ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как быть с отметками
Один прекрасный психолог Артур Владимирович Петровский портреты отметок обозначил такими меткими штрихами: уничтожающая единица, угнетающая двойка, равнодушная тройка, обнадёживающая четвёрка, торжествующая пятёрка. Тем самым он показал, что если не найти мудрость применения отметок и оперирования ими, мы можем значительно навредить духовно-нравственному миру Ребёнка. Отметки не имеют педагогического и психологического оправдания, они есть факторы принуждения. Дети и так хотят учиться и познавать, это их естество. Но мы не доверяем этому естеству и подменяем природное стремление принуждением, подхлёстыванием, кнутом и пряником. А детская природа не терпит насилия. Даже самое желанное через принуждение становится для Ребёнка нежеланным. Дети учились бы без всяких отметок, наград, поощрений и наказаний, лишь бы мы сохранили за ними в обучающем процессе чувство свободного выбора, переживание радости. Проблема не в детях, а в учителях, которые верят только в свой авторитаризм, а отметки в их руках нечто вроде жезла, которого дети боятся и потому ведут себя на уроках более или менее сносно. Но учителя, которые доверяют Природе в Ребёнке и согласно Ей ведут детей по пути познания, могут рассказать, насколько они преуспевают в познании наук, и расширяют свои интересы. Таких учителей мало, а сменить педагогическое сознание приказами не получится. Тем более что такой приказ пока никто из имеющих власть не издал. Что же нам остаётся? Нужно строить с Ребёнком отношения так, чтобы отметки не омрачали нашу жизнь. Может быть, пригодится приведённый ниже свод рекомендаций. – Ребёнок рождается со страстью к познанию, он изначально устремлён к знаниям, учиться и открывать новое – его естественное состояние; мотив познания внутри самого познания, – для того чтобы учиться, ему не нужны формальные стимуляторы в виде наград и отметок, – достаточны наши удивления и восхищения тем, чем он сам интересуется и в чём он преуспевает, – не надо говорить маленькому Ребёнку, который скоро пойдёт в школу, что он должен учиться только на пятёрки, должен стать отличником, – «опять двойка» не должна ухудшать наши отношения с Ребёнком, – из-за неё не устраиваем сцен и – не ставим перед Ребёнком условия – или – или, – не читаем ему нотации, не устраиваем суд над ним и – не ограничиваем свободу, которую уже дали ему, – выражаем надежду, что это поправимо, ибо у него есть способности, – стараемся вместе с ним разбираться в причинах и искать условия их устранения, – не скандалим с учителем, – настраиваем ребёнка на такую активность, чтобы учитель понял его, – при успехе в учении радуемся, но не раздуваем значимость отметки, – стараемся вселять в Ребёнка уверенность в свои способности и возможности, – не ведём за Ребёнком строгий контроль при выполнении домашних заданий, – можем предложить нашу помощь, чтобы разобраться в трудных для него вопросах, – если сам захочет, охотно выслушаем, как он выучил параграф, стих, можем просмотреть письменные упражнения, – советуем, но не навязываем своё мнение, – за успехом Ребёнка стараемся видеть качество знаний, забывая об отметке, – одобряем мотивы, которые связаны с познанием, а не с исправлением отметки, – отдаём должное стараниям, прилежанию и творчеству, – часто беседуем с Ребёнком на интересующие его вопросы, – охотно слушаем его рассуждения, не стесняемся учиться у него, – какие бы он ни приносил домой отметки – хорошие или плохие – их не подпускаем в нашу с Ребёнком духовную общность, – хорошие отметки радуют нас, но ради них не организуем праздники, – принимаем внешние успехи Ребёнка, но интересуемся качеством знаний, его отношением к знаниям, его начитанностью и увлечениями, – подчёркнуто радуемся его достойным нравственным поступкам, – ни младшего школьника, ни старшеклассника не поощряем гордиться своими хорошими отметками, гордиться тем, что он учится лучше кого-либо из товарищей, что он первый в школе, – если дирекция школы устраивает стенд с портретами отличников, стараемся, чтобы наш Ребёнок не счёл нужным, чтобы была выставлена его фотография, – нашему Ребёнку отличнику советуем быть скромным, не высовываться, не возгордиться, помогать одноклассникам без условностей. – если учителя в школе будут раздувать психоз с отметками, мы отнесёмся к этому спокойно и не будем поощрять, чтобы наш Ребёнок втягивался в эту гонку, – на общих собраниях родителей в школе, где выдаются табеля успеваемости, мы больше спрашиваем учителей, какими методами воспитания и обучения они пользуются и как обновляют себя, как повышают квалификацию, что читают, – спрашиваем о причинах, мешающих нашему Ребёнку в продвижении или способствующих успеху, – и редко задаём прямой вопрос: почему нашему Ребёнку выставлена та или иная отметка по тому или иному учебному предмету, – никогда не позволяем преподносить учителю ценные подарки с умыслом, чтобы тот проявил благосклонность к нашему Ребёнку, – а учителю, который поощряет это среди родителей, надо проявить недоверие, – но учителя, которого полюбили дети и который имеет добрый авторитет, мы поддерживаем в его начинаниях и защищаем в случае его конфликта с руководством в связи с нововведениями.
Кульминация Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|