Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ




Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других, частных его свойств и связей. Общее понятие – как результат процесса абстрагирования (абстрактного мышления).

Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и др. задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.

Аналогия (от греч. analogia – соответствие) - сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам, объект.

Аннотация (от лат. annotation – замечание) – краткая характеристика произведения, статьи, рукописи, излагающая их содержание и дающая иногда оценку.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком ранее.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Гипотеза (отгреч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.

Деятельность – это специфически человеческая форма отношений к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Это - условие существования общества.

Дидактическая система (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединение) – выделенное по определенным критериям целостное образование.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Идея – форма отражения в мысли явлений объективной реальности.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного индивида (единичного представителя человеческого рода) от других.

Интенсификация (от лат. intensio – усиление, напряжение) педагогического процесса – повышение его интенсивности в каждую единицу времени.

Категории (от греч. kategoria – высказывание, признак) – наиболее общие, базовые понятия науки.

Концепция (от лат. conseptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для его освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность характеризуется определенным уровнем понимания взаимоотношений людей, оценок их действий, отношений, господствующих в деятельности, направленной на творческое преобразование достижений науки, производства, культуры.

Закономерность – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Закон – это строго зафиксированные закономерности.

Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих составляемых членов (например, говор волн, бронза мускулов и т.п.).

Метод (от лат. metodos – путь, способ) – способ взаимосвязанной деятельности педагога и учеников, направленный на достижение поставленной цели.

Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие) – учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и методах научного познания.

Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизации в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий, движений или решения типовых задач в учебной деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений, и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Память – отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Педагогическая деятельность – разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогическая задача – педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает характер потребности.

Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Прогнозирование – научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.

Результаты (продукты обучения, воспитания) – это следствия учебно-воспитательного процесса.

Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Язык – система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного или научного произведения; отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.п.

Самовоспитание – сознательная целенаправленная деятельность человека, реализующаяся через саморазвитие, самообразование, самосовершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств и свойств.

Самообразование – активная, целенаправленная, познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Ситуация (от лат. situation – положение) – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Сознание – высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.

Социализация личности – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом – производственные силы, общественные отношения. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы.

Средства воспитания – социальное, культурное и природное окружение, включающее такие основные виды деятельности учеников, как учение, труд, игру, искусство, физическую культуру и спорт, общение.

Средства обучения – то, что облегчает ход учебного процесса (учебники, наглядные пособия, тренажеры и т.д.), а также мастерство педагога в широком его смысле – речь, формы общения и др.

Субъект (от лат. subjectum – подлежащее, лежащее внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности познания, активный творец своей жизни.

Тезисы (от греч. thesis – положение, утверждение) – в логике – утверждение, требующее доказательств.

Тема (от греч. thema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования.

Технология обучения – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих подбор и компоновку методов, средств, организационных форм обучения, обеспечивающих эффективное педагогическое взаимодействие и устойчивую обратную связь педагога и учеников.

Умения – способы применения знаний на практике.

Управление – организованная и планомерная деятельность соответствующих органов (государственных, местных) и отдельных лиц, направленная на упорядочение, совершенствование и развитие процесса труда в учреждении (например, учебного труда на уроке в школе и др.).

Условие – обстоятельства, способствующие или препятствующие решению педагогических задач.

Установка – готовность субъекта к той или иной деятельности, активизирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Форма (от лат. forma – внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики, содержания. Форма определяется в зависимости от количества учеников, времени, места обучения, порядка выполнения учебных действий и т.д.

Цель (образовательная, воспитательная) – отдаленный предполагаемый результат, на достижение которого направлено обучение, воспитание.

Цитата – дословно приводимый отрывок из какого-либо текста.

 


УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Св. план, 2008

 

 

 

 

Романова Алла Васильевна,

Дранюк Оксана Ивановна

 

ПЕДАГОГИКА

(ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

Учебно-методическое пособие

 

Редактор В.П. Товстых

Корректор Н.Л. Журавлева

 

Сдано в набор 09.02.2008 Подписано в печать 28.02.2008

Объем 6,6 печ. л. Тираж экз. Зак. Цена свободная

 

ПИО СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта

190121 СПб., ул. Декабристов, 35






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных