Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Синтетический характер риторики




Как отмечает Е.Н. Зарецкая одной из особенностей риторики является сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступления, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников[9].

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от сферы применения оно подразделяется на различные виды. Так, публичная речь, произносимая с целью сообщить какую либо информацию называется информационной. Это, например, такие жанры устной научной речи как доклад, лекция, вступительное слово на защите дипломной работы.

Другая цель публичных речей - соблюсти этикет. Такую функцию выполняют протокольно-этикетные речи. Например, приветственное слово участникам конференции, поздравление юбиляра, выступление на панихиде.

К одному из видов публичных выступлений можно отнести и развлекательные речи, цель которых - развлечь собравшихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Самым распространённым видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относится парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.

Заключение

Любые человеческие дела – от личных до глобальных – начинаются с уяснения идей, а передаче идей, их борьбы и утверждения в индивидуальном и общественном сознании служит слово. Умное, действенное слово – важнейшее средство влияния на людей, идет ли речь о призыве к войне или миру, о совершенствовании общественных отношений, труде, учебе или семейной жизни.

Слово – главное орудие цивилизации, и владеть им учит риторика – ораторское искусство, зародившееся как самостоятельная прикладная дисциплина еще в Древней Греции. В Афинах, собираясь на городской площади – агоре, граждане выбирали органы власти, решали вопросы законодательства, городского и общегосударственного управления, строительства, финансов, налогообложения, торговли и внешней политики.

Риторика с самого своего зарождения выступала, главным образом, как судебное и политическое красноречие.

Все крупные политические, общественные, культурные и религиозные вожди – созидатели и реформаторы, полководцы и революционеры, проповедники и просветители – были талантливыми ораторами. Это неудивительно: ведь если сама по себе гениальная

идея есть достояние одного, то через слово она становится достоянием многих, а если это слово вызвало живой отклик в их душе, то оно становится двигателем исторического процесса.

Стремительное развитие в последние десятилетия технического оснащения средств массовой информации привело к созданию единого всепланетного информационного пространства, охватившего собой все сферы человеческой жизнедеятельности.

Современная риторика уже не является чисто филологической дисциплиной. Она тесно связана с социологией и политологией, историей и философией, культурологией, нейролингвистикой и семантикой, информатикой и теорией коммуникации, но более всего – с индивидуальной и коллективной психологией. Это значительно повысило ее влияние на человеческие умы, в особенности на сферу подсознания, определяющую поведение человека помимо его воли.

Современный профессиональный оратор должен быть вооружен плодами научных открытий лучших психологов мира. Риторика в настоящее время еще более чем прежде, есть щит и меч, яд и противоядие. Она жизненно необходима юристу и педагогу, лектору и политику, врачу и менеджеру, рекламному агенту и ученому, военному командиру и начальнику экспедиции. Поэтому любой, чья рабочая среда – люди, должен уделять риторике самое пристальное внимание, обогащая свой речевой арсенал и багаж знаний достижениями современных гуманитарных и точных наук.

 

Список используемой литературы

 

1. Волков А.А. Курс русской риторики/ А.А. Волков. – М., 2006.

2. Дюбуа Ж. Общая риторика/ Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж. Клинкенберг. – М., 2006.

3. Граудина Л.К. Теория и практика русского красноречия/ Л.К. Гаудина, Г.И. Миськевич. - М., 1989.

4. Муштук О.З. Основы общей риторики/ О.З. Муштук. – М., 2008.

5. Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи/ В.Н. Топоров. - М., 1990.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации/ Е.Н.Зарецкая. - М., 2002.

7. Ивин А.А. Основы теории аргументации/ А.А. Ивин. - М., 2005.

8. Рождественский Ю.В. Теория риторики/ Ю.В. Рождественский. – М., 2006.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных