Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система методов обучения, их характеристика, развивающие и воспитывающие возможности.




По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала)

· Репродуктивные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности)

· Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала)

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

· Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

· Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: Пассивный метод; Активный метод; Интерактивный метод.

Пассивный метод (схема 1) –форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивный метод (схема 3) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

3)Классификация и общая характеристика средств обучения, их функции в организации процесса обучения. Компьютеры в обучении: проблемы и перспективы.

Средства обучения —объекты, созданные человеком, предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения в дидактике используется для того, чтобы обозначить тот или иной компонент процесса обучения. Они имеют большое значение для реализации управленческой и информационной функции учителя.

В настоящее время существует не одна классификация средств обучения. Например…

1. по составу объектов:

· материальные (оборудование, помещения, расписание занятий, компьютеры, мебель)

· идеальные (знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты)

2. отношение средства обучения к источникам появления:

· естественные (это гербарии, препараты, натуральные объекты)

· искусственные (учебники, картины, приборы)

3. по сложности:

· простые (карты, модели)

· сложные (компьютеры, видеомагнитофоны)

4. по характеру воздействия:

аудиальные (магнитофон)

визуальные (измерительные приборы, диаграммы)

аудиовизуальные (компьютер)

5. по способу использования:

· статичные (слайды)

· динамичные (видеофильм)

6. В процессе выделения различных групп средств обучения следует обратить внимание на то, что носитель информации также различен. В данном контексте можно выделить следующие их группы:

· бумажные (учебник)

· лазерные (DVD, CD-ROM)

· электронные (различные компьютерные программы)

· магнитооптические (фильмы)

7. Не стоит забывать, что существуют разные уровни содержания образования. Исходя из этого выделяют:

· средства обучения на уровне урока (раздаточный материал)

· средства обучения на уровне предмета (дидактические материалы, учебники)

· средства обучения на уровне процесса обучения в общем (учебные кабинеты)

8. Классификация средств обучения по отношению к технологическому прогрессу:

· традиционные (библиотеки, музеи, наглядные пособия)

· современные (мультимедиа, компьютеры, СМИ)

· перспективные (локальные и глобальные компьютерные сети, Web-сайты)

Существует в дидактике и понятие функции средств обучения. Под ним подразумевается, как внешне проявляются средства обучения, которые используются в учебно-воспитательном процессе исключительно с определенной целью. Доказано, что средства обучения - это один из главных факторов, влияющих на процесс воспитания и обучения. Так какие же функции можно выделить? 1. призваны уменьшить временные затраты на восприятие различной учебной информации. 2. с их помощью происходит передача всей нужной информации. 3. возможность рассмотреть изучаемый объект в целом и по частям. 4. призваны обеспечить деятельность педагога и учащихся. А для этого на уроке их всегда следует использовать комплексно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных