китае.
Ведь именно китайцы подарили миру пожалуй самый идеальный материал для росписи – шелк.
И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день.

В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии.
В переводе на японский, батик звучит как «рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. В этот век появляются разнообразные техники росписи тканей, например такие как – суримон (восковая набойка), кокэти – техника нанесения узоров по трафарету и т.д. Со временем технологии батика менялись и становились совершенней, уже к началу XIX века изготовление тканей и узоров достигает совершенства, в этот период происходит переход от ручной работы к штамповке.

Первыми европейцами, которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе.
На сегодняшний день именно немцы делают все возможное для популяризации и продвижения этого замечательного искусства.

«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика.
Большинство россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей.
Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания.
Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Но не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно, это связано с постепенным спадом спроса на платья с асимметричным рисунком и шелковые шали с орнаментом в восточном стиле. Главным в то время считался именно изображенный символ,
а не технология его рисования.
Начало 70-х стало небольшим прорывом в развитии технологий окрашивания, это было обусловлено появлением нового поколения художников-текстильщиков, которые получали образование в Строгановском и Мухинском училищах, а вскоре и в текстильном или технологическом институтах. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране и росписи тканей в целом.

Этот удивительный по своему многообразию батик, постепенно распространившийся по всему миру, сегодня радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам доход и удовольствие.

На сегодняшнем рынке есть не мало и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Так, например, также распространены акриловые краски для ткани.
Считается, что они впервые появились в 1950 году в Мексике, затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что в современных условиях новых технологий и расширения возможности массового тиражирования произведений прикладного искусства, повышается значимость ручного художественного мастерства, а в художественном оформлении - наследие исторических стилей.

В современном мире у человека возникает потребность окружить себя рукотворными вещами. Они могут служить знаковой, культовой величиной, которая психологически воспринимается человеком как стабилизирующий фактор в быстро меняющемся мире. Гуманистические начала гобеленов ручной работы трудно переоценить, незаменима их роль в создании комфортной среды для жизни человека в техногенном пространстве бытия.

Гуманистические начала сильны в гобелене, что особо ценно в общественном интерьере. Способность одухотворять, приближать к человеку материальную среду, в которой он находится, изначально заложена в гобелене, гобелен хранит живое прикосновение человеческих рук.

Искусство гобелена генетически связано с наследием художественного ремесла. То, что современный российский гобелен выполнен из того же материала, и в той же технике, как и много веков назад, делает его ценным и востребованным.

В искусстве гобелена происходят изменения, это живой, развивающийся вид искусства. Несмотря на глубокие корни, он имеет колоссальные возможности для развития.

ВЫБОР ТЕМЫ исследования продиктован недостаточной изученностью гобелена как важнейшего компонента формирования предметно-пространственной среды современного интерьера, а также попыткой проанализировать историю и возможные

4 перспективы развития искусства гобелена в рамках российского и мирового художественных процессов.

ПРЕДМЕТОМ исследования настоящей работы является взаимосвязь гобелена с предметно-пространственной средой общественного интерьера, где гобелен рассматривается как самостоятельный объект в общественном интерьере и как средство формирования художественного образа интерьера. Искусство гобелена представлено в ретроспективе, анализ современного гобелена проводится в рамках московской и петербургской школ, в которых сложились основные направления развития гобелена.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ исследования - 1970-е-1990-е годы - время активного развития декоративно-прикладного искусства вообще и искусства гобелена, в частности, время ощутимых преобразований, формирования различных тенденций развития гобелена в России и за рубежом.

ЦЕЛЬЮ настоящего исследования является изучение гобелена
как вида декоративно-прикладного искусства в рамках основных
российских школ и его композиционной взаимосвязи с

общественными интерьерами России в 1970-1990-е годы.

Для ее достижения необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

провести ретроспективный анализ развития гобелена в России;

охарактеризовать место искусства гобелена как вида декоративно-прикладного искусства в мировом и российском художественных процессах;

на основе собранного и систематизированного материала классифицировать гобелены по различным признакам;

выявить композиционную роль и выполняемые функции гобелена в современном общественном интерьере;

рассмотреть гобелен как самоценный и соподчиненный элемент общественного интерьера различного назначения;

определить общие черты и особенности московской и петербургской школ гобелена;

охарактеризовать основные тенденции развития искусства гобелена в России за 1970-1990-е годы, обосновать их периодизацию.

МЕТОДИКА исследования основана на комплексном изучении проблемы и включает в себя: систематизацию и обобщение исторического опыта создания гобеленов; натурное обследование гобеленов в общественных интерьерах 1970-х-1990-х годов и выявление их роли в формировании предметно-пространственной среды и художественного образа интерьеров; изучение гобеленов рассматриваемого периода и более ранних исторических эпох, находящихся в собраниях музеев, демонстрировавшихся на художественных выставках, а также находящихся в частных коллекциях; изучение литературных источников, научных трудов по рассматриваемой проблеме, выяснение творческих принципов ведущих художников в ходе устных бесед.

В процессе исследования проводились системный художественный анализ, искусствоведческая интерпретация произведений декоративного искусства, историко-художественное осмысление работ мастеров гобелена.

СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ВОПРОСА. Литературу, посвященную развитию искусства гобелена, проблемам размещения гобеленов в интерьерах можно подразделить на несколько типов. Первый - хроника процесса, каталоги выставок, статьи в периодической печати. Второй - опыты теоретического осмысления явления, дискуссии, проблемные статьи в журналах и сборниках.

Третий - осмысление роли гобелена в контексте тенденций развития интерьера, альбомы и монографии по истории гобелена как вида декоративно-прикладного искусства.

Одной из теоретических проблем, вызывающих дискуссии среди искусствоведов, является определение терминологии, касающейся искусства гобелена.

На протяжении истории этот вид искусства назывался по-разному: «шпалера», «арраци», «вердюра», «гобелен». В XX веке появились новые названия - «настенный ковер», «текстильное панно», «таписсерия», «новая таписсерия».

Самыми ранними из дошедших до нас тканых стенных ковров являются немецкие шпалеры XI-XIII веков из церкви св. Гереона в Кёльне и из Гальберштатского собора, а также норвежская шпалера из Балдисхолла [6, 10]. Понятие «шпалера» (от нем. Spalier) закрепилось за этим видом искусства в научных публикациях, справочных изданиях, музейных каталогах применительно к произведениям, созданным до XX века.

В XIV веке в Аррасе ткачи изобрели технику так называемого «кипрского золота». Она заключалась в том, что для выделения и особой подсветки определенных мест гобелена стали использовать специальные утки - льняные и шелковые нити, обвитые сплющенной проволокой из золота и серебра. Благодаря этому их искрящиеся шпалеры получили всемирную известность, а вид искусства получил еще одно название - «аррасы» (в Италии - Arazzo). В Польше это название прочно закрепилось за произведениями этого искусства, как и в России - «гобелен».

Название «вердюры» эти произведения получили в XVI веке, в связи с возросшим интересом к пейзажному жанру в живописи, а вслед за этим и в гобеленовом искусстве. Изначально «вердюрами»

7 (от фр. Verdure - зелень, трава, листва) называли собственно изображения животных и птиц на фоне растительности. Но довольно быстро это название закрепилось за самими произведениями, включавшими эти сюжеты. Пейзаж в жанре «вердюр» строился по принципу кулис, как в живописи того времени. Впечатление пространства достигалось последовательной сменой по планам доминирующего цвета от тёмного к светлому.

В русском языке сосуществуют два практически равноправных термина «шпалера» и «гобелен». Они пришли в Россию в XVIII веке и почти сразу стали употребляться равнозначно. Хотя «шпалерами» следовало бы называть все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества, а «гобеленами» (от французской фамилии Gobelins) - только произведения, созданные в XVII веке на королевской мануфактуре Гобеленов в Париже. Но слово «гобелен» настолько прочно вошло в обиход, что в XX веке стало употребляться применительно даже к изделиям машинного производства - обивочным и портьерным тканям.

В России периодически возникали и другие понятия по отношению к гобеленам. Так, в 60-е годы XX века чаще использовался термин «настенный ковер», а в 1970-е годы -«текстильное панно», которое должно было относиться лишь к объектам, расположенным в плоскости стены. Последняя категория не включает в себя пространственные виды гобелена.

Один из теоретиков советского искусства Н.Каплан в статье «Советские гобелены» пишет: «Безусловно, рядом с фабричными коврами, выпускаемыми большими сериями, закономерно могут существовать и ковры, созданные в одном-двух экземплярах, в которых ярко проявляется творческая индивидуальность художников. Сюжетные гобелены монументального характера могут

8 быть с успехом включены в оформление интерьеров общественных зданий» [43, 5].

И далее в конце статьи примечание: «Гобелен - название сугубо условное. Мы причисляем настенные ковры, о которых идет речь, к типу гобеленов, лишь принимая во внимание сложность сюжетов, их «картинность». Но на самом деле и техника исполнения, и материал в этих коврах подчас сильно отличаются от того, что мы видим в настоящих старинных гобеленах. Тем не менее, мы позволим себе называть их так и дальше, чтобы отличать от ковров, в том числе и настенных, выпускаемых промышленными предприятиями» [43, 7].

В этой программной статье в журнале «Декоративное искусство СССР» впервые применяется термин «гобелен» и в дальнейшем постоянно используется как художниками так и критиками.

В 1990-х годах Уваров В. Д. ввел в российский научный обиход международное понятие «таписсерия» (от франц. tapisserie) [151, 3]. Однако, на мой взгляд, он не дает представления о традиционном понятии предмета как вида искусства, область которого я исследую. Скорее термин «таписсерия» употребим к новым синтетическим формам, таким как объемная текстильная пластика, инсталляция, выполненная из различных текстильных материалов (тканей, нитей, волокон, готовых изделий и т.д.). Кстати, именно им в большей мере посвящены аналитическо-исследовательские работы В.Д.Уварова.

Также неуместно использование в данном исследовании термина «новая таписсерия» (от франц. nouvelle tapisserie), предложенного Савицкой В.П. «для обозначения совершенно нового синтетического направления в искусстве текстиля, получившего развитие в 1960-1990-е годы» [114, 8].

Многозначность терминов, использующихся и западной критикой, заставило жюри шестого биеннале в Лозанне в 1973 году

9 принять компромиссное решение: считать гобеленом предмет, выполненный разнообразнейшими средствами и в любой технике, основой которых является переплетение» [77, 17]. Следует уточнить - гобеленовое переплетение.

В предлагаемом диссертационном исследовании употребляется термин «гобелен» как традиционное для России понятие об изучаемом предмете. Его определяющим признаком является наличие в произведении гобеленового переплетения. Кроме гладкого гобелена, к гобеленам относятся все произведения, выполненные в различных техниках или сочетанием их между собой, но с непременным использованием гобеленового переплетения.

Проблема взаимосвязи гобелена с предметно-пространственной
средой интерьера существовала всегда. Фундаментальных трудов,
всеобъемлюще исследующих закономерности взаимодействия

гобелена и интерьера, не было создано. Часто ориентировались лишь на визуальную согласованность гобелена с архитектурными особенностями помещений. С 1960-х годов стали появляться работы о возможностях гобелена в формировании образа интерьера.

Современные представления о синтезе искусств базируются на исследованиях Алпатова М.В.[2], Бурова А.К.[9], Виппера Б.Р.[12], Полянского А.Г.[93], Степанова Г.П.[13 1,132,133], Фаворского В.А. [153,154] и др.

В работах Некрасовой М.А.[86],Прониной И.[98], Соловьёва Н. К. [126,127,128] и других освещались вопросы формирования образной целостности, гармонии в искусстве, дизайне, архитектуре.

Выразительным возможностям декоративно-прикладного искусства (в частности гобелена) посвящены работы Жоголь Л.Е.[27,28], Крамаренко Л.Г.[57,58,60], Львовского Ф.А.[71], Мельниковой Н.В.[76], Макарова К.А.[73,74], Рюминой И.[103,106],

10 Савицкой В.И.[109,1 10,1 12,1 13], Стемпаржецкого А.Г.[130], Стриженовой Т.К.[138,140,141], Хоманько Л.Н.[157] и др.

В 1980-е годы Начюлене Д.-А.В.-Д. [82,83] и Кусько Г.Д. были предприняты попытки исследования национальных школ гобелена. Диссертация первой была посвящена литовской школе, второй -украинской. Основополагающих работ по изучению опыта российской школы до сих пор пока не было.

Изучению художественно-композиционных возможностей декоративного текстиля в общественном интерьере посвящены работы Львовского Ф.А. [71], Дицкой Л.А. [23], Орловой Н.Г.[90].

Одной из первых проблему взаимодействия гобелена и архитектуры затронула в своих работах Н.В.Мельникова [77]. Проблеме синтеза гобелена и архитектуры посвящены работы Зись Н.Я.[31], Степанова Г.П.[131,132,133], Муриной Е.Б.[81], Швидковского О.А.[161] и др. Эта тема также поднималась в диссертациях Начюлене Д.-А.В.-Д.и Жоголь Л.Е.

Первым серьёзным исследованием в XX веке (не считая работы Н.Спилиоти 1903 года [129]), посвященным российскому гобелену, следует считать труд Коршуновой Т.Т. и Ясинской И.М.[54], повествующий о русских шпалерах Петербургской шпалерной мануфактуры. Эта работа отличается высокой культурой исследования музейных собраний России.

Большая заслуга принадлежит Савицкой В.И.[108-119]и Стриженовой Т.К.[136-146] в популяризации и изучении современного гобеленового искусства - каждому автору принадлежит более десятка книг и статей на тему гобелена. Творческому наследию мастеров советского гобелена посвящены работы Стриженовой Т.К. - книги-альбомы «Гиви Кандарели»[136], «Рудольф Хеймрат»[142], «Эдит Вигнере»[144]. Творческому

11 наследию мастеров советского гобелена посвящены статьи Савицкой В.И. о художниках Альбине Воронковой[111], Юозасе Бальчиконисе[116], М.Бабянскене-Левитан[1 12]. Савицкой В.И. принадлежит первая попытка анализа советской школы гобелена -альбом «Современный советский гобелен»[119].

Творческий путь Суламифи Заславской - заслуженного художника-гобеленщика московской школы освещен в монографии Крамаренко Л.Г[59]. Творчеству Натальи Васильевны Кирсановой посвящена монография Стриженовой Т.К.[146].

Основным тенденциям развития современного гобелена 1960-1970-х годов посвящена кандидатская диссертация Савицкой В.И.[118]. Докторская диссертация Уварова В.Д.[151] освещает проблемы авторской таписсерии в контексте мирового художественного процесса.

Ленинградская школа была исследована в работах известного искусствоведа Коваль Р.[47,49,50]. Секретам технологии гобелена посвящены статьи Кантор Е. и Негневицкой О. [38,39], Кочергиной О. [55].

Следует отметить, что многие публикации имеют публицистическую направленность, и специалистам, работающим в области искусства гобелена, в них не хватает теоретических разработок, системных аналитических выводов.

Анализ литературных источников показал, что до настоящего времени проблема синтеза гобелена и архитектуры исследована недостаточно. Практический опыт художественного проектирования гобеленов для общественных интерьеров за последние три десятилетия XX века не обобщен и не осмыслен.

Существенный вклад.в становление и развитие планового проектирования гобеленов для общественных интерьеров на основе

12 синтеза искусств в архитектуре и ансамблевого мышления внесли представители московской и петербургской школ. Однако обобщения их опыта пока нет, хотя это позволило бы более подробно охарактеризовать современное состояние развития российского гобелена, а также выявить его дальнейшие тенденции.

Анализ особенностей и этапов развития искусства гобелена в России конца XX века исключительно важен для понимания тенденций его развития в XXI веке. При существующем большом опыте проектирования гобеленов для общественных интерьеров ощущается явный недостаток монографий по этой теме.

МАТЕРИАЛЫ И ИСТОЧНИКИ. Натурное изучение интерьеров общественных зданий, включавших гобелены, послужило основой для создания настоящей работы. Автором был создан большой массив фотоиллюстративных материалов.

Источником послужило и ознакомление с собраниями музеев
МГХПУ им. С.Г. Строганова, московской текстильной академии им.
А.Н. Косыгина, Государственного Эрмитажа, Музея

изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Музея ДПНИ на Делегатской, Лувра, Музея Клюни, этнографических музеев некоторых городов России, изучение архивных материалов библиотеки МГХПИ им. С.Г. Строганова, Научной библиотеки Российской академии художеств, РГБ им. В.И.Ленина.

Написанию диссертации предшествовало изучение сведений об экспонировании гобеленов на различных отечественных и зарубежных выставках. Сбор материала велся также путем непосредственного исследования творчества российских художников в мастерских.

Участие в организации ряда выставок российских мастеров гобелена также служило накоплению фактических данных о развитии гобелена в России. Были проведены и интервью с мастерами гобелена московской и петербургской школ.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ состоит в самой постановке проблемы, изучении произведений искусства гобелена в контексте связи с интерьером, что предпринимается впервые.

Проведенный анализ позволил не только выявить основные тенденции и направления развития гобелена в предшествующий и настоящий периоды, но и предположить некоторые перспективы его дальнейшего развития.

В диссертации исследованы композиционные закономерности
взаимосвязи гобелена с предметно-пространственной средой
интерьера, выявлена роль гобелена в формировании его

художественного образа. Системное обобщение и классификация отечественного материала, а также комплексный сравнительный анализ российских школ, периодизация развития российского искусства гобелена конца XX века также проводятся впервые.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ настоящей диссертации. Разработанные положения могут быть использованы при написании трудов по истории российского искусства гобелена, курсов лекций для различных учебных заведений.

Анализ композиционного построения гобеленов имеет практическую ценность для творчества художников гобелена. Определение степени влияния гобеленов на единство восприятия интерьера, оценка их роли в раскрытии темы, идеи и образа интерьера, а также анализ основных приемов и выявление композиционных закономерностей размещения гобеленов в

14 пространстве интерьера могут использоваться в практической работе архитекторами, художниками и дизайнерами.

Исследования, проведенные в области технологии гобеленового
ткачества, могут быть применены художниками гобелена,

художниками-технологами, преподавателями высших и средних учебных заведениях художественного профиля.

Приведенный фактический материал может быть использован при проведении выставочной деятельности, создании каталогов гобеленов, составлении учебных и справочных пособий.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные выводы и результаты исследования изложены в трех докладах на ежегодных научно-теоретических и практических конференциях в МГХПУ им. Строганова С.Г.

Основные положения диссертационной работы отражены в трех опубликованных и одной депонированной статьях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ сам гобелен и различные модели
взаимодействия гобелена с другими видами искусств в
архитектурно-художественной организации общественных

интерьеров.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Настоящая работа состоит из двух томов. Первый том (220 страниц машинописного текста) включает введение, три главы с двумя таблицами по тексту, заключение, список использованной литературы из 179 источников и два текстовых приложения (1,2).

Второй том - иллюстративные приложения (3,4) - включает в себя авторские иллюстративные таблицы и фотографический материал. Приложение содержит 100 листов иллюстративного материала.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных