ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Традиционные и современные общества,модернизация – переход традиционного общества к современному, основной фактор модернизации - замена конкретных отношений традиционного общества формально-рациональными отношениями современного общества. признаки традиционного общества: · тесная связь человека с природой, приспособление к окружающей среде; созерцательное, образное мышление; · важная роль традиций; · сословно-кастовая, иерархическая структура, коллективизм, вмешательство государства во все сферы деятельности общества, господство принципа “власть выше закона”; признаки современного общества: · индивидуальная свобода личности; · свобода хозяйственной деятельности, основанной на частном предпринимательстве; · незыблемость прав человека, политический плюрализм, интенсивное производство, рациональное мышление, правовое государство, неприкосновенность частной собственности. Сравните традиционное и современное общество:
Сравните формационный и цивилизационный подход – определите признаки сравнения:
Ответ: 1. - объект изучения, 2.- главный фактор развития общества, 3.-понимание развития(роль прогресса). Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития. Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству. Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой. В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности. Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры. Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен. Однако надо отметить, что внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций. Определите признаки формационного(А) и цивилизационного(Б) подходов: А: Б: 1. В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности. 2. Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития. 3. Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен. 4. Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой. 5. Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры. 6. Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству. Сравните линейно-стадиальную теорию цивилизаций в формационном и цивилизационном подходе:
Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций рассматривают общество сквозь призму цивилизаций-стадий. Отличие данной трактовки истории общества от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей. Ответ: сходство – стадии, различие – критерии: материальное производство – культурные ценности. Цивилизационный подход: понятие “цивилизация”: теория линейно-стадиальных цивилизаций: · многозначность, разные смысловые контексты; · XVIII век ряд - периоды дикости, варварства и цивилизации(высшие достижения человека и человечества); · античная цивилизация, средневековая цивилизация, современная цивилизация(исторические периоды); · ступени-цивилизации: Космогенная цивилизация. Природа (космос) определяет формы жизнедеятельности данного общества (цивилизация древности и средневековья). Техногенная цивилизация (индустриальная) определяется развитием науки и техники, машинного производства. Антропогенная цивилизация (информационная, постиндустриальная) основана на развитии информационных технологий и приоритете прав человека. теория локальных цивилизаций- А. Тойнби: всемирная история - совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, стадии развития каждой цивилизации: возникновение, рост, надлом и разложение, гибель, уступка места другой цивилизации, цивилизация – это некий организм, развивающийся в определённой культурно-географической зоне, обладающей неповторимым своеобразием и уникальной исторической судьбой, признаки локальной цивилизации: единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип (т.е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения); архетип - совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения; менталитет (ментальность) – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом; пример локальной цивилизации - российская цивилизация, ядро цивилизации - система высших духовных ценностей: духовность, вера в особое предназначение, коллективизм и общинность, максимализм в решении проблем и т.д. факторы развития цивилизации: изнутри, через естественные изменения собственно культуры и системы ценностей, извне, под влиянием других цивилизаций. Проблема соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества: 1. каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами); 2. формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.); 3. устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества). Сформулируйте смысл каждого похода: 1. 2. 3. Ответ: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|