ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Синтетический характер риторикиКак отмечает Е.Н. Зарецкая одной из особенностей риторики является сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступления, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников[9]. Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от сферы применения оно подразделяется на различные виды. Так, публичная речь, произносимая с целью сообщить какую либо информацию называется информационной. Это, например, такие жанры устной научной речи как доклад, лекция, вступительное слово на защите дипломной работы. Другая цель публичных речей - соблюсти этикет. Такую функцию выполняют протокольно-этикетные речи. Например, приветственное слово участникам конференции, поздравление юбиляра, выступление на панихиде. К одному из видов публичных выступлений можно отнести и развлекательные речи, цель которых - развлечь собравшихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Самым распространённым видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относится парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления. Заключение Любые человеческие дела – от личных до глобальных – начинаются с уяснения идей, а передаче идей, их борьбы и утверждения в индивидуальном и общественном сознании служит слово. Умное, действенное слово – важнейшее средство влияния на людей, идет ли речь о призыве к войне или миру, о совершенствовании общественных отношений, труде, учебе или семейной жизни. Слово – главное орудие цивилизации, и владеть им учит риторика – ораторское искусство, зародившееся как самостоятельная прикладная дисциплина еще в Древней Греции. В Афинах, собираясь на городской площади – агоре, граждане выбирали органы власти, решали вопросы законодательства, городского и общегосударственного управления, строительства, финансов, налогообложения, торговли и внешней политики. Риторика с самого своего зарождения выступала, главным образом, как судебное и политическое красноречие. Все крупные политические, общественные, культурные и религиозные вожди – созидатели и реформаторы, полководцы и революционеры, проповедники и просветители – были талантливыми ораторами. Это неудивительно: ведь если сама по себе гениальная идея есть достояние одного, то через слово она становится достоянием многих, а если это слово вызвало живой отклик в их душе, то оно становится двигателем исторического процесса. Стремительное развитие в последние десятилетия технического оснащения средств массовой информации привело к созданию единого всепланетного информационного пространства, охватившего собой все сферы человеческой жизнедеятельности. Современная риторика уже не является чисто филологической дисциплиной. Она тесно связана с социологией и политологией, историей и философией, культурологией, нейролингвистикой и семантикой, информатикой и теорией коммуникации, но более всего – с индивидуальной и коллективной психологией. Это значительно повысило ее влияние на человеческие умы, в особенности на сферу подсознания, определяющую поведение человека помимо его воли. Современный профессиональный оратор должен быть вооружен плодами научных открытий лучших психологов мира. Риторика в настоящее время еще более чем прежде, есть щит и меч, яд и противоядие. Она жизненно необходима юристу и педагогу, лектору и политику, врачу и менеджеру, рекламному агенту и ученому, военному командиру и начальнику экспедиции. Поэтому любой, чья рабочая среда – люди, должен уделять риторике самое пристальное внимание, обогащая свой речевой арсенал и багаж знаний достижениями современных гуманитарных и точных наук.
Список используемой литературы
1. Волков А.А. Курс русской риторики/ А.А. Волков. – М., 2006. 2. Дюбуа Ж. Общая риторика/ Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж. Клинкенберг. – М., 2006. 3. Граудина Л.К. Теория и практика русского красноречия/ Л.К. Гаудина, Г.И. Миськевич. - М., 1989. 4. Муштук О.З. Основы общей риторики/ О.З. Муштук. – М., 2008. 5. Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи/ В.Н. Топоров. - М., 1990. 6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации/ Е.Н.Зарецкая. - М., 2002. 7. Ивин А.А. Основы теории аргументации/ А.А. Ивин. - М., 2005. 8. Рождественский Ю.В. Теория риторики/ Ю.В. Рождественский. – М., 2006.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|