Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закон об обр-нии РБ

Принципы гос политики рб в обл обр-ния: Приоритет общечел ценностей, нац-культ основа, научность, ориент на шир ур-нь обр-ния, гуманизм, связь с обществ практикой, экологич направленность, преемств и непрерывность, единство обуч, демократизм, светский хар-р.

Цели обр-ния: содейст гармонич раз-ю личности, формир нац сознания, уваж к др странам, овлад гос языком, сохр и приумнож интел собств, культ ценностей, воспит уваж к сем жизни, раз-е наук, культ, технич д-сти, уваж к демократии, человечность и милосердие.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни: дошкольное образование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование высшее образование, послевузовское образование.

 

№6. Закон о правах ребенка

Опред прав статуса ребенка как субъекта и напр на его физич, нравств, дух здоровье, формир нац самосозн на осн общечел ценностей мир цивилиз.

на жизнь и охрану здоровья

Равноправие детей

на гражданство

на необходимый уровень жизни

на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия

на свободу вероисповедания, получение информации, свободное выражение мысли

на проживание в семье

на жилье

на образование

Обязанности ребенка Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

 

№7. Пед процесс как сист и цел явл. Закон-сти и этапы пп

Пед пр – целостн процесс осущ воспит в его шир смысле путем обеспеч единства обучения и воспит. СШ – это система, где в опред мере реализ-с потребность общества во всестор и гармонич развитии личности на этапе ее жизни 7-17 лет.

Пед субъект – рук-во школы, преподаватели, родит актив. Объект – ученич коллектив, опр группа школьников.

Пед вз-д-е – взаимн активность педагога и воспитуемого в пед процессе. Компоненты: процессы обуч и воспит,целевой, содержательный, организ –деятельностный. Аналитико-результ. Закономерности: Пед проц обусловлен потребностью и возможно общ-ва, Эффективность завис от условий, в к-рых он протекает. Взаимосвяз обучения, образования, воспит и развития, самовоспит, пед рук-ва и самодеят-сти. Единство действий всех субъектов воспит. Возрастн особ, уровень раз-тия. Методв и ср-ва обусл его задачами и содержанием. Формы от задач, содерж метод и ср-в. Целостный учет всех внутр и внеш взаимосвяз пед процесса.

 

№9Процесс обуч. Его з-чи и внутр структ

Уч процесс – технология преобр-ния 6-7летнего ребенка в образован, развит и воспит личность. Объект труда учителя – учащиеся. Вед фигура проц обуч – учитель. Учение связ с познанием. Живое созерц – к абстрактн мышл – к практике. Ощущение – первич источник всех наших знаний об окр мире. Восприяти е – дает опосред информ путем воспроизв ранее наблюд объектов. Представление – мысленно воссозд образы, действия в обобщенном и перераб виде. Упражнение – это созн многократ выполнение сходных д-вий, опр на знание, применяется с целью овлад ЗУН. Умения – знания в д-вии. Применение знаний на практике – этапы: в опыте, опосред связи, связи теории с практ в оптые других.

Усл для процесса обуч – компоненты: содерж обр-ния, преподавания и учения; знания учителя движущих сил и мотивов отн школьников к учению; умение донести содерж; наличие соотв базы для успешного обуч и воспит.

 

 

№10 Закономерности и принципы обучения

Обучение: слож и многогран процесс, в к-ром взаимод-ют учителя и уч-ся. Принципы: наглядности, прочности, последовательности, преемств-сти (ЯА Коменский). Переход от авторит к демакр пед-ке. Закономерности: 1. Соц направленности обуч. Принципы: научности, политехнич и проф напрвленности. 2. Единство рацион и абстрактн в обучении. Принцпы: переход от образно-чувств к понятийному и абстр познанию. 3. Взаимосвязь образования, раз-тия и воспит в обучении. 4. Дифферинцир подход к обуч школьников. 5. Демократизм и гуманизм в общении. 6. Общность культуры.

 

№11 методы, приемы и ср-ва обуч. Класс-ция методов.

Метод (греч. Путь, достиж цели) – способы уч работы учителя и орг-ции уч-позн д-сти уч-ся, направл на овладение изуч мат-лом. Классифик методов: по источнику получ знаний, типу познават д-сти (объемно-иллюстр, репродук, частично-поиск, исследоват), по реш дид з-ч (овлад мат-лом, закрепл мат-ла, самост изуч, знания на практике,контрль и коррекция). Беседа (10 мнут – 8-8 вопр), школьн лекция (слож мат-л для старш классов), рассказ (монолог), объяснение (20-25 мин), иллюстрация (натур вид), демонстрация (ознакомл предм в искусств среде), работа с книгой (самост изуч мат-ла), дискуссия (обмен взглядами), упражнения (знание закрепл на практике), лаборат метод (химия, биология), практич метод (физ, матем), метод програмир обуч, видеометод (ТСО), опрос (индивид, фронт)

Ср-ва обуч: слово (устное – речь учителя, печатное – книги), образ (нагляд, личность учит), деятельность (игра, учеба, труд).

Самовоспит – созн управл личностью, саморазвитие, в к-ром треб общ-ву целями и интересами самого чел форм-ся запроектир спос-ти.

 

№12. Формы орг обуч и их разв-тие в дидактике.

Форма орг-ции обуч – дидактич категория, обозн внешнюю сторону орг уч процесса, к-рая связ с количеством обучаемых, временем и местом обуч. Индивид и инд-групп обуч примен еще в антич время, средневековье. Раз-е произв-ва, ур-ня дух жизни общ-ва – возникн классового обуч – орг-ция групп обуч впервые в братских школах Бел и Укр (16в), стала зарожд классно-уроч сист (уч-ся одного возр распред по классам, занятия поурочные, рассматр один матермал) – уч год, уч день, урок, перемена,каникулы – Коменский, Ушинский. В 1798 г. – сист взаимного обуч (Белл, Ланкастер) - снач учителя обуч старш учеников, затем старшие младших. В кон 19в. – батавская сист (время учит дел на две части – урочное и индивид), маннегеймская сист (слабые, средние, сильные уч-ся). 1905г – индивидуализир сист – амер город Дальтон (дальтон-план) – лаборат и мастерские – индивид работа. В перв четв 20 в. – проектная сист «метод проектов» (практич, организат д-сть)

 

№13. Урок как осн форма обуч. Типология и структ уроков.

Урок как осн форма обуч отн к классно-уроч сист обуч, он явл коллект формой орг-ции обуч, к-рой присущи постоянный состав уч-ся, опред временные рамки, установл расписание и орг-ция уч работ над одним и тем же мат-лом.

Типы уроков: сообщ новых знаний, закрепл изуч мат-ла, повторение, систематизация, обобщение знаний, проверка и оценка знаний, смеш или комбинированный.

Структ компоненты процесса обуч в целом: целевей, потребностно-мотивационный, содержательный, операцион-деятельностный, эмоц-волевой, контрольно-регулировочный, оченочно-результативный.

Структура урока: орг этап, сообщ нов мат-ла, самост д-сть, анализ урока, контроль и оценка.

 

№14. Нестандарт уроки.

Это импровизир уч занятие, имеющее нетрадиц структуру.

Типы нетрад уроков: в форме соревн и игр (КВН, викторина), основанные на жанрах, методах и формах работ (исследование, изобретение), публич формы общения (пресс-конференция, митинг, телепередача), опир на фантазию (урок-сказка), имитация д-сти учреждения (суд, следствие), внеклас работа (спектакль, концерт), интегрированные уроки, трансформация традиц (урок-зачет),

Рекоменд по провед: использ как итоговые, обобщ, не часто проводить, тщательная подг, учит свой хар-р, темперамент, особ класса, принцип «с детьми и для детей».

 

№16 Воспит как пед явл, сущность и особ.

Воспитание – организ педагогом возд-е на личность с целью форм-ния у нее определенных общ-вом соц свойств и качеств. Только при усл если воспит возд-вие выз у личности внутрположит реакцию и возбужд ее собств активность в работе над собой, оно оказ на нее эффект развив и формирующее влияние.

Обществ опыт: совокупность выработанных людьми знаний о природе и общ-ве, практич умения и навыки в разл видах труда, способы творч деят-сти, соц и дух отношения.

Только через мех-мы собств деят-сти и собств творч усилий чел овлад общ опытом и его различ структ компонентами. Воспит в философ опр-ся как воспроизв-во соц опыта в индивиде, как перевод чел культуры в индивид форму существ-ния. Под воспитанием след понимать целенапр и созн осущ-мый педагогом процесс организации и стимулир активн д-сти, форм личности по овлад обществ опытом: знаниями, практ умениями, навыками, способами творч д-сти, соц и дух отн. – д-стно-личностная концепция воспит. Воспит в шир смысле – овлад всей совок-стью общест опыта. Раздел на обучение – овлад ЗУН, способами творч д-сти, мировоззр, нрав-эст идеями и воспит в узком смысле – форм идеологич, соц, нравств, эстетич отношений.

 

№17. Закономерности и принципы воспит.

Закономерности: 1. Хар-р воспит на всех историч этапах опред объектив потребностями произв-ва и интересами правящих классов гос-ва. 2. Единство целей, содерж и методов воспит. 3. Неразрыв ед-во обуч и воспит в целостном пед проц-се. Воспит развивающее личность происх только в процессе включ в деят-сть. Восп есть стимулир-ние активности формируемой личности орг деят-сти. В проц восп необх проявлять выс гуманизм и уваж к личности воспит-ка в сочет с вы требовательностью. Необх откр перед уч-ся перспективу их роста, помогать добиваться успеха. Выявлять и опир на положит кач-ва уч-ся. Учитывать возраст и инд особ-сти. Восп должно осущ в коллективе и через коллектив. Необх добиваться единства пед усилий учителей, школы, семьи. Энгельс: когда разработаны и теор обосн закономерн, они становятся принципами практ д-сти. Закон-сти должны выступать как принципиальные треб к орг практ д-сти.

 

№18 Осн методы восп, их хар-ки

Методы воспит: 1. Формир сознания (разъяснение, инструкции, диспут, пример) рассказ на этич тему, воспит эпизоды из жизни, разъясн опр ситуации поведения., 2. Метод организации д-сти (упражн, приучение, пед требов, поручение, воспит сит) упражн – способприуч к д-сти, выраб умений, приуч – приуч к какой-л д-сти, требования – треб выполн норм поведения, деят-сти – быв прямое (выраб негативн реакция) и косвенное (положит р-ция), поручение, обществ д-сть, помощь, 3. Стимулир повед и д-сти (сорвнования, наказания).

 

 

№20 Форм-ние научного мировоззр уч-ся.

Факторы, влияющ на мировоззр: 1. Внеш соц-экон среда, политика гос-ва, 2. Раз-тие науки и усиление власти чел над природой, 3. От ур-ня обр-ния и воспит молод чел.

Задачи школы: 1. Добиваться науч-материалист пониамния закономеностей раз-тия природы, общ-ва. 2. убежд уч-я в материальности мираи познаваемости его законов, решающ роли чел в разв-тии произв сил общ-ва. 3. Выраб у школьников стремение поступать в соотв с научн мировоззр. Путем уч-тия в труд и обществ д-сти. 4. Науч школьников оцен явл природы, общ жизни д-сти людей с научн позиций.

Процесс форм мировоззр связ с пост изменением в завис от обр-ния, раз-тия и воспит уч-ка. В мл кл учащ получ первые представл о явл природы, жизни людей. С 5 кл систематич изуч науч знаний, опир на представл. В средн и ст школе углубл и обобщ знания об окр мире. Учеб программами по всем предм предусм осущ межпредм связей. Глав для мировоззр – комплексный подход к интеграции знаний. На форм мировоззр оказ влияние – история, изо, музыка,. Стан мировоззр происх постеп: по мере накопл фактич данных, знания стан убеждениями, если они уверены в истинности и достоверности изучаемого, формир личн взглядов и убежд, отн к окр действит-ти. Важна внеклассная и внешкольная работа.

 

№23 формир эст культуры личности.

Цель: форм-ть у школьников потребность и спос-сть понимать и оцен-ть, строить жизнь по законам красоты, воспит актив отн к окр действит, побужд и стимулир-ть стремление превносить прекрасное в быт и жизнь людей. Стороны: созерц-оценочный аспект, активно-творч созид сторона. Задачи: школа должна содейств формир эст взглядов, сужд пониманий прекрасного. Разв-ть специфич чувства и вкусы прекрасного в отн к природе, людям. Вырабат-ть способн-сти, умения и навыки актив уч-тия в худ самод-сти. Прививать нетерпимость к распростр уродливого, пошлого, безобразного. Предметы эст цикла – лит-ра, рисование, изо, музыка, пение обуч школьников элемент навыкам эст поведения. Особ место в эст воспит заним – экскурсия, муз вечера, театр иск-во, худ лит-ра.

 

№24. Трудовое воспит и профориентация.

Профориентация – сист совместн мероприятий школы, родителей, внекласс меропр произв коллект и общ-ва. Швед модель профориент (удовлетв нужд общ-ва с тем, чтобы хотя частич обеспечить свободу выбора проф для индивида). Расхожд между потребностями общ-ва и интересами индивида, факторы: 1. Объективные: механизация и авторизация произв процессов сопровожд усил науки, техники и труда (политехнич образов). Тенденция к обществ разд труда: не чел выбир профессию, а произ-во будет дикт свои усл. 2. Субъктивные:задачи школы, родителей: расшир представ луч-ся об отраслях и профессиях. Убежд в необх раз-тия спос-тей нужных для получ избир профессии. Практич подг-ка. Дифферинц помощь в проф самоопр. Основы выбора профессии – в Японии как обяз курс, кружки, факультативы, клубы по интересам, турниры, выставки, смотры талантов.

 

№25. Физич воспит школьников.

Физич воспит выступ как процесс орг-ции познават и физк-оздоровит д-сти уч-ся. Компонент физ воспит: вооруж уч-ся системой знаний о сущности и обществ знач физ-ры и спорта и их влияния на всестор раз-е личности. Форм-ние у школьн сан-гиг навыков орг-ции трудаи отдыха. Раз-тие у уч-ся двигат умений и навыков. Раз-тие физич задатков в различ видах спорта. Средства: естеств силы природы (солнце, вода), прав режим питания, труда и отдыха, утр гимнастика, уроки физ-ры, внешк спорт меропр. Осн метод: физич упражн или тренировка - желание и активность уч-ся, убежд (разъясн) положит примеры, метод одобрения и осужд.

 

№26. Воспит в коллектив.

Коллектив – одна из форм вз-оотн между людьми, в колл-ве обеспеч раз-тие всех чел кач-в, чел черпает знания, перенимает мудрость, навыки повед в общ-ве. 3 сферы адаптации молодежи: 1. Соц среда – родители, сверстники, СМИ. 2. Коллектив социализация – целенапр работа школы и внешк орг-ций. 3. Неформ объед – труд лагеря, ученич бригады, стройотряды. Ученич коллект, особ-сти: деят-сть направл на самих себя, объект и субъект обуч и воспит – уч-ся, центр фигура – педагог, осн вид д-сти – учение, однород возр состав. Орг-ция коллектива – выявл актива, укрепл орг управ, обществ мнение, традиции, треб к самому себе. Хар-ка колл-ва Я.А.Коменский (выявл взаимоотн личности и коллектива)

 

№24

Семья и школа

Семья - соц ячейка общ-ва, в к-рой осущ матер, хоз-экон и нрав-псих отношения. А.С.Макаренко – полная семья, ложные авторитеты: аторитет подавления (отцы), авт расстояния (мало общения), авт чванства (превосх перед детьми), авт педантизма (распоряжение – закон), авт резонерства (назидания, поучения),авт любви (сердятся с любовью), авт доброты (вседозв, уступчивость), авт подкупа. Семья и школа – (родит собр) работа с родит в школе по месту работы, жительства (инд беседы с родит)

 

№28. Пед технологии.

Пед техн – системный метод планирования, реализации, и оценивания процесса преподав и усв знаний с учетом оптимального использ технич, финанс, человеч ресурсов. Техн подход позволяет: 1. Предсказывать рез-ты и управлять пед процессом. 2. Анализ-ть и сист-ть на научн осн использ практич опыта, 3. Комплексно реш образов и соц-воспит проблемы, 4. Обеспеч благопр усл для раз-тия личности, 5. Уменьшить эффект влияния неблагопр обстоят-в на уч-ся. 6. Выбир наиболее эффект и разраб новые технологии и модели для решения возник соц-пед проблем.

Пед техн – сист функц-ния всех компонентов пед процесса, постр на науч осн, запрограммир во времени и простр-ве и приводящая к целям. Личн-ориент технологии: 1. Принцип личностного целеполагания, 2. Пр-п выбора инд образоват траектории, 3. Пр-п мета-предм основ образ-ного пр-са, 4. Пр-п продуктивности обучения, 5. Пр-п первичности образов, продукции уч-ся, 6. пр-п ситуативности общения, 7. Пр-п образоват рефлексии. Интегральная техн.: В.В. Гузеев, вводное повторение, изуч нов мат-ла, закрепл, изуч нов мат-ла (доп объем), закрепл, обобщ занятие, повтор, контроль, коррекция. Техн копер обуч: положит взаимозавис, обучаемых, разв, вз-д-вие уч-ся «лицом к лицу»,, индивид отчетность, соц навыки, рефлексия или обсуждение. Проектное обуч: пр-п детоцентризма, пр-п кооперации, пр-п опоры на субъективный опыт уч-ся, пр-п учетаиндивид-сти, пр-п своб выбора, исслед связ с реальной жизнью, труд цели. Техн пед мастерских.

 

№29. Упр школой и рук-во уч-воспит работой.

Группы упр орг в школе: 1. Орган коллект рук-ва школой (работники, родит совет), 2. Должностн лица осущ рук-во всеми подразделениями. 3. Рук-щие орг различ лбществ орг-ций и формир-ний.

Осн пр-пы рук-ва: коорд, согласованное, деловое сотр-во всех управл орг в школе, в планир-нии, опр з-ч,решении; демократизм, гласность; персональн ответст-ть всех рук-щих лиц школы; умение видеть глав проблемы в работе школы; поддерж благополуч климата в школе, поощр пед творч-ва.

Рук-во уч-воспит раб: опр роль – директор школы, его обяз-сти: рук-ть пед коллект, прав подбо кадров, созд необх усл, контроль за кач-вом знаний и поведением уч-ся, содерж и орг внекласс и внешкол работы, орг-ция работы по проф ориентир уч-ся, оказ помощи самодеят организ школы, поддерж связей местными общ орг-циями, баз предприятиями, орг работы с родителями, укреп луч-мат базы школы, поддерж сан-гиг режима в школе, охрана труда, ТБ, прием и увольнение обслуж персонала школы, предст учителей к поощр и наградам.

Зам дир по воспит работе: отвеч за орг-цию уч-воспит пр-са, кач-во преподав и знаний уч-ся.

 

№30. Пед профессия и ее особ-сти

Пед профессия отн к группе проф, предметом которых является другой челов. Глав ее отлич от др проф типа "человек-человек" заключ в том, что она отн как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Пед проф требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. Своеобразие пед проф состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Компоненты пед труда: труд как целесообр д-сть, предмет труда, ср-ва труда. Непроф пед д-сть – осущ родителями. Песталоцци (Швеция), Коменский (Чехия), Ушинский (Россия), Макаров (СССР). "Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель"

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы повышения стрессоустойчивости | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных