Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие способностей.




В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных па преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Одним из условий развития способностей являются особенности семенного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональнойориентации подрастающего поколения.

В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С. Л. Рубинштейн следующим образом сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей».

Вопросы для контроля:

1. Организм, нервная система и темперамент.

2. Основные свойства и отличительные признаки темперамента.

3. Проблема классификации темпераментов.

4. Психологическая характеристика типов темпераментов.

1. Понятие о характере.

2. Характер и темперамент. Физиологические основы характера.

3. Характер и личность.

4. Типологии характеров.

5. Акцентуации характера.

6. Раскройте суть классификации уровней развития способностей (способности, одаренность, талант, гениальность).

7. Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?

8. Что такое потенциальные и актуальные способности?

9. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

10. В чем выражается биосоциальная природа способностей?

11. Назовите основные этапы развития способностей.

12. Раскройте роль игры в формировании способностей.

Литература:

1. Введение в психологию. /Под общ. ред. А.В.Петровского. - М,: Академия, 1996.

2. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1998.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -М.,1998.

5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Т. 1. Основы общей психологии. - М.: Владос, 1998.

6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени

педагогического образования./Сост. Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1995.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - Новосибирск, 1996.

9. Крысько В.Г. психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест,1999.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных