Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификации характера.




В XX веке сложился целый комплекс психологических теорий характера, которые могут быть отнесены к различным группам: структурные, морфологические (конституциональные), психоаналитические, неофрейдистские, психиатрические (клинические) и др.

Авторы конституционных, или морфологических, типологий, классифицируя характеры, исходят из различий в конституции организма -его физического строения, соотношения его отдельных частей и тканей. Наибольшее распространение получила типология, представленная в классическом труде Э. Кречмера «Строение тела и характер». В результате большого числа антропометрических исследований (измерений частей тела) Э.Кречмер выделил четыре основных конституциональных типа:

1. Лептосоматик - отличается хрупким (астеническим) телосложением, высоким ростом, узкими плечами, плоской грудной клеткой, длинными и тонкими конечностями.

2; Пикник - человек с выраженной жировой тканью, полный, малого или среднего роста, с выступающим животом и круглой формой черепа.

3. Атлетик — характеризуется развитой мускулатурой и крепким телосложением; обычно имеет высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра.

4. Диспластик — человек с непропорциональным строением тела, характеризующимся различными деформациями.

С названными типами телосложения Кречмер соотносит тритипа характера, названные им шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик, имеющий астеническое телосложение, характеризуется замкнутостью, склонен к колебаниям эмоций, мнителен, упрям, ригиден в установках и взглядах, часто испытывает трудности в адаптации к социальному окружению.

Обладающий атлетическим телосложением ик­сотимик - это спокойный, маловпечатлительный человек, со сдержанной мимикой, невыразительными жестами, невысокой гибкостью мышления, часто мелочный и педантичный.

Циклотимик, наделенный пикническим телосложением, характеризуется циклическими колебаниями эмоций от радости до подавленности, при этом легко контактирует с людьми, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.

В психоанализе главным основанием для классификации характеров служит фиксация субъекта на определенном способе удовлетворения, присущем той или иной стадии его психосексуалъного развития. Широко принято разделение на прегенитальные типы характера и наиболее зрелый генитальный тип.

К прегенитальным относятся оральный, анальный, уретральный и фаллический типы.

Оральный характер понимается как способ удовлетворения и адаптации, содержащий выраженные элементы оральной фиксации раннего детства. Человек с таким характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения. Внешняя поддержка играет для него наиважнейшую роль, и он пассивно жаждет ее. Неумеренное питание становится также способом избегания депрессивного состояния. «Оральная озабоченность», кроме того, часто разрешается посредством выпивки и курения.

Анальный характер непосредственно связан с анальной фиксацией. Соответствующие ему личностные черты формируются в результате конфликтов, возникающих при обучении ребенка культуре отправлений кишечника. Поэтому среди основных черт анального характера взрослых известны бережливость, раздражительность, педантичность, скупость, упрямство, подчеркнутая аккуратность. Упрямство является пассивным выражением агрессии, чертой, преемственной отказу ребенка осуществлять отправления в соответствии с требованиями родителей.

Отличительными чертами уретрального характера являются честолюбие и склонность к соперничеству. Обе черты представляют компенсаторные реакции на подавленное чувство стыда. ^

Люди с фаллическим характером ведут себя в беспечной, решительной и самоуверенной манере. Однако их вызывающее поведение представляет лишь неосознанную защитную реакцию на не преодоленный в детстве страх кастрации.

Гениталъный характер, сопряженный со способностью к достижению генитального оргазма, в наибольшей степени способствует установлению продуктивных партнерских отношений с людьми.

Психиатрические (клинические) классификации характера (К.Леонгард, А.Е. Личко) строятся по принципу выделения заостренных, предельно выраженных или акцентуированных черт, в связи с чем вводится понятие акцентуация.

Акцентуация - значительное усиление и крайняя выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Проявляется в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода, низкой устойчивости к ним, при достаточной или даже повышенной устойчивости к другим видам воздействий. Акцентуации представляют крайние варианты нормы, граничащие с дисфункциями характера — психопатиями.

Типы акцентуаций в основном совпадают с типами психопатий, но их список шире. На основе исследований К.Леонгарда и А.Е. Личко выделяются следующие основные типы:

1) акцентуация циклоидная - чередование фаз позитивного и негативного настроения с различным периодом; соответственно - характер циклоидный;

2) акцентуация гипертимная - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца; соответственно - характер гипертимный;

3) акцентуация лабильная - резкая смена настроения в зависимости от ситуации; соответственно - характер лабильный;

4) акцентуация астеническая - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии соответственно - характер астено-невротический;

5) акцентуация сенситивная – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; соответственно - характер сенситивный;

6) акцентуация психастеническая - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию обсессий (навязчивостей) и ритуальных действий; соответственно - характер психастенический;

7) акцентуация шизоидная - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения; соответственно - характер шизоидный;

8) акцентуация эпилептоидная - склонность к элобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность; соответственно - характер эпилептоидный;

9) акцентуация паранойяльная, или застревающая- повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность; соответственно — характер паранойяльный;

10) акцентуация истероидная, или демонстративная - выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие и пр.; соответственно - характер истероидный, или демонстративный;

11) акцентуация дистимная - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных печальных сторонах жизни; соответственно - характер дистимный;

12) акцентуация неустойчивая - склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность;

соответственно - характер неустойчивый;

13) акцентуация конформная- чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм; соответственно - характер конформный.

Характер человека может принимать и патологическую форму проявления, в связи с чем говорят о патологии характера ­­- психопатии. При психопатиях наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих оптимальной адаптации субъекта к социальному окружению. Истинные или «ядерные» психопатии обуславливаются преимущественно наследственными факторами, однако дисгармоничное развитие характера и его выраженные фиксированные аномалия часто являются продуктом патогенной системы воспитания, а также черепно - мозговых травм, заболеваний мозга и т.п.

Итак, характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятельность человека.

Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

8. Общая характеристика способностей человека.

Понятие «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. Онвыделил следующие три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Несмотря на то что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

В большинстве классификаций способностей различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных