ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Риторические школы.Риторика.
Р иторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Риторика — наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь представляет собой ряд поучений в форме слова или беседы, пред-назначенных для постоянного круга лиц. B ХVІІ-ХІХ веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы (богословия, религиозной и политической публицистики, философии, документа) возрастает. B результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений — судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п. Современная риторика не просто техническая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания, она несет в себе возврат к наследию христианской культуры, но с учетом современного научного знания. Но сущность аргументации не изменилась – в наше время люди используют те же приемы мысли, те же методы, ту же технику введения в заблуждение, что и две тысячи лет назад. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство. Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.
Риторические школы. Софисты. Главный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей».
Для убеждения у софистов были два способа: диалектика — искусство рассуждать, направленное к разуму слушателей, и риторика — искусство говорить, направленное на их чувства.
Риторическая школа Исократа.
Школа Исократа учит говорить на доступном слушателю языке, используя общие стереотипы и известные всем факты, не ссылаться на философские постулаты и не строить сложных схем. Исократ относился к обучению красноречию как к синониму воспитания достойного гражданина. Помимо создания риторической школы, к заслугам Исократа также относят реформу общей риторики.
На всем протяжении развития определения риторики сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Здесь сложилось два основных направления:
1. Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей убедительную, эффективную речь.
2. Второе направление также возникло в Древней Греции. Представители этого направления (Исократ и др.) считали хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля, называют логическим, а от Исократа – литературным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|