ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Индекс Тату ВанханенаИспользуется два количественных показателя измерения демократии: I. Уровень конкурентности (К) – определяется по удельному весу голосов, полученных на парламентских и президентских (в странах, где они проводятся) выборах оппозиционными партиями. II. Уровень электорального участия (У) – удельный вес населения, участвовавшего в голосовании на этих выборах среди всего населения страны (включая и детей). Дальше вместо формулы пропуск. Видимо гуманитарии обосрались.. НО! Оценки демократии получены по показателям институциональной и процессуальной формальной демократии, без учета качественных показателей уровней свободы и прав человека На преодоление недостатков формальных индексов демократизации и были направлены поиски американского исследовательского центра «Freedom House» Методология и методика подсчета уровня свободы достаточно проста, но основывается на субъективных экспертных оценках уровня политических прав и гражданских свобод. Список восьми политических прав таков: (привожу все) 1. Избран ли глава государства или правительства на свободных и честных выборах или нет? 2. Избраны ли депутаты парламентов на свободных и честных выборах? 3. Имеются ли справедливые избирательные законы, равные возможности для проведения избирательных кампаний, справедливое голосование и честный подсчет голосов или нет? 4. Способны ли избиратели наделить своих свободно избранных представителей реальной властью или нет? 5. Имеет ли население право объединяться в различные политические партии и является ли система открытой для возникновения новых или исчезновения старых партий или нет? 6. Имеется ли значительная оппозиция и реальная возможность для оппозиции усиливать свою поддержку и завоевывать власть или нет? 7. Свободно ли население от давления со стороны военных, зарубежных властей, тоталитарных партий, религиозных кругов, экономических олигархов или нет? 8. Имеют ли культурные, этнические, религиозные и другие меньшинства возможность разумного самоуправления, автономии или участия в принятии решений или нет? Список гражданских свобод включает 12 критериев: 1. Имеются ли свободные и независимые СМИ, литература или нет? 2. Имеется ли открытая публичная дискуссия и свободная частная дискуссия или нет? 3. Имеется ли свобода политических и общественных организаций? 4. Имеется ли свобода собраний и демонстраций. 5. Равны ли граждане перед законом, имеют ли доступ к независимой судебной системе и уважаются ли права граждан органами безопасности? 6. Имеется ли свобода от политического террора и несправедливого судебного заключения? 7. Имеются ли свободные профсоюзы и крестьянские организации и эффективна ли система договоров? 8. Имеются ли свободный бизнес и кооперативы или нет? 9. Имеются ли свободные религиозные институты и свободы публичного религиозного выражения? 10. Имеются ли индивидуальные свободы, которые включают в себя такие аспекты, как равенство полов, собственности, свобода передвижения, выбор формы брака и размера семьи? 11. Имеется ли равенство возможностей, включая независимость от собственников земли, нанимателей, бюрократии? 12. Имеется ли свобода от правительственного произвола и коррупции? Оценка политических прав и гражданских свобод осуществляется по каждому критерию по четырехбальной шкале (четыре балла – наивысший показатель). Затем страна, которая набрала от 28 до 32 баллов по политическим правам относиться к 1-й категории (самая свободная), а те, кто набрал от 0 до 4 баллов – к 7-й категории (самая несвободная). По гражданским свободам те, кто набрал 45–52 балла приравниваются к 1-й категории, а 0–7 баллов – к 7-й категории соответственно. Потом по этим двум критериям (политические права и гражданские свободы) рассчитывается среднее, и страны которые отнесены к категориям 1, 1.5, 2, 2.5 считаются свободными, страны с показателями от 3 до 5,5 частично свободными, а страны с категорией 5,5–7,0 – несвободными. При этом далеко не все страны, которые являются формально демократическими, можно отнести к свободным по перечисленным выше критериям.
12. Процесс демократизации и его основные этапы. Форма устройства организации основывается на равноправном участии ее членов в принятии решений на основе большинства при учете интересов меньшинства. Р. Даль ввел понятие «полиархия» - правление меньшинства, избираемое народом на конкурентной основе. Прямая демократия – в Др. Греции, народное Вече. Представительская демократия – народ выбирает своих представителей, которые от имени народа принимают решения. Партиципаторная демократия – демократия участия, иногда у народа можно узнать мнение. Способы: 1) референдум 2) плебисцит 3) законодательная инициатива Народная инициатива - подписи -> законопроект. Консенсуальная – гарантирование резервирования за меньшинством определенного числа мест в структурах власти. Пример: Ливан (консенсус между мусульманами и христианами) Плебисцитарная демократия (Никарагуа, Венесуэла) – нужен третий срок => обращение к народ => народ поддерживает. «Демократия с эпитетами» - есть 3 группы демократий:
Демократия: - сущностная - институциональная Демократия: - либеральная (европейско-континентальная) - социальная
Качественные показатели демократии: Ван:
«Freedom house» - организация в Вашингтоне. Процесс демократизации Хантингтон «Третья волна демократизации» 3 волны: 1) волны 1820 (1799) – 1920 – демократических режимов все больше. 2) Спад демократизации 3) После 1920 -1960 – демократических режимов больше 4) Меньше
25 апреля 1974 в Португалии – военный переворот, был правитель Салазар. «Революция красных гвоздик» (Суареш) Греция У власти были «Черные полковники» - восстановили Конституцию, провели референдум -> референдум Испания 1936-39 – Гражданская война, около 1 млн человек погибло. Франко в 1939 году пришел к власти, умер в 1975. После смерти Франко был проведен референдум: монархия или республика. Была установлена монархия. В 1980 – была революция. Король???
Второй этап третьей волны – Латинская Америка Третий – Восточная Европа и Советский Союз.
Факторы, способствующие демократизации: - повышение образования - экономика - информация - церковь - «эффект домино» - расширение свобод. - Структура общества изменяется. На западе около 60% - средний слой. В России: 20% - средний слой 60% - низший
Этапы демократизации Демократизация – это расширение демократического пространства, всеобъемлющий процесс, связанный с любыми позитивными изменениями политического режима от тоталитарных режимов до укрепления демократий и дальнейшие их совершенствования. Этапы: 1) либерализация - в рамках старого режима расширяются демократические свободы. 2) Переходный период – транзит – создание новых политических структур. 3) Консолидация демократий 4) Совершенствование демократий
Сначала можно говорить вообще о необходимости(или нет) демократии. Ценностные обоснования (свобода, равенство, братство) Утилитарные обоснования (полезность для полит. Процесса, эволюции) Предпосылки демократизации: Экономические предпосылки - Высокий уровень индустриального и экономического развития -Высокая урбанизация -Развитость массовых коммуникаций -Рыночная экономика Социальные предпосылки -выосокое благосостояние граждан -сглаживание соц. Неравенства Декомпозиция соц. нер-ва (распределение соц благ) -средний класс -грамотность населения Политическая культура:-патриархальная (нафиг ее) -подданическая -активистская гр. Общ. - Влияние религии + ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (ФРГ, доминиканская респ, бывшие колонии.) Общие модели демократии: 1) Линейная: потихоньку, помаленьку.(Англия) 2) Циклическая: Демократия-диктатура-демократия. Волны демократизации Хантингтона вспоминаем. (Латинская Америка, Африка, Азия.) 3) Диалектическая: один раз и уже пидорас (Италия, Испания, Австрия, фактически СССР-Россия) как и циклическая модель, характеризуется нестабильностью переходных политических режимов. Однако отличительная черта ее состоит в том, что здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок: индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д. Нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов Оптимальный путь демократизации: -постепенности перехода к ней и минимальности использованного для этого насилия - осуществление преобразований сверху путем соглашения элит. Демократизация сверху, институонализация активности масс -опережающее развитие политической соревновательности, партийного плюрализма по отношению к массовому политическому участию
+Дополонительно сравниваем развал СССР с авторитарной демократизацией Китая. Говорим о необходимости тщательной адаптации общих методов к конкретной ситуации (экономическая сторона демократизации)
13. Волны демократизации по С. Хантингтону. Факторы, способствующие демократизации, и риски отката к авторитаризму.
Откат: фашизм, нацизм, репрессии коммунизма 2 Волна: победа над фашизмом, борьба колоний за независимость Откат: установление военных режимов, особенно в Лат. Америка. 3 волна: Разрушение авторитарных режимов в южной Европе-> Лат. Америка.-> Азия + Крушение соц. Лагеря. условия 3 волны:
Смотри: http://www.politstudies.ru/universum/newbook/02_2003h.htm
14. Создание демократических политических институтов. Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики Центральным демократическим институтом является правовое государство Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями Основный принципы правового гос-ва: -разделение властей и наличие сдержек и противовесов (о каждой из 3 властей можно говорить как об отдельном институте) -ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности -всеобщность права Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов — Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других.
+ говорим о социальном гос-ве, тк правовое изначально не обеспечивает необходимой социальной поддержки.
Правовое государство Гражданское общество Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализм Формирование гражданского общества необходимый этап демократизации постсоц. Стран. Утверждение и развитие новых политических институтов проходит три основные фазы. Первая фаза – формирование и становление данного института, вторая фаза – его легитимизация, укоренение в обществе и общественном сознании, адаптация к традициям и нормам и третья – рост его эффективности. Вторая фаза, как правило, является наиболее продолжительной и может сопровождаться откатами к авторитаризму, за которыми следуют новые попытки утверждения демократических институтов в обновленном виде. Как показывает опыт демократического строительства, ключевой проблемой, от решения которой зависит эффективность политических институтов, является придание этим институтам социальной направленности в интересах широких слоев населения. В тех странах, где удавалось сочетать демократических институты с сильной социальной политикой, эти институты обретали необходимую легитимность и устойчивость.
-законодательная функция -контроль за правителсьством -демонополизация зак власти двухпалатным парламентом Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|