Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Неравномерность развития




Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспита­тельную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека
идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек стано­
вится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни
периоды — быстрее, в другие — медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем
темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непро­
порционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в ди­намике которого также есть значительные колебания, обуслов­ленные неравномерностью созревания нервной системы и раз­вития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде все­го в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре созна­ния, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведе­нии, уровне социального развития. Духовное развитие подчиня­ется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами духовного развития
проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже
возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп
духовного развития замедляется.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.Н. Тол­стой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстоя­ние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуще­ствования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижи­мость». Великий знаток человеческой природы чувствовал то, что ученые впоследствии доказывали строгими научными ме­тодами.

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При
любых, даже самых благоприятных условиях психические функ­
ции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств,
не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные


периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий име­ют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста
отдельных видов психической деятельности и обусловленного
ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды,
когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны,
называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
В.А. Крутецкий). Причины сензитивности — неравномерность
созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что
некоторые свойства личности могут формироваться лишь на ос­
нове уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет
и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен — был упущен сензитивный период, отве­денный природой для формирования этого качества. Если ре­бенок к определенному времени (обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное бу­дет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других ка­чествах — физических, психических, социальных, нравствен­ных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, за­держка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитив-ные периоды развития хорошо изучены. Под пристальным контролем педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (млад­ший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от шести до двенадцати лет — это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период — и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные ка­
чества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при
этом пластичность и возможность компенсации. В этом прояв­
ляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с од­
ной стороны, психическое развитие представляет собой посте­
пенное перерастание психических состояний в черты лично­
сти, с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону,
были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адек-


ватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной сис­темы основано действие воспитания. Пластичность также от­крывает возможности компенсации: слабые психические функ­ции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных