Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как быть с отметками




 

 

Один прекрасный психолог Артур Владимирович Петровский портреты отметок обозначил такими меткими штрихами: уничтожающая единица, угнетающая двойка, равнодушная тройка, обнадёживающая четвёрка, торжествующая пятёрка. Тем самым он показал, что если не найти мудрость применения отметок и оперирования ими, мы можем значительно навредить духовно-нравственному миру Ребёнка. Отметки не имеют педагогического и психологического оправдания, они есть факторы принуждения. Дети и так хотят учиться и познавать, это их естество. Но мы не доверяем этому естеству и подменяем природное стремление принуждением, подхлёстыванием, кнутом и пряником. А детская природа не терпит насилия. Даже самое желанное через принуждение становится для Ребёнка нежеланным.

Дети учились бы без всяких отметок, наград, поощрений и наказаний, лишь бы мы сохранили за ними в обучающем процессе чувство свободного выбора, переживание радости. Проблема не в детях, а в учителях, которые верят только в свой авторитаризм, а отметки в их руках нечто вроде жезла, которого дети боятся и потому ведут себя на уроках более или менее сносно.

Но учителя, которые доверяют Природе в Ребёнке и согласно Ей ведут детей по пути познания, могут рассказать, насколько они преуспевают в познании наук, и расширяют свои интересы. Таких учителей мало, а сменить педагогическое сознание приказами не получится. Тем более что такой приказ пока никто из имеющих власть не издал.

Что же нам остаётся? Нужно строить с Ребёнком отношения так, чтобы отметки не омрачали нашу жизнь. Может быть, пригодится приведённый ниже свод рекомендаций.

– Ребёнок рождается со страстью к познанию, он изначально устремлён к знаниям, учиться и открывать новое – его естественное состояние; мотив познания внутри самого познания,

– для того чтобы учиться, ему не нужны формальные стимуляторы в виде наград и отметок,

– достаточны наши удивления и восхищения тем, чем он сам интересуется и в чём он преуспевает,

– не надо говорить маленькому Ребёнку, который скоро пойдёт в школу, что он должен учиться только на пятёрки, должен стать отличником,

«опять двойка» не должна ухудшать наши отношения с Ребёнком,

– из-за неё не устраиваем сцен и

– не ставим перед Ребёнком условия – или – или,

– не читаем ему нотации, не устраиваем суд над ним и

– не ограничиваем свободу, которую уже дали ему,

– выражаем надежду, что это поправимо, ибо у него есть способности,

– стараемся вместе с ним разбираться в причинах и искать условия их устранения,

– не скандалим с учителем,

– настраиваем ребёнка на такую активность, чтобы учитель понял его,

– при успехе в учении радуемся, но не раздуваем значимость отметки,

– стараемся вселять в Ребёнка уверенность в свои способности и возможности,

– не ведём за Ребёнком строгий контроль при выполнении домашних заданий,

– можем предложить нашу помощь, чтобы разобраться в трудных для него вопросах,

– если сам захочет, охотно выслушаем, как он выучил параграф, стих, можем просмотреть письменные упражнения,

– советуем, но не навязываем своё мнение,

– за успехом Ребёнка стараемся видеть качество знаний, забывая об отметке,

– одобряем мотивы, которые связаны с познанием, а не с исправлением отметки,

– отдаём должное стараниям, прилежанию и творчеству,

– часто беседуем с Ребёнком на интересующие его вопросы,

– охотно слушаем его рассуждения, не стесняемся учиться у него,

– какие бы он ни приносил домой отметки – хорошие или плохие

– их не подпускаем в нашу с Ребёнком духовную общность,

– хорошие отметки радуют нас, но ради них не организуем праздники,

– принимаем внешние успехи Ребёнка, но интересуемся качеством знаний, его отношением к знаниям, его начитанностью и увлечениями,

– подчёркнуто радуемся его достойным нравственным поступкам,

– ни младшего школьника, ни старшеклассника не поощряем гордиться своими хорошими отметками, гордиться тем, что он учится лучше кого-либо из товарищей, что он первый в школе,

– если дирекция школы устраивает стенд с портретами отличников, стараемся, чтобы наш Ребёнок не счёл нужным, чтобы была выставлена его фотография,

– нашему Ребёнку отличнику советуем быть скромным, не высовываться, не возгордиться, помогать одноклассникам без условностей.

– если учителя в школе будут раздувать психоз с отметками, мы отнесёмся к этому спокойно и не будем поощрять, чтобы наш Ребёнок втягивался в эту гонку,

– на общих собраниях родителей в школе, где выдаются табеля успеваемости, мы больше спрашиваем учителей, какими методами воспитания и обучения они пользуются и как обновляют себя, как повышают квалификацию, что читают,

– спрашиваем о причинах, мешающих нашему Ребёнку в продвижении или способствующих успеху,

– и редко задаём прямой вопрос: почему нашему Ребёнку выставлена та или иная отметка по тому или иному учебному предмету,

– никогда не позволяем преподносить учителю ценные подарки с умыслом, чтобы тот проявил благосклонность к нашему Ребёнку,

– а учителю, который поощряет это среди родителей, надо проявить недоверие,

– но учителя, которого полюбили дети и который имеет добрый авторитет, мы поддерживаем в его начинаниях и защищаем в случае его конфликта с руководством в связи с нововведениями.

 

 

Кульминация






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных