Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История становления белорусского гобелена




Богатые художественные традиции белорусского народного ткачества давали возможность развивать мануфактурное производство шпалер, ворсовых ковров, гобеленов в Слуцке, Несвиже, Мире, Гродно, Слониме, Ружанах, Дубровно и др. На мануфактурах работали приглашенные французские, бельгийские и другие зарубежные мастера, под руководством которых местные мастера овладевали новыми для них техниками. В России первая шпалерная фабрика была основана в 1717г. Петром I. Подобные мануфактуры были созданы и на территории Украины, где вырабатывали ковры и гобелены (мануфактура в Бродах, основанная Саниславом Коницпольским, мануфактура в Корце – Чарторийским, мастерская гобеленов в Горохове на Волыни – Огинским и др.). Необходимо отметить, что еще в начале 18в. между белорусскими и украинскими ткачами существовали взаимосвязи. Из ткацкой мануфактуры в первой половине 18 в. г. Станислава (Ивано-Франковск, Украина) был приглашен Михаилом V Казимиром Радзивиллом в Слуцк мастер Ян Маджарский, разработавший тип слуцкого пояса. После закрытия гродненских мануфактур часть мастеров перешли работать на Гороховскую гобеленовую мастерскую (Украина), где оказывали значительное влияние на композиционный и колористический характер изделий.

Широко известными были мануфактуры князей Радзивиллов в Слуцке, Несвиже, Мире, Кореличах, Альбе и др. Начало производства шпалер положила Анна Сингушко, которая содействовала развитию различных ткацких ремесел в своих владениях (Белая, Мир). При Михаиле Казимире Радзивилле (Рыбоньке) мануфактуры достигли наивысшего расцвета, тогда и были выполнены самые значительные работы в технике гобелена. На мануфактурах Радзивиллов работали ткачами местные крестьяне, преимущественно женщины. В 1750г. на этих мануфактурах было уже 7 ткачих-мастериц. Сохранились сведенья об именах белорусских ткачих, они их выткали на шпалерах: Анастасия Маркович, Мария Кулаковская, Тереза Лютницкая и др. Картоны для кореличских гобеленов выполняли придворные художники. Сюжетной и композиционной основой для гобеленов послужили картины 17–18 вв. Абрагама о ван Вестерфельда, Дель Бене, де Воза и т. п.

В 1752 г. Михаил V Казимир Радзивилл пожелал, что-бы на Кореличской мануфактуре была выткана серия гобеленов, восславляющая ратные подвиги Радзивиллов в боях с крестоносцами, татарами, казаками-повстанцами. Эскизы для них были выполнены К. Гесски. В реализации заказа принимали участие его сын И. Гесский, М. Скржицкий, К. Лютицкий.

Во время войны 1812г. многие шпалеры радзивиловской серии погибли, другие разошлись по музеям, частным коллекциям. До нашего времени дошло несколько работ: «Взятие в плен Станислава Михаила Кричевского под Лоевом в 1649г.», «Подавление бунта под Славечной», «Смотр войск под Заблудовом», «Император Карл V жалует Николаю Радзивиллу княжеский титул», «Ратификация княжеского титула Радзивиллов».

Самая значительная работа в этой серии – «Взятие в плен Станислава Михаила Кричевского под Лоевом в 1649г.» (Краковский национальный музей, Польша). Полковник С. Кричевский, соратник Богдана Хмельницкого в ходе войны 1548-1654 гг. в июне 1649г. во главе пятнадцатитысячного отряда направился в Беларусь. В боях под Лоевом, смертельно раненный, он был взят войсками гетмана Януша Радзивилла в плен и трагически погиб. События под Лоевом были широко известны во всей Речи Посполитой и за ее пределами. В честь Януша Радзивилла, подавившего крестьянское восстание, слагали панегирики, создавали произведения искусства. Можно предположить, что основой для этого гобелена послужили графические листы Абрахама ван Вестерфельда, который часто сопровождал Януша Радзивилла в его походах и, вероятно, мог быть свидетелем гибели мятежного полковника.

Повествовательная композиция шпалеры соединяет несколько сцен. Вдали на горизонте виднеется силуэт Лоева. На заднем плане – лагерь Радзивилла, где и виселица с повышенным казаком, и палач рубит головы побежденным. Центр композиции – встреча гетмана Радзивилла и его свиты с пленным Кричевским, который, тяжело раненный, лежал на повозке. Гетман в богатом костюме, с булавой, под знаменем, в окружении столь же роскошной свиты и С. Кричевский – босой, в простом крестьянском тулупчике. Композиция повествовательна, насыщена фигурами и деталями. Обращает на себя внимание декоративное решение гобелена. Выполнен он из шерсти с частичным использованием шелка. Ковер спокойно сероватого колорита, на котором выделяются розовый, желтый, коричневый, зеленый и голубой цвета разных оттенков. Мягкая цветовая гамма и орнаментальное обрамление характерны для стиля рококо. Об этом свидетельствует и элементы бордюра, а также о том, что шпалера выполнена в середине 18в.

Среди гобеленов этой серии композиция «Битва под Славечной» (Львовский исторический музей, Украина). На сохраненной части этой шпалеры изображен сюжет, иллюстрирующий исторические события, когда по приказу польского короля Августа III князем Михалом V Казимиром были посланы отряды казаков на подавление крестьянского восстания в 1756г. в Каменщине Мозырского уезда. Сохранившейся фрагмент гобелена обрамлен орнаментальным бордюром. Вверху расположен герб Радзивилла и подпись с перечислением всех его титулов. На этом гобелене впервые обозначены инициалы «М.К.». Ткачиха, которая выполняла, скорее всего, Мария Кулаковская, работавшая в это время на мануфактуре. Основой для гобелена послужил живописный картон, выполненный придворным художником К. Гесским.

Польский искусствовед Е. Пагаческий отмечает общность этой композиции с композицией гобеленов голландского художника Ван дер Мавлена. Художник был приглашен на Парижскую мануфактуру гобеленов для выполнения заказов Людовика XIV, где создал серию, прославляющую короля-Солнце. Очевидно, художники, выполнявшие кардон «Битвы под Славечной», были хорошо знакомы с этой серией и многое позаимствовали для своей работы.

Гобелен «Битва под Славечной» выполнен из двух отдельных частей, которые были сшиты в единую композицию. Аналогичный прием использован и в гобелене «Взятие в плен Кричевского». Это может свидетельствовать как о недостаточно высокой технологии производства, так и о необходимости ускорить работу.

Еще одним примером связи с западноевропейским художественным текстилем является мануфактура в Слониме, владельцем которой был Михаил Казимир Огинский. Основана в 1780-х годах, работали на ней западноевропейские специалисты, руководил – архитектор и живописец из Италии И. Моран, работами ткачей ведал мастер из Германии Иоганн Карл Клетч. Наиболее известной работой Слонимской мануфактуры стала серия из двенадцати гобеленов на античные темы.

В гобеленовой технике чаще всего выполнялись сюжетно-тематические композиции, монументально-декоративные по характеру. В ковровой – орнаментальные, более скромные по размерам и функциональные по своему назначению. Но все зависело от назначения изделия. Типичны шпалеры с орнаментальным ковровым рисунком, композиционным центром которых служат цветочные вазы, а бордюр составляют букетики на темном поле.

В конце 18в. происходят значительные перемены не только в политическом положении Беларуси (раздела Речи Посполитой 1772,1793, 1795гг.), но и экономические перемены, наступившие в результате этих событий. Вхождение Беларуси в состав России повлекло за собой включение хозяйства во всероссийский рынок, расширение торговли и рост промышленного производства, что не могло не сказаться на судьбе вотчинных мануфактур. Следует учитывать и субъективные факторы, оказавшие влияние на развитие гобелена. Уходит надолго с художественной аренды гобелен, поскольку в конце 18в. происходят перемены, повлиявшие на место и роль гобелена в интерьере. В связи с происшедшими в архитектуре переменами, изменившими стилистические границы пространства интерьера, произведения искусства перестали быть самостоятельным элементом в пространстве. Смена культурных ориентиров и веяний моды изменила характер декоративно-прикладного искусства Беларуси.

В период 18-начала 20в. декоративно-прикладному искусству Беларуси присущи все основные стилевые направления: барокко, рококо, ампир, классицизм и модерн. Однако им свойственны некоторые особенности, поскольку отдельные виды декоративного творчества развивались дискретно. Гобелен испытывал воздействие стиля барокко.

Социально-политические изменения после революции 1917г. способствовали росту национального самосознания белорусского народа. Значительная активность наблюдается в художественной жизни республики. Активизировались изучение и пропаганда народного искусства. В 1919г. в Бобруйске была организована Государственная выставка ремесленников и художников. Большую работу по пропаганде народного искусства вел журнал «Наш край». На его страницах публиковались программы по сбору образцов народного искусства, отчеты музеев о количестве и характере собранного материала.

В Беларуси полностью отсутствовали учебные заведения для подготовки кадров художников декоративно-прикладного искусства. Несмотря на экономические и материальные лишения, предпринимаются действенные шаги по подготовке кадров художников, в том числе и декоративно-прикладного искусства. Первым шагом в этом направлении было открытие в Витебске народного художественного училища, где предусматривалось создание класса прикладного искусства с мастерской. К 1920-м годам относятся попытки создания учебного заведения для подготовки художников декоративно прикладного искусства в республике. Здесь группировались художники самых разных направлений – К. Малевич, М. Шагал, Р. Фальк, Н. Пуни, Н. Суетин и др.

К 1950-м годам в Беларуси окрепла база художественной промышленности, что потребовало решения вопроса о кадрах профессиональных художниках декоративно-прикладного искусства. Основу коллектива художников составляли выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. В становлении белорусского гобелена принимали активное участие А. Кишенко, А. Бельтюкова, которые были приглашены из Львовского института прикладного и декоративного искусства.

В 1964 г. Впервые в республике при Белорусском государственном театрально-художественном институте была открыта кафедра оформления художественных тканей. Через несколько лет на художественных выставках, в оформлении государственных интерьеров появились интересные работы выпускников. Важная роль в деле организации художественной школы декоративно-прикладного искусства в БГТХИ принадлежит М. Беляеву, Т. Порожняку, В. Говрилову.

Успешному развитию художественного ткачества содействовал также открытый в начале 70-х годов в Борисове гобеленный цех на базе комбината прикладного искусства Художественного фонда БССР. На этой хорошо оснащенной производственной базе работал целый ряд подготовленных специалистов: В. Раковская, Т. Синица, Л. Слабковская, В. Тетерева, Н. Шаркова, которые воплощали в жизнь замыслы художников. Белорусские исполнители строго следуют авторскому замыслу, придерживаясь традиционной гобеленной техники. Гобелены 1970-х годов изобразительны по характеру, имеют в своей основе тщательно проработанный картон.

Союзом художников БССР была создана секция декоративно-прикладного искусства, что в немалой степени способствовало улучшению работы.

Следующим этапом в развитии гобелена было увлечение фактурой и пластическими эффектами тканой поверхности. Художники много экспериментировали: красили нитки старым домашним способом, делали краску с листьев, коры, корней, применяли новые материалы – лен, синтетику, люрекс. Вводилась более свободная система переплетения, которая раскрывает и основу, и саму структуру ткани. Обогатилась технология и за счет новых техник, в том числе вязания и плетения. Стремление приспособить структуру ткани к интерьеру стало решающим, гобелен стал восприниматься не только как часть стены. В ходе дальнейших экспериментов он превращался в «текстильную структуру», стал подчиняться законам не только ткачества и живописи, но и пластики, которая опирается на новое восприятие пространства, времени и внутренней структуры предмета. Гобелен вернул потерянную в 19 веке идейную и монументальную сущность, которую имел в 17-18 вв. За относительно короткий срок появились интересные работы, которые позволяют говорить о создании в Беларуси монументального гобелена государственного звучания.

Для белорусского гобелена в 1970-е годы наиболее характерной особенностью стала его монументальность, ориентация на общественный интерьер. Создание современного белорусского гобелена связано прежде всего с работами Александра Михайловича Кищенко. Он известен как многоплановый художник, который работал в отрасли станковой тематической картины, портрета, монументального искусства. Возрождение гобелена привлекли его как монументалиста. Начав разрабатывать первые гобелены, Кищенко ориентировался на их размещение в контексте архитектурной среды. Он считал, что гобелен должен иметь ярко выраженный монументальный характер. Для решения этой задачи художник использовал и богатый арсенал ДПИ, гармонично выделяя в своих композициях человека-творца. Он применяет и средства «пространственной монументальной живописи», от которой берет пространственную условность – плановость, разномаштабность в передаче разновременных событий, всевозможные перспективные сокращения.

В 1970–1971гг. вместе с художниками-прикладниками А. Бельтюковой и Г. Гаркуновым Кищенко создал первый гобелен – «Человек, который познает мир». Гобелен был предназначен для гостиницы «Турист» в г. Минске. Размещение этого произведения было заранее продумано с архитектором Л. Погореловым. Композиционно гобелен «Человек, познающий мир» строится на ритмике пересечения плоскостей и линий, их взаимном наплыве. Равновесие линейных и цветовых ритмов, колористическая мягкость создают необходимую атмосферу раздумья и сосредоточенности. Центральное место занимает фигура юноши – своеобразная аллегория человечества в его стремлении к познанию. Композиция монументальна по характеру, в ней подчеркнута безграничность пространства. Образно и точно художник воплощает свой замысел средствами декоративного искусства. Тайны природы и открытого для познания космоса символизируют немногочисленные изобразительные элементы: звезды, планеты, птицы, рыбы и т.п. Богата и сложна колористическая гамма, которая строится на сочетании серебристо-серых, серебристо-голубых цветов и их легких, прозрачных оттенков. Она усиливает ассоциативно-эмоциональный характер гобелена, который сохраняет специфику жанра. Традиционное полотно гобеленовое переплетение максимально использовано для выявления тонкого колористического богатства произведения.

Творческое содружество А. Кищенко и архитектора Л. Погорелова отражается в интерьере Минского музыкального училища им. М. И. Глинки. Гобелен «Музыка» размещен в холле, перед входом в концертный зал училища. Значительные размеры (23х2.8м) предопределили монументальность художественного решения. А Кищенко продолжает следовать направлению, связанному с разработкой традиционного тематического гобелена. Гобелен «Музыка» – своеобразные декоративный триптих, в котором смысловые изобразительные зоны объединены общей темой. Музыка представлена в ее основных формах: неотделимый от природы музыкальный фольклор в образе юноши со свирелью, девушка с арфой – аллегория высокого, классического искусства и в центре композиции – призывная музыка битв и революций.

Необходимо отметить, что гобелены, созданные в эти годы, при всем их высоком художественном и техническом уровне еще не вполне отвечают критериям национального белорусского искусства. Это выражается в тематике, образных решениях и композиционных приемах. Произведения в большей части интернациональны по своей художественной специфике.

80-е годы – период расцвета белорусского гобелена. На республиканских и всесоюзных художественных выставках он обратил на себя внимание интересными находками, глубоким смыслом. К жанру портрета обращается А. Кищенко, гобелен «Ангелина». Пейзажные мотивы находят воплощение в работах А. Юзеевой «Времена года», «Дыхание весны», Г. Кривоблоцкая «Путь», «Заславские напевы», Н. Суховерховой «Слонечная сюита», Л. Петруль «Яблонька». Все эти работы отличает лирико-поэтическое восприятие природы, художники используют изобразительное решение. Не оставлен без внимания и натюрморт О. Гридина «Ожидание», «Натюрморт с книгой», серия гобеленов Г.Стасевич и В.Кривовеева «Натюрморты», В. Кривошеева «На перекрестке судьбы».

Заключительным аккордом развития монументально-тематических гобеленов стало создание А. Кишенко «Гобелен века». Это произведение продемонстрировало полный разрыв с традициями гобеленового искусства, поскольку не укладывалось в привычные рамки его бытования. Отразить средствами искусства события и главных действующих лиц целого столетия пробовали многие художники, А. Кищенко идет тем же путем – старается изобразить на площади гобелена как можно больше известных политических лидеров, выдающихся писателей, музыкантов, ученых. Не обойдены вниманием и наиболее значительные, по мнению художника, события. Все это калейдоскопически мелькает на огромной картиной плоскости гобелена.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных