Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Инвестиционная деятельность играет важную роль в развитии экономики. Выход российской экономики из кризиса в большой степени связан с восстановлением инвестиционного процесса. Государственное регулирование инвестиционного процесса должно быть направлено как на активизацию источников накопления внутри страны (например, реализация эффективной амортизационной и налоговой политики, поддержка развития институтов финансового рынка и т.п.), так и на широкое привлечение зарубежного предпринимательского капитала.

Инвестиции — это долгосрочные вложения средств (денежных, материальных), интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в различные отрасли, предприятия, программы, отдельные мероприятия с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов (например, природоохранных, социальных и др.). Одна их часть — это потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас (инвестиции на увеличение запасов); другая — ресурсы, направленные на расширение производства. Статистика инвестиций многих стран включает только материальные затраты и не учитывает вложения в знания, научные исследования, образование, что сказывается на объеме их расчета.

В общем виде инвестиции представляют собой расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда. Это совокупность затрат, направляемых и реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в отдельные отрасли хозяйства.

При этом под капиталом в финансовом смысле понимаются активы (средства) фирмы, предприятия, в экономическом — он воплощен в средствах производства, т.е. основных и оборотных производственных фондах.

Видами инвестиций могут быть денежные средства, акции и другие ценные бумаги, паевые взносы, движимое и недвижимое имущество, авторские права и др. Различают два вида инвестиций.

1. Реальные — долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства и предметы потребления. При этом может быть использован заемный капитал, в том числе кредит банковский, и в этом случае банк также осуществляет реальное инвестирование. Реальные инвестиции иногда называют прямыми, хотя по американской методологии к прямым относят инвестиции, формирующие более 25% капитала фирмы;

2. Финансовые — вложения в ценные бумаги, а также помещение капитала в банки. Вложения в ценные бумаги называют также портфельными инвестициями. Результатом первых является приращение реального капитал (здания, сооружения, машины, транспортные средства и т.п.).

Вторые, имея целью вложение капитала в ценные бумаги (акции, облигации и др.), не приносят приращения реального капитала. Здесь происходит так называемая покупка титула собственности (аналогично, например, покупке недвижимости), т.е. осуществляются трансфертные или передаточные операции.

К инвестициям следует отнести все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, направляемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль или достигается социальный эффект. Этими ценностями могут являться: денежные средства, движимое и недвижимое имущество, т.е. материальные ценности; право пользования землей и другими природными ресурсами, а также прочие имущественные права; имущественные права, вытекающие из авторского права, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности и т.д.

Различают и валовые инвестиции — как сумму чистых (новых) инвестиций, увеличивающих размер основного капитала, и инвестиции в модернизацию (на возмещение); это средства, направляемые на возмещение износа капитала. В стране с развитой корпоративной экономикой практически все долгосрочные вложения осуществляются посредством ценных бумаг, в первую очередь акций. Поэтому реальные инвестиции являются в основном сферой деятельности коммерческих банков.

Отсюда термин «инвестиции» иногда употребляется и как синоним понятия «вложения в ценные бумаги». Так, например, дилеры на рынке ценных бумаг называются инвестиционными дилерами, к которым относятся инвестиционные банки, торговые компании, фондовые дома и т.д.

Вложение имущественных и интеллектуальных ценностей в тот или иной инвестиционный проект может осуществлять как юридическое, так и физическое лицо, называемое инвестором. В роли инвесторов, самостоятельно определяющих объем, направление и эффективность инвестиций, выступают органы власти и управления Российской Федерации, субъектов Федерации и административно- территориальных образований, государственных предприятий и учреждений, отдельные граждане, негосударственные предприятия, хозяйственные ассоциации, товарищества и т.д. К инвесторам относятся также иностранные граждане, юридические лица, и государства и их совместные с Россией объединения.

Государственные инвестиции осуществляются за счет бюджетных ассигнований (налогов, займов, эмиссии денег, государственных доходов); частные — за счет собственных средств инвестора, полученных им кредитов и других средств, частные инвестиции могут осуществлять и акционерные и страховые компании, коммерческие банки, пенсионные и другие фонды, отдельные предприниматели и т.п.

Совокупность практических действий по реализации инвестиций называется инвестиционной деятельностью.

Инвестиционная деятельность получает свое отражение в соответствующей государственной политике, которая осуществляется на основе определенных принципов. Они не являются постоянными и зависят от того или иного этапа развития экономики страны и намеченных в ней преобразований.

В настоящее время важное значение имеет дальнейшая последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов. Другими принципами являются: государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций, размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе.

Обязательным условием принятия решений о финансировании служит предварительная экспертиза каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия целям и приоритетам социально-экономической политики, окупаемости капитальных вложений. Применяется также совместное или долевое государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов из стран СНГ и независимого бизнеса. Реализация этого принципа позволит привлечь дополнительные финансовые средства.

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных, заемных и привлеченных финансовых средств инвесторов, а также бюджетных и внебюджетных ассигнований. К собственным финансовым ресурсам относится прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления, сбережения граждан, юридических лиц и др. Заемные финансовые средства инвесторов включают облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты, а привлеченные — средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц. Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности предусматривается прежде всего для реализации государственных инвестиционных программ, регулирования отраслевой и территориальной структуры инвестиций.

По мере развития экономики бюджетное финансирование инвестиций заменяется системой их субсидирования, предполагающей предоставление бюджетных средств в форме инвестиционных займов. Преимущество такого субсидирования заключается в возможности отбора на конкурсной основе наиболее эффективных вариантов инвестирования на принципах платности и возвратности. Государственная инвестиционная политика предусматривает широкое использование внебюджетных ассигнований через соответствующие фонды. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами в расчете на получение доходов от инвестиций для дополнительного финансирования своих затрат. По основным направлениям деятельности фонды освобождены от уплаты налогов, таможенных пошлин. Внебюджетные инвестиционные фонды образуются, как правило, в форме акционерных обществ открытого типа и являются компаниями, вкладывающими капитал в ценные бумаги других компаний.

В последние годы инвестиции в производство, закладывающие основу для долгосрочного экономического роста, резко сократились и продолжают снижаться. Инвестиционная политика в России казалась перед принципиальным выбором. Государство должно либо продолжить линию пассивного ожидания роста инвестиционной активности в рамках саморегулируемых механизмов формирующейся рыночной среды (что, принимая во внимание богатый мировой опыт циклического развития, чревато большими потерями времени и, главное, значительной части производственного потенциала страны, особенно обрабатывающего сектора экономики), либо, учитывая незавершенность в стране рыночных преобразований и незрелость инвестиционно-финансовых институтов, пойти на усиление своей роли в антикризисном регулировании рынков капитала, активно содействовать своими методами скорейшему формированию благоприятных условий для начала широкомасштабного инвестирования на неинфляционной основе.

Для восстановления и активизации инвестиционного процесса прежде всего необходимо:

• дальнейшее развитие сберегательного процесса с обеспечением условий использования средств населения на инвестиции;

• изменение действующего законодательства, имея в виду снижение уровня совокупного налогового бремени на товаропроизводителей и его большую дифференциацию;

• использование рефинансирования Центральным банком РФ коммерческих банков преимущественно на инвестиционные цели;

• сохранение национального интеллектуального потенциала путем увеличения инвестиций в науку, образование, переподготовку кадров.

Главной задачей является создание экономических условий для увеличения долгосрочных инвестиций и привлечения иностранных капиталов. Мобилизация на этой основе средств позволит более интенсивно провести структурную и технологическую перестройку экономики и обеспечить рост эффективности инвестиций.

Инвестиционная деятельность тесным образом связана с формированием инвестиционного климата — этой важнейшей составной частью в институциональной системе экономики, призванной создать предпосылки для наилучшего использования общественных экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил через активную инвестиционную деятельность.

Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону, что особенно справедливо применительно к современным российским условиям. На рис. 8.1 приводится схема структуры инвестиционного климата и определяются факторы его формирования.

В активизации инвестиционного процесса большую роль играют финансовые льготы. Они позволяют расширить возможности наиболее эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство и тем самым создать условия для его развития. К финансовым льготам относятся такие, как освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки, разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов (т.е. уменьшение через ускоренную амортизацию суммы прибыли, подлежащей налогообложению, и т.п.)

Действующее налоговое законодательство не в должной мере оказывает стимулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность вообще и долгосрочные вложения в частности. Поэтому в Налоговом кодексе РФ должны быть взяты в расчет условия переходного периода и учтены не только фискальная, но и стимулирующая роль налоговой системы.

Усиление инвестиционной активности связано с амортизационной политикой. Предполагается существенно увеличить роль амортизационных отчислений в финансирование капитальных вложений, довести их долю до 55—60% (в развитых странах эта величина достигает 80%). Основными путями достижения такого роста является применение методов ускоренной амортизации, штрафных санкций за использование амортизационного фонда не по целевому назначению, а также приведение оценки основного капитала к его реальной величине.

Основным направлением инвестиций являются капитальные вложения в основные фонды (основной капитал). Капитальные вложения представляют собой затраты на новое строительство, на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, затраты на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство.

Соотношение различных видов и направлений затрат в общем объеме капитальных вложений устанавливается в соответствии с инвестиционной политикой и представляет собой структуру капитальных вложений. Эта структура во многом определяет темпы и пропорции воспроизводства основных фондов.

Источником простого воспроизводства основных фондов является фонд возмещения, большая часть которого аккумулируется в виде амортизационных отчислений, а источником расширенного воспроизводства — произведенный в стране национальный доход или та его часть, которая выделяется на цели накопления.

Связь между капитальными вложениями и вводом в действие основных фондов в государственном секторе экономики определяется следующим образом: объем капитальных вложений (за вычетом некоторых элементов, не включаемых в стоимость основных фондов) равен сумме ввода в действие основных фондов и прироста незавершенного строительства.

В зависимости от назначения капитальные вложения подразделяются на производственные и непроизводственные. В целях же обеспечения наиболее рационального распределения и использования государственных капитальных вложений разрабатывается воспроизводственная, технологическая, отраслевая и территориальная их структуры. При этом воспроизводственная структура отражает установление необходимых объемов капитальных вложений, направляемых на поддержание мощностей действующих предприятий, на техническое перевооружение и реконструкцию, а также на расширение действующих и строительство новых предприятий.

Обычно первые виды вложений обходятся дешевле, чем новое строительство. Технологическая структура предполагает установление оптимальных соотношений между стоимостью строительно-монтажных работ, стоимостью оборудования и прочими затратами в общем объеме капитальных вложений. Отраслевая структура показывает распределение капитальных вложений между отраслями хозяйства страны, а территориальная — характеризует распределение капитальных вложений между регионами.

В соответствии с государственной инвестиционной программой формируется перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, подлежащих финансированию с привлечением средств федерального бюджета как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Установлен порядок формирования перечня строек и объектов, финансируемых из бюджета.

• Министерство экономического развития и торговли РФ в предварительном порядке устанавливает и сообщает государственным заказчикам предварительный объем капиталовложений на соответствующий период.

• Государственные заказчики представляют в Минэкономразвития России предложения по инвестиционным проектам, разработанные на основе предварительных объемов государственных централизованных капиталовложений.

• В обосновании заказчиков указывается перечень строек и объектов с соответствующими показателями на весь период строительства с разбивкой по годам, приводятся необходимые технико- экономические расчеты.

• Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ рассматривают предложения государственных заказчиков и принимают решения о включении их в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Отбор строек и объектов производится на конкурсной основе.

Включение в указанный перечень вновь начинаемых строек и объектов допускается при условии, если переходящие стройки и объекты, на которых создаются аналогичные мощности, обеспечены необходимыми объемами капитальных вложений. Государственные заказчики определяют застройщиков по строительству данных объектов и организуют проведение подрядных торгов.

К числу застройщиков относятся инвесторы и лица, которые уполномочены инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству. Подрядные торги (тендеры) проводятся с участием отечественных строительных организаций и иностранных фирм.

Минэкономразвития России и Минфин России на основании сообщений государственных заказчиков о результатах подрядных торгов уточняют объемы капиталовложений, размеры и источники их финансирования по вновь начинаемым стройкам и объектам, включенным в перечень на весь период строительства, с распределением по годам. Включение таких объектов в список является государственной гарантией их финансирования до полного окончания строительства в установленные сроки.

На основе подрядных торгов заключаются государственные контракты (договоры подряда), суть которых заключается в том, что подрядчик принимает на себя обязательство выполнить своими силами и средствами, а также соответствующего качества строительство объекта или их комплекса согласно проектам и существующим требованиям.

В обязанности заказчика включается предоставление подрядчику строительной площадки, передача ему утвержденной проектно- сметной документации и своевременное финансирование строительства.

Кроме того, заказчик должен поставить технологическое оборудование, а также некоторые виды специальных материалов и изделий, принять законченные объекты и полностью оплатить их.

Контракты (договоры подряда) заключаются на весь период строительства и являются основным документом для расчетов между заказчиком (застройщиком) и подрядной организацией. Отказ заказчика (застройщика) от дальнейшего финансирования стройки или объекта, осуществляемого на основании данного контракта (договора подряда) влечет компенсацию им затрат других участников строительства.

Важным документом в строительном процессе является титульный список, разрабатываемый по стройке и объекту производственного и непроизводственного назначения. В нем указывается наименование и местонахождение стройки, характер строительства, год начала и окончания этого строительства, проектная мощность всего объекта и полная сметная его стоимость. Кроме этого, в титульном списке устанавливаются задания по вводу в действие мощностей и основных фондов, а также капитальные вложения, строительно-монтажные работы и данные о незавершенном строительстве.

Выделяются в этом списке пусковые комплексы, данные по отдельным производствам и цехам, объектам, связанным с охраной окружающей среды. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет федерального бюджета, определяются Минэкономразвития России и Минфином России с участием других федеральных органов исполнительной власти.

Инвестиционная деятельность тесно связана со структурной политикой, осуществляемой государством. Структурная политика определяется основными направлениями экономики и предусматривает ее перевод на новую ресурсосберегающую, высокотехнологичную и экологически разумную модель функционирования.

Сложившаяся структура экономики характеризуется рядом негативных моментов. К числу наиболее важных из них относится опережающий спад производства в обрабатывающих отраслях, определяющих качественный уровень используемых технологий (например, сокращение выпуска продукции приборостроения и электротехники). Увеличивается в валовой продукции доля промежуточной продукции и заказов. Продолжается падение производства массовых продовольственных товаров, обеспечивающих качество рациона питания.

В этой связи структурная перестройка на данном этапе должна быть направлена на стабилизацию производства и создание условий для его роста. Свое выражение это получает в использовании новых принципов финансовой стабилизации хозяйства страны на основе ликвидации диспропорций между натурально-вещественными и финансово-стоимостными аспектами воспроизводства. Важнейшими условиями стабилизации являются также создание экономической среды, стимулирующей внутреннее производство, конкретная государственная поддержка задельных и массовых инвестиций в отрасли, продукция которых имеет решающее значение для жизнеобеспечения страны.

Для таких отраслей необходимы инвестиционные программы, кредитно-финансовая поддержка, перепрофилирование предприятий. При этом поддержка целенаправленно выбранных групп предприятий и организаций с получением от них реальной продукции должна сочетаться с экономической свободой предприятий и предпринимателей.

Государственная структурная политика имеет селективный характер. Она обеспечивает повышение эффективности за счет целенаправленного изменения структуры производства, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост. Критерии и объекты финансовой поддержки при селективной политике в первую очередь определяются положением дел в хозяйстве страны, изменением экономических приоритетов.

К основным направлениям селективной структурной политики на ближайшее время относятся:

• топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия;

• обеспечение населения отечественным продовольствием и социальная поддержка слабозащищенных слоев населения;

• финансирование конверсии военного производства;

• поддержка образования, науки и научно-технического потенциала;

• развитие экспорта наукоемкой продукции.

По каждому направлению должны быть определены конкретные предприятия, намечены размеры их финансирования с федерального уровня и оценены возможные объемы продукции, реально формирующие прогрессивную общую структуру производства или меняющие ее в благоприятную сторону.

Прогрессивные структурные преобразования всегда тесно связаны с развитием инновационной деятельности. Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

К основным направлениям государственной инновационной политики относятся:

• Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.

• Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности.

• Развитие производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово- кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

• Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

• Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

• Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций. •

• Реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

• Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться для производства как вооружений и военной техники, так и продукции гражданского назначения. Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах должна быть направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).

Важную роль в комплексе предлагаемых мер играют институциональные преобразования (приватизация, создание финансово- промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и др.), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции и освоение высоких технологий. Для этого необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников этой деятельности.

Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Учитывая сокращение научно-исследовательских и проектно- конструкторских организаций, необходимо создание фонда имущества инноваций для предоставления на льготных условиях малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования.

Для развития инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно- технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

Необходимо больше внимания уделить законодательному обеспечению инновационного процесса. В этих целях потребуется проведение анализа существующего законодательства в этой области, обоснование нормативов, работающих на эту сферу деятельности, принятие мер к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.

Большое значение при формировании инновационной политики приобретают не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.

В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование текущих нужд действующего производства и в редких случаях — на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала.

Для проведения активной инновационной политики требуется принятие неординарных мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования.

Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта.

К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо отнести:

• Финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны.

• Расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на паритетных началах.

• Совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего это касается внебюджетных фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, часть средств которых будет использоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой стороны, интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

Реализация инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики России.

Одной из важнейших частей развития и совершенствования рыночных отношений является реорганизация внешнеэкономической деятельности, в ходе которой должно быть обеспечено привлечение зарубежных инвестиций к воспроизводственному процессу. Использование этих инвестиций способствует значительному облегчению и ускорению структурной перестройки экономики России, формированию в ней высокотехнологичных производств. Поэтому в государственном регулировании инвестиций все большее место занимает увеличение иностранных капиталовложений в отрасли экономики страны.

В мировой практике инвестиции привлекаются с помощью сети специальных инвестиционных агентств, изучающих потребности инвесторов и предоставляющих необходимую информацию для принятия решений. Этот подход, не практикуемый в должной мере в России, доказал свою высокую эффективность. Основным условием привлечения иностранных инвестиций является то, что наша страна готова стать крупным реципиентом иностранного капитала. В свою очередь иностранных инвесторов в России привлекает наличие емкого рынка, многоотраслевой характер хозяйства, большие объемы неиспользуемых отходов и вторичного сырья, относительно современный научно-технический потенциал, достаточно высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы при низком уровне заработной платы, выгодное географическое положение, значительный инвестиционный и потребительский спрос. Реализация этих потенциальных возможностей предполагает использование различных способов и форм привлечения иностранных инвестиций. До середины восьмидесятых годов доминирующей формой привлечения иностранного капитала было сотрудничество на компенсационной основе. В настоящее время одним из способов его привлечения является создание совместных предприятий (СП или предприятий с иностранными инвестициями) в форме акционерных обществ или товариществ. Весьма продуктивной следует признать использование такой формы, как сдача хозяйственных объектов в аренду, которая применима в производстве продовольствия и промышленных потребительских товаров. Однако вложение капиталов в эту сферу не открывает особых перспектив для иностранных инвесторов, так как получение прибыли в твердой валюте весьма проблематично в связи с насыщенностью соответствующих зарубежных рынков.

Другой формой привлечения иностранного капитала являются контрактные совместные предприятия. В отличие от традиционных эта форма не предусматривает юридического оформления участия сторон в совместных инвестициях и возникновения на этой основе новых юридических лиц. Такие СП используются преимущественно для сооружения и эксплуатации трудоемких объектов сферы услуг с относительно быстрой окупаемостью (гостиницы, офисы и т.д.). Эта форма привлечения иностранного капитала применима и в промышленности — при использовании технологий, ноу-хау и оборудования иностранного партнера. Одним из ключевых направлений использования зарубежных капиталовложений является развитие рыночной инфраструктуры перерабатывающих и сбытовых предприятий, а также предприятий,

занимающихся хранением сельхозпродукции. Для этого необходимо создать в пригородной зоне крупных городов комплекс сервисных предприятий, которые возьмут на себя партнерское обслуживание сельскохозяйственных производителей современной малогабаритной техникой, удобрениями, семенами.

Перспективным является создание и развитие сети подрядных организаций, выполняющих в пригородной местности строительно- монтажные и ремонтные работы. Важное значение имеет и задача формирования особой банковской системы (кооперативные и ипотечные банки), рассчитанной на обслуживание аграрных производителей.

Особую роль иностранный капитал способен сыграть в конверсии оборонной промышленности. Учитывая высокую квалификацию рабочих и инженерных кадров, неплохое техническое оснащение предприятий и сравнительно низкие цены на сырье и материалы, западные фирмы могут использовать эти предприятия в качестве выгодных субподрядчиков, изготовляющих узлы и компоненты для многих видов машиностроительной продукции. Кроме того, эти предприятия и организации имеют уникальный научный задел, который с финансовой и технической помощью зарубежных фирм может быть воплощен в проектно-конструкторские разработки и продукцию гражданского или двойного назначения.

В настоящее время использование иностранных технологий, опыта и ресурсов в процессе конверсии российской оборонной промышленности только начинается. Основной акцент в политике привлечения зарубежных капиталовложений должен быть сделан на привлечении частных инвестиций. Эти инвестиции, во-первых, вкладываются непосредственно в производство товаров и услуг, в техническое обновление; во-вторых, в отличие от кредитов и займов они не отягощают внешний долг и при некоторых обстоятельствах могут служить источником средств для его погашения; в-третьих, с их помощью может быть обеспечено более быстрое и эффективное вхождение в мировой рынок.

Однако для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны необходимо создать благоприятные условия, в том числе систему гарантий и льгот, способствующих финансированию развития приоритетных отраслей и наукоемких производств, обеспечивающих занятость населения, а также стабильное законодательное и нормативное обеспечение и инфраструктуру для их осуществления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закономерности деформации семьи при рождении ребенка-инвалида на психологическом, социальном, соматическом уровнях. | Кафедра философии и социологии


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных