Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рефлексия в педагогической акмеологии.




Акмеология наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека (примерно период от 30 до 50 лет), достижении им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных, обществен­ных и гуманитарных дисциплин. задача -выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.теория вершинных достижений человека и цивилизации.Современная акмеология,дает педагогике примеры реализации таких вершинных достижений, исторических завоеваний человечества, как лидерство, героизм, творчество, высшая самоотдача, преданность идеалам человечности. Рефлексия размышление, самонаблюдение, самопознание; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояние, склонность к самоанализу».Рефлексивная самоорганизация является одним из условий достижения акмеологических показателей в деятельности. Усложнение уровня рефлексивной самоорганизации, более высокая степень владения механизмом рефлексии означают более высокий уровень профессионализма. В сов общественной системе - самоанализ, самоконтроль, осознанный выбор способов существования в жизни, чел может развиваться, только если осмысливает, переживает происходящее, размышляет в процессе построения своей жизни и организации своей деятельности.Р является предпосылкой не только для целенаправленного изменения себя, но всех аспектов жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Р позволяет анализировать профессиональные качества и способности, а также стимулировать их развитие, обогащать, усиливать. В связи с этим р должна включать целостный процесс жизнедеятельности, в котором личностное и профессиональное неразделимы.Рефлексия в фазе критической реконструкции действий человека предполагает его сомнения в себе, своей позиции, своих возможностях, однако это не должно провоцировать пассивность, бездействие, неверие в успех, а напротив – побуждать активность в преодолении себя и обстоятельств, в поиске и реализации способов самоутверждения.

 

 

5. Дидактика: структура, принципы, функции. Дидактика Я.А.Каменского.

Дидактика изучает содержание, принципы и методы образования и обучения, конкретизирует общие педагогические закономерности и категории, тесно связана с методиками изучения учебных дисциплин, направленная на создание условий для реализации развития личности. Дидактика - отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения, его закономерности, функции, категории, формы и методы. Объект обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу следующим поколениям социального опыта, его творческое воспроизведение, то есть преподавание (деятельность учителя) и учения (познавательная действительность ученика). предмет - связь преподавания и учения, их взаимодействие.

Структура дидактики Первый раздел дидактики дает сведения о содержании всего образования и обучения. Сюда же принято включать учебные планы и программы. Второй раздел рассматривает процесс обучения с точки зрения разных дидактических систем в рамках педагогики и в какой-то степени психологии. Третий раздел изучает законы и закономерности процесса обучения, а также те принципы, которые вытекают из этого обучения. Четвертый раздел посвящен методам обучения и его средствам. В пятом разделе исследуются формы организации и осуществления учебного процесса. Шестой раздел рассматривает методы контроля результатов обучения.Сравнительно молодым является седьмой раздел дидактики. Особое внимание в нем уделяется технологиям и системам обучения. Он рассматривает как традиционные, так и новаторские методики и приемы обучения.

Основные функции дидактики - теоретическая - практическая

задачи: - обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, пути и средства развития познавательной самостоятельности, активности, инициативы учащихся;- определить критерии отбора и способы конструирования основных компонентов содержания образования в связи со значительным перегрузкам учебных программ и учебников сложным и второстепенным материалом;- исследовать функции и структуру методов и форм обучения;- обосновать межпредметные и внутрипредметных связи для актуализации опорных знаний, их систематизации, формирования учебных и практических навыков;

- обеспечить сбалансированность и личностных целей в процессе обучения;- разработать новые технологии обучени я. Дидактика Я.И. Коменского («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа»и др.) вопрос об общих принципах обучения, 1) принцип сознательности и активности;2) принцип наглядности;3) принцип постепенности и систематичности знаний;4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

6. Методы обучения: понятие, классификации по разным основаниям.


1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский
) а) пассивное восприятие б) активное восприятие 2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). последовательность приобретения знаний а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;д) закрепления;е) проверки знаний, умений и навыков. 3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). а) словесные б) практические 4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);в) проблемное изложение знаний;г) частично-поисковый (эвристический); д) исследовательский. 5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов).

а) методы преподавания. б) методы учения 6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности 7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом. а) Монологические методы: б) Формы сотрудничества: в) Диалогические методы: — беседы. 9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения а) искусственное (школьное);б) естественное (окказиальное). 10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в «Введении в общую дидактику» В. Оконя (Польша) а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера
б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:
11. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией

 

 

7. Педагогика, психология и лингвистика как источники лингводидактики и методики обучения иностранным языкам.
Лингводидактика – общая теория овладения и владения языком в условиях обучения.
Методика опирается на данные базовых наук:- лингвистика (лингвистич. основы)- педагогика (фундаментальн.-дидактич. основы – учет принципов обуч.)- психология (психолог. осн.)- лингвострановедение- социолингвистика В методике 3 вида закономерностей:1. собственно методические2. дидактически3. закономерности смежных наук Объект – язык, кот. является предметом обучения на занятиях по ИЯ.
Языковая личность как центральная категория лингводидактики. языковая личность - это многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности, а с другой - по уровням, 1) нулевого уровня — вербально-семантического, или лексикона личности, понимаемого в широком смысле, и включающего фонетические и грамматические знания личности;2 ) первого уровня — логико-когнитивного, представленного тезаурусом личности, в котором запечатлен «образ мира» или «система знаний о мире»;
3) второго уровня — уровня деятельностно-коммуникативных потребностей, отражающего прагматикой личности, т. е. систему целей, мотивов, установок и интенциональностей личности. Т.о. предмет исследования методики – вторичная языковая личность, как цель обучения, а также процесс развития способностей к речевому общению.
Вторичная языковая личность – совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур

8. Педагогические технологии: сущность, классификация.

Технология обучения -системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Термин «образовательные технологии» более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо онподразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием

личностных качеств обучаемых.в 3 аспектах научном — как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели,содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуальном — как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей,содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; деятельностном — осуществление технологического (педагогического) процесса,функционирование всех личностных, инструментальных и методологических

педагогических средств. Критерии технологичности педагогической технологии.  концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость. Структура педагогической технологии.

 концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть — технологический процесс КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические-частнопредметные -локальные или модульные По организационным формам технологии бывают:-классно-урочные;-альтернативные;-академические;-клубные;-индивидуальные;-групповые;-коллективных способов обучения;-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:-традиционные-дифференцированное -программированное По подходу к ребенку авторитарные

-сотрудничества- свободного воспитания -личностно-ориентированные -гуманно-личностные

-массовая технология -технология продвинутого образования -технология компенсирующего обучения

По ориентации на личностные структуры информационные -операционные технологии саморазвития

-эвристические -прикладные По характеру содержания и структуры -обучающие;-воспитательные;-светские;-религиозные;-общеобразовательные;-профессиональные;-гуманистические;-технократические;-моно- и политехнологии;-проникающие.

 

9. Воспитание: процесс, сущность, основные закономерности, принципы, системы, особенности, методы, типологии.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.В узком- направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Воспитание в педагогическом смысле в широком - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.В узком это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Влияние воспитания на развитие личностизадача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Задачи умственного воспитания усвоение определенного объема научных знаний;формирование научного мировоззрения;развитие умственных сил, способностей и дарований;развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки. Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.. Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.общественная направленность воспитания;связь воспитания с жизнью, трудом;опора на положительное в воспитании;гуманизация воспитания;личностный подход,единство воспитательных воздействий. цели воспитания: прагматическая,гуманистическая. задачи формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм. Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.Гармонизация личных и общественных интересов.Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.Воспитание личности в коллективе.Природосообразность воспитания.Уважение личности обучаемого.Воспитание в деятельности и общении.Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно должно соответствовать требованиям общества. Классификация методов воспитания: словесные: социально-педагогические. Сочетание различных методов необходимо использовать рационально. Успех применения методов зависит от социальных условий, авторитетности педагога, который их применяет, а главным компонентом является личный пример воспитателя.

10. Семья как малая социальная группа. Роль среды, наследственности и воспитания в развитии личности. Процесс воспитания в коллективе.Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями). Функции семьи: воспроизводственная (репродукция) культурная (духовная) воспитательная хозяйственно-бытовая, экономическая,духовного общения,эмоционально-позитивная,досуговая,социально-статусная. Фазы жизненного цикла семьи: вступление в брак, образование семьи;деторождение, рождение первого ребенка;«пустое гнездо» – вступление в брак и создание семьи последним ребенком;прекращение существования семьи по причинам смерти одного из супругов или развода.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных