ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Кафедра языкознания и иностранных языковРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Приволжский филиал
Кафедра языкознания и иностранных языков
РИТОРИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для студентов очной формы обучения квалификация «бакалавр»)
Нижний Новгород
Авторы: Брадецкая И.Г., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия. Ипатова И.С., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой языкознания и иностранных языков ПФ РАП Рецензенты: Биктеева Л.Р. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой культуры русской речи НГПУ Гордеева Н.А. – кандидат филологических наук, профессор кафедры языкознания и иностранных языков ПФ РАП
Брадецкая И.Г., Ипатова И.С. Риторика. Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения юридического факультета ПФ РАП (специальность 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр»). – Нижний Новгород: ПФ РАП, 2011.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Риторика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры языкознания и иностранных языков Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № 2 от 26.09. 2011 г.). Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала)
© Приволжский филиал ГОУ ВПО РАП, 2011 © Ипатова И.С., Брадецкая И.Г. 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Риторика» подготовлен для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр», и предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания программы дисциплины и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения. Курс «Риторика» относится к продвинутому этапу языковой подготовки студентов. Вместе с курсом «Русский язык и культура речи» он составляет блок базовых дисциплин, направленных на совершенствование речевой подготовки будущих юристов. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход. Так в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): – «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)». Формирование перечисленных выше компетенций осуществляется в процессе освоения программы курса «Риторика». Риторика – наука об эффективном, результативном речевом взаимодействии. Центром ее является человек общающийся, который действует в различных коммуникативных ситуациях. Юридическая деятельность имеет свою специфику, специалисты данной сферы должны демонстрировать адекватное речевое поведение (зачастую в конфликтных ситуациях) и решать профессионально значимые задачи. Очень важно, чтобы современный юрист был риторически образован, знаком как с историей зарождения и развития риторических концепций, так и с достижениями неориторики. Актуальность курса «Риторика» – в повышении речевой культуры будущих юристов, овладении приемами убеждения, технологией подготовки публичной речи и секретами ораторского мастерства. Будучи наукой об искусстве публичного диалога, риторика предполагает формирование у обучаемых ряда коммуникативных компетенций, в том числе: – способность вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника; – способность вырабатывать стратегию, тактику и технику речевого взаимодействия с людьми в целях совместного достижения определенных социально значимых целей; – способность идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему. В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека. Помимо повышения уровня коммуникативной компетенции каждого обучаемого, курс направлен на приобретение студентами риторических знаний и повышение уровня общей культуры будущих юристов, а также на осознание обучаемыми важности и действенности слова в обществе и воспитание ответственности за слово. В целом, курс призван способствовать становлению языковой личности студента в лучших риторических традициях. Предметом изучения рассматриваемой дисциплины является речевая коммуникация с позиций взаимодействия говорящего и аудитории, а также публичная речь как текст. Стратегия курса: дать базовые знания по риторике и помочь студентам освоить механизм речевого общения с ориентацией на коммуникативные качества языка и психологические законы коммуникации. Цель курса: сформировать и развить коммуникативно-речевую компетенцию, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных для деятельности юриста речевых ситуациях. Задачи курса. Учебные: ü Создать у студентов представление о риторике как науке, имеющей традиционно большое значение для развития личности и общества в целом, а также о месте риторики в системе гуманитарных дисциплин. ü Представить основные этапы развития риторики (от античности до современности), познакомить с основными трудами риторов разных эпох. ü Представить категориальный аппарат риторики, классификацию родов и видов публичной речи и особенности судебного красноречия. ü Создать у студентов четкое представление о публичной речи как средстве коммуникации. ü Представить оратора и аудиторию как участников процесса публичного выступления. ü Представить специфику текста публичной речи.
Образовательные: ü Заложить базу риторических знаний и речевого самоконтроля. ü Выработать у студентов риторические умения и навыки работы с текстом публичной речи. ü Способствовать выработке навыков оратора и умений слушателя. ü Научить строить ораторский диалог. ü Дать направления индивидуальной работы по совершенствованию языковой личности. Воспитательные: ü Создать установку на осознание ответственности за слово как за поступок. ü Создать установку на освоение уровня компетенции (в том числе речевой), соответствующей современному служителю Фемиды. ü Повысить уровень общей (и речевой) культуры.
В результате изучения дисциплины студент должен: получить представление: 1. об истоках и важнейших этапах развития ораторского искусства; 2. о нравственных основах судебной речи; 3. об общих принципах управления аудиторией; 4. о технике речи и невербальных средствах общения; 5. о концептуальных аспектах текста публичной речи; знать: 6. базовые понятия современной риторики; 7. основоположников античной риторики, российской риторической школы; 8. риторический идеал разных эпох; 9. виды красноречия, в том числе особенности судебного красноречия; 10. лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи; 11. особенности защитительной и обвинительной речей. 12. этапы классического риторического канона; 13. назначение планов и их виды; 14. основные виды аргументов; 15. план риторического анализа публичного выступления; уметь: · различать основные виды красноречия; · анализировать тексты публичных выступлений; · описывать предмет речи; · использовать основные стратегии повествования; · рассуждать, опираясь на классический образец речи-рассуждения (хрию); · пользоваться вербальными и невербальными ораторскими приемами; · решать риторические задачи, учитывая при этом особенности речевой ситуации: участников, характер отношений, цели, обстоятельства и т.д.; · аргументировать свою позицию; · управлять своим голосом и готовить речевой аппарат к работе; · следить за собственным дыханием и дикцией; · определять необходимый темп речи; · анализировать и оценивать свое и чужое публичное выступление; · прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать
Структура курса предусматривает лекции и семинарские (практические) занятия. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ряд занятий (по стандарту – не менее 20%;) предполагает проведение в активных и интерактивных формах. Помимо основного плана практических занятий, в рамках риторического обучения предусмотрена риторическая прогулка «Чтение лиц» с каждой из групп. Прогулка предполагает экскурсию по Нижегородскому кремлю, во время которой, помимо краеведческих знаний, студенты приобретают опыт наблюдения и анализа коммуникативных ситуаций. Выбранная студентом ситуация описывается им с подробным анализом невербального поведения коммуникантов и обсуждается в группе на следующем занятии. Содержание теоретического (лекционного) блока дисциплины составляют основные разделы: I – «Истоки, пути становления и особенности судебного красноречия», II – «Риторика – искусство убеждения», III – «Основы мастерства публичного выступления».
Семинарские (практические) занятия предполагают освоение основ практической риторики. В каждом разделе излагается теоретический материал (сопровождаемый практическими рекомендациями по продуктивному усвоению), выбираются тексты для анализа, даются задания для самостоятельной работы. Для успешного формирования базы риторических знаний, умений и навыков на каждом занятии предусмотрены риторическая разминка, обсуждаются несколько цитат известных риторов, даются упражнения на игру слов и понятий, заслушиваются сообщения. Для успешного формирования умений и навыков эффективного речевого поведения организуются элементы «риторического действа». В ходе изучения дисциплины «Риторика» студенты должны выполнить 1 контрольную работу. Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа (2 дидактические единицы).
В результате изучения дисциплины студент должен: Ú знать основные исторические этапы развития риторики и представлять ее традиционно общественно-научную значимость; Ú представлять особенности публичной речи как средства речевой коммуникации; Ú уметь анализировать и составлять тексты публичных речей разных родов и видов; Ú владеть спецификой функциональных ролей коммуникантов; Ú стремиться к приобретению навыка коммуникативного самоконтроля.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины «Риторика» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|