Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цель как категория педагогики. Виды педагогических целей.




Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения. Цель — категория философская, приведем одно из определений: цель — это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека. Педагогическая цель — это представление педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса. Для педагога цель – это цель преподавания. Педагог совершает определенные действия по ее постановке: вычленяет, анализирует, формулирует, принимает. Для учащихся цель – это цель учения. Каждый учащийся с разной степенью точности и осознанности прогнозирует свою цель на уроке. Структура цели постоянна, она определяет ее алгоритм. Любая цель состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия. Целевой объект (объект цели) – это человек в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие. Целевой предмет (предмет цели) – это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе. Целевое действие обозначает действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета. Виды педагогических целей: нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. Нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели — как цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели — это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:

— группа А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;

— группа В — цели формирования отношений к самым раличным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, прс фессии, друзьям, родителям, искусству и т.п.

— группа С — цели формирования творческой деятельное то, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

Организационные цели ставятся педагогом в области ег управленческой функции. Например, может быть цель — использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия. Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например: изменить методы преподавания, внедрить новые форма организации учебного процесса. Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Разработка цели — процесс логико-конструктивный, сути его заключается в том, чтобы: А) сравнить, обобщить определенную информацию; Б) сделать выбор наиболее значимой информации; В) на ее основе сформулировать цель, т.е. определите объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия. Объект педагогической цели — конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях. Предмета педагогической цели — это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе; Г) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных