Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семья как фактор воспитания




Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.

Семейное воспитание – сложная система воспитания и образования в условиях конкретной семьи. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия – это важнейший институт социализации личности, которая осуществляется в результате целенаправленного процесса воспитания по механизму научения.

Семья – социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным и т. д. Всё это – основная питательная среда, в которой ребёнок живет и которую отражает в себе.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления, но особое место занимает нравственное воспитание.

Задачами семьи являются: создание максимальных условий для всестороннего развития ребёнка; обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребёнка; передача опыта создания и сохранения семьи; формирование полезных прикладных навыков; воспитание чувства собственного достоинства и ценности собственного «Я».

 

Семейное воспитание строится на принципах: гуманности и милосердия к «растущему»; участия детей в жизнедеятельности семьи; открытости и доверительности отношений, их оптимистичности; последовательности в требованиях.

 

Семьи классифицируют по различным признакам: по структуре; по условиям жизни и развития в семье; по стилю семейного воспитания.

И. Клемантович предлагает классифицировать семьи по воспитательным возможностям:

- благоприятные для формирования личности ребенка;

- менее благоприятные для развития ребенка;

- неблагоприятные для формирования личности ребенка;

- нейтральные семьи.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребёнка. Психологическая деформация, обусловленная нарушением системы межличностных отношений в семье, системой отрицательных ценностей, асоциальных установок и т. д., оказывает наиболее сильное влияние на развитие личности ребёнка, подростка и приводит к разнообразным личностным деформациям

Главные методы воспитания в семье – пример, совместная деятельность, беседы, поддержка, защита ребенка.

 

Ученический коллектив, детско-юношеские объединения и их роль в социализации личности

Воспитательный коллектив школы – это «инструмент прикосновения к личности». На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что детский коллектив – это группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Развитие и формирование личности, как считают многие исследователи, может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. Организованность и взаимная ответственность в межличностных отношениях, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, организация этой деятельности с функционирующими органами самоуправления, все то, что характеризует коллектив, способствует разностороннему развитию, свободе, защищенности и достоинству каждой личности.

Коллектив – явление динамическое, он постоянно изменяется, проходя определенные стадии своего развития. Сплачивает коллектив: совместная деятельность; традиции; совместные переживания; соревнования, проводимые в соответствии с принципами сравнимости, гласности, помощи, положительной оценки; тон, стиль, эстетика коллектива; организация самоуправления.

Процесс развития ученического коллектива является не стихийным, а педагогически управляемым, при этом необходимо: разумно сочетать педагогическое руководство со стремлением воспитуемых к самостоятельности, независимости; осуществлять координацию других воспитательных влияний; контролировать и корректировать выполнение членами коллектива своих обязанностей в рамках демократического управления; учитывать интересы не только коллектива, но и воспитуемых.

Немаловажной воспитательной проблемой является работа по предупреждению и преодолению негативных явлений в ученическом коллективе, таких, как: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду общественной цели, подавляющая деятельность отдельных лидеров, «ошибочность» взрослого в детском коллективе, школьный буллинг, национальные конфликты. Одной из актуальных задач воспитания стала проблема воспитания толерантности школьников.

 

Идеями толерантности должна быть пронизана вся жизнедеятельность детей в школе и дома, в ближайшем бытовом окружении.

 

Существенным фактором развития детей, и особенно подростков, юношества, является общество сверстников. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли.

Объединяясь в различные группы, компании, команды и так далее, чаще с участием взрослых, дети объединяют свои силы для достижения конкретных целей. Детские объединения выполняют: 1) развивающую функцию, обеспечивающую гражданское, нравственное становление личности, развитие ее социальных умений и навыков; 2) ориентационную функцию, обеспечивающую условия для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей; 3) компенсаторную функцию – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных