Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речевые цели. Социальные и речевые роли.




Формируемые компетенции:

1) способность вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми;

2) способность точно, ясно и уместно строить устную речь,

3) способность совершенствовать свою речь посредством риторических упражнений.

Риторическая разминка:

– мимическая гимнастика;

– ролевая игра (чтение эмоций по мимике).

 

Ораторика:

– эссе по афоризму;

– риторический диалог.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Речевое событие как основная единица речевого общения и его составляющие: поток речевого поведения (дискурс) и речевая ситуация.

2. Структура дискурса как живой речи, произносимой в процессе развертывания речевого события: вербальное, акустическое, жестово-мимическое и пространственное начала.

3. Речевое действие (речевой акт) и типы речи. Анализ речевых действий.

4. Речевая ситуация и ее структура (участники, их роли и обстоятельства общения). Требования к образу и поведению говорящего.

5. Мотивация и целеполагание. Речевые цели (намерения). Социальные и риторические роли юриста.

6. Какой из составляющих комплексную роль оратора компонентов определяет судебного оратора, политика или преподавателя?

 

 

Практические задания:

1. С.М. Волконского по праву можно считать одним из законодателей «Правил поведения человека, выступающего перед публикой». Проверьте: все ли приведенные ниже настоятельные рекомендации вы выполняете?

Опираясь на свою собственную ораторскую практику и наблюдения за выступающими (в вашей аудитории, по телевидению и т. д.), дополните свод этих правил.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВЫСТУПАЮЩЕГО[12]

1. Не ходите вдоль рампы, не поворачивайтесь в профиль к слушателям.

2. Не переминайтесь с ноги на ногу (это создает впечатление слабости).

3. Вправо идете – с правой ноги.

4. Не делайте маленьких шажков (это от беспокойства).

5. Движение должно быть не сразу, не резко, «тушевано».

6. Не смотрите, куда ступить, не отрывайте глаз от слушателей для этого.

7. Быстрая перемена направления походки только при быстрой перемене направления мысли.

8. Всегда смотрите на слушателя.

9. Руки не в карманах!

10. Жест указующий – смотреть в сторону руки; жест патетический – на слушателя.

11. Жест должен останавливаться на слоге слова с логическим ударением.

12. Не придавайте силы словам кивком головы (это ослабляет убедительность).

13. Не ставьте ноги на одной линии.

14. Не меняйте положения во время паузы, только во время речи.

15. Рукопись должна быть в порядке.

16. Не облокачивайтесь на кафедру.

17. Если нервничаете, стойте смирно: никто не заметит.

18. Не теребите пуговицу, не играйте цепочкой, не сморкайтесь на паузе. Делайте это, когда говорите.

2. Составьте рекомендации говорящему коммуниканту[13]

3. Составьте рекомендации слушающему коммуниканту.

4. Составьте перечень требований к образу и поведению судебного оратора.

Задания и упражнения на дом:

 

1. Еще древние утверждали, что «слово – вид дела». Это подтверждают и классики, и современные лингвисты (М.М. Бахтин, Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Л.Н. Толстому принадлежит крылатая фраза «Слово есть дело». В неориторике и прагматике слово (действие), определяемое целью (намерением) говорящего, называется «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие».

Внимательно ознакомьтесь с классификацией, в основу которой положено речевое намерение и в соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего выделены типы речевых актов и типы речи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных