Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Субъекты и факторы формирования политической культуры. 4 страница




Вместе с тем, анализируя межнациональные отношения в годы советской власти, можно найти в их формировании и положительный опыт налаживания межэтнических контактов и взаимосвязей, который было бы неправильно, неразумно отбрасывать. Это касается как производственной, так и бытовой сферы. В частности, к такому опыту можно отнести существовавшие сотрудничество и взаимопомощь в военные и послевоенные годы, производственную кооперацию, создание межнациональных браков, налаживание дружеских взаимоотношений на личностном уровне, взаимообогащение культур, спортивные взаимосвязи и т.д. На уровне личных, семейных и соседских контактов они продолжают существовать в Беларуси, несмотря на различные политические и идеологические коллизии, связанные с суверенизацией республик, утверждением идейного плюрализма.

В обострении межэтнических противоречий роль катализатора играют и факторы, имеющие современное происхождение, связанные с национальной политикой пришедших к власти новых политических элит. Говоря об этой политике, следует отметить ее радикализм в ряде бывших союзных республик или нежелание использовать мирные, дипломатические методы разрешения межэтнических противоречий. Применение же силовых способов их устранения приводит к углублению этих противоречий, к кровопролитным войнам. Яркие примеры дает кавказский регион. К тому же следует добавить, что межнациональные проблемы в сочетании с религиозным экстремизмом используются некоторыми амбициозными политиками в борьбе за власть, позволяют им накопить политический капитал для достижения власти. Поэтому даже там, где с межэтническими отношениями все благополучно, они стремятся "найти" проблемы (чаще всего в истории), обострить их, чтобы впоследствии выступить в качестве "радетелей" за национальные интересы. С этой целью создается образ врага в лице определенного этноса, активно эксплуатируется ухудшение материального положения людей.

Межэтнические противоречия используются в корыстных целях не только теми, кто борется за власть, но и власть имущими для удержания ее в своих руках. Последние нередко стремятся прикрыть этими проблемами некомпетентную политику, коррумпированность или другие неблаговидные деяния.

В обострении межэтнических противоречий заинтересованы уголовно-мафиозные кланы и группировки. Под прикрытием националистических лозунгов они получают возможность грабить, насиловать, расправляться с неугодными и т.п.

На уровне рядового гражданина в основе националистических взглядов и поступков чаще всего лежат невысокий уровень образованности и культуры, стремление компенсировать комплекс неполноценности обвинениями в своих неудачах представителей других наций.

В основе современной политической стратегии решения национально-этнических проблем лежит признание права каждого народа на самоопределение. Это право предполагает свободный выбор народами государственного устройства вплоть до государственного отделения и образования самостоятельного государства, свободный выбор институтов и символов государственности, право каждого народа самостоятельно решать экономические, политические, социальные и культурные вопросы своего раз вития.

При национальном самоопределении необходимо учитывать не только историческое прошлое, как это часто бывает, но и современные реалии, в которых находятся этносы. Во-первых, национальное самоутверждение должно сообразовываться с таким же стремлением других этносов, с желанием сохранить государственно-территориальное и демографическое статус-кво. Во-вторых, при стремлении к автономии или отделению, при попытках возвратить территорию, ранее принадлежавшую тому или иному государству, необходимо предусмотреть последствия принимаемых политических решений и предпринимаемых действий в этих направлениях. Возможно, ради мира, сохранения человеческих жизней следовало бы в некоторых случаях отказаться от немедленного возвращения территорий и радикальной суверенизации, направить усилия на улучшение жизни этносов, сохранение национальной культуры, языка, традиций в условиях существующих государственных образований. Решение территориальных проблем должно осуществляться только посредством переговоров, ибо, как показывает практика, военный путь приводит к человеческим жертвам и страданиям, тупиковым ситуациям.

При решении национальных проблем в первую очередь необходимо учитывать права человека: право на жизнь, достойное существование, выбор местожительства, гражданство и другие права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека. На этой основе можно решить национально-этнические проблемы не только на микро, но и на макроуровне (нации, этнические группы). Реализация народом права на самоопределение не должна исключать их права на объединение в федерации, конфедерации и другие государственные общности. Более того, в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, особенно среди развитых стран Запада, четко проявляется тенденция к интеграции в экономической и политической жизни. Выражением этой тенденции является стремление и практические действия по созданию единой валюты, органов управления и других интеграционных институтов.

 

Этнополитическое развитие Беларуси. Формирование белорусского этноса началось в VII — VIII вв. в период славянской колонизации Восточной Европы и завершилось в XVI в., когда белорусские земли входили в полиэтническое феодальное государство — Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтском. Для процесса последующего этнополитического развития белорусского этноса было характерно активное воздействие на него внешних сил. С одной стороны, это было влияние Речи Посполитой, образовавшейся после объединения Великого княжества Литовского с Польшей в результате Люблинской унии 1569 г., с другой — с ХVIII в. Российской империи. Находясь в составе первой, белорусское население подвергалось полонизации, в составе второй — русификации. Так, в 1840 г. царскими властями было запрещено даже само название "Белоруссия", а белорусы стали рассматриваться не как самостоятельный этнос, а как этнографическая группа русского народа, ".испорченная" польским, влиянием (Терешкович П.В. Современная этнополитическая ситуация в Белоруссии //Национальные процессы в СССР. М., 1991. С. 154).

Белорусы на своей территории издревле проживали компактным массивом. По данным переписи Российской империи 1897 г., в общей массе населения белорусских губерний они составляли 78 %. Преимущественно это были сельские жители. Второй по количеству этнической группой являлись евреи. Согласно установленной царским правительством черте оседлости они селились в основном в городах и местечках и занимались ремеслами и торговлей. В 1897 г. состав городского населения Беларуси по национальному признаку выглядел следующим образом: белорусов — 17 %, евреев — 57, русских — 17, поляков— 6, остальных национальностей — 3 % (Этнаграфия Белаpyc: Энцыкл. Мн., 1989. С. 361 — 362).

В начале ХХ в. в Беларуси активизировалось национальное движение, проявившееся в развитии национального самосознания, культуры и идеологии, а также в формировании национальных политических организаций. В 1924 г. стала проводиться политика "белорусизации" общественной жизни. Получил преимущественное положение по сравнению с другими белорусский язык. Была создана национальная система образования, включающая и высшую школу, формировались белорусская наука, художественная литература, средства массовой информации. Наряду с этим не ущемлялись языки других народов, проживающих на территории страны. Вместе с белорусским официальными были признаны также русский, польский и еврейский языки. Своим национальным языком свободно пользовались литовцы, латыши и другие этнические группы. Однако процесс этнополитического развития Беларуси был вновь заторможен сформировавшимся в СССР тоталитарным режимом.

Официальная национальная политика привела к тому, что к середине 80-х гг. над белорусской культурой нависла угроза исчезновения. Не стало белорусских школ в городах республики. Во многих сельских школах, формально считавшихся белорусскими, обучение велось также на русском языке. В результате сформировалась большая часть белорусского населения, пренебрежительно относящегося к белорусскому языку и белорусской культуре и по существу значительно потерявшего свое национальное самосознание.

Такая ситуация не могла не беспокоить сторонников белорусского языка и белорусской культуры, особенно в среде художественной и научной интеллигенции. Национальное движение вновь активизировалось. Этому способствовал кризис тоталитарной системы. Во второй половине 80-х гг. проблемы выживания белорусского этноса стали подниматься в прессе. Обострился интерес к национальному языку в среде студенчества и молодых творческих работников. Это привело к возникновению ряда молодежных неформальных объединений ("Талака", "Тутэйшыя", "Паходня" и др.). В конце 80-х гг. часть активистов национального движения явилась организатором Белорусского народного фронта "Адражэнне", в числе главных задач которого было достижение суверенитета республики. Впоследствии подобные задачи были включены в программу ряда возникших политических партий (Белорусская социал-демократическая громада, Белорусская национально-демократическая партия и др.).

Под давлением национального движения Верховный Совет БССР 27 июля 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Белоруссии, а на внеочередной его сессии 25 августа 1991 г. Декларации был придан статус конституционного акта. Сессия приняла закон о новом названии Белорусской ССР. Теперь она называется Республика Беларусь.

Беларусь на сегодняшний день считается благополучной в межнациональных отношениях республикой. Однако это не означает, что здесь нет проблем этнополитического характера. В частности, есть негативное отношение части населения к процессу суверенизации белорусского государства, пренебрежительное отношение к белорусскому языку и культуре.

Главным условием гармонизации межэтнических отношений в республиках бывшего СССР, в том числе и в Беларуси, является решение социальных проблем — продовольственной, жилищной, обеспечения населения товарами массового потребления, работой, справедливой заработной платой, организации достойного человека медицинского обслуживания и др. Мировая практика показывает, что в обеспеченном продуктами питания, жильем, одеждой обществе не так остро ощущаются межэтнические противоречия. Решение острых социальных проблем связывается сейчас с развитием рыночных отношений, восстановлением экономических связей между бывшими союзными республиками и их вхождением в мировой рынок.

Наряду с решением социальных и экономических проблем не менее важна в национальной политике стабилизация политической обстановки на демократической основе. Важным стабилизирующим фактором в успешном решении этнических проблем будет формирование правового государства, в котором бы гарантировались права и свободы всех граждан независимо от их национальной принадлежности, которое бы обеспечивало исполнение установленных законов и способствовало реализации общечеловеческих нравственных норм.

Среди важнейших факторов, от которых зависит укрепление дружеских отношений между представителями различных этносов, — повышение их образованности, общего культурного уровня, в том числе и культуры межнационального общения, возрождение принципов народной морали и этикета, в частности уважения достоинства человека независимо от его этнической принадлежности, толерантное отношение к традициям иноэтнического населения, благородство, милосердие и др.

Учитывая зависимость решения национального вопроса от реализации социальных, экономических и политических задач, следует иметь в виду и то, что этнические отношения имеют свою специфику и относительную самостоятельность, которая, в частности, проявляется в этническом самосознании и этнической психологии, требующих особого внимания и корректности. В связи с этим в национальной политике необходимо качественно новое отношение к национальным культурам, традициям, обычаям и религиям. Исходной позицией здесь должно быть признание самобытности национальных культур и языков, их уникальной ценности и права на существование и развитие. Сохранение такой самобытности должно обеспечиваться правовыми нормами, исключающими всякую дискриминацию и неуважение. Вместе с тем национальная культура должна не игнорировать общечеловеческие культурные ценности, а тесно сочетаться с ними.

Следует отметить, что, по Конституции Республики Беларусь, государство берет ответственность за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на ее территории. Конституция закрепляет также равенства всех религий и вероисповеданий.

Для Беларуси вместе с проблемой сохранения национальной культуры особенно актуальным остается сохранение белорусского языка.

Важное место в национальной политике должны занимать отделение национального от националистического, раскрытие корыстной сущности национализма и шовинизма. Национализм и шовинизм ведут к унижению достоинства этносов, неравноправию в межэтнических отношениях, обострению их противоречивости и, наконец, к экстремистским действиям, которые могут принимать кровопролитный характер.

Отношение к национализму и шовинизму должно быть однозначно отрицательным. Вместе с тем не следует путать национализм с национальным самосознанием и гордостью, со стремлением честным трудом, без ущемления интересов других наций жить лучше, развивать свою культуру, пользоваться своим языком, обрядами и обычаями.

Гордость за принадлежность к Беларуси, владение белорусским языком, уважительное отношение к белорусской культуре могут быть свойственны не только белорусам, но и представителям других наций, проживающих на территории республики. Гордятся же званием "американец" жители США различной этнической принадлежности, и эта гордость не мешает им чтить свои этнические традиции и культуру.

Таким образом, преодоление этнополитических противоречий в значительной степени связано с дальнейшим переустройством общественной жизни на демократических и гуманистических началах, с развитием этнического и общечеловеческого в культуре и образе жизни этносов.

40. Сущность и основные субъекты международных отношений

Международные отношения: понятие, сущность, институты международной власти, современные тенденции. С глубокой древности и до наших дней международные отношения государств занимают важное место в политической жизни человечества. Политическими мыслителями разных эпох велись постоянные поиски и разрабатывались проекты установления на Земле "вечного мира", строительства "общеевропейского дома", создания "единого мирового кооператива", идеального общественного устройства в планетарном масштабе. Сегодня мировой порядок зависит от поведения на международной арене около 200 государств, находящихся на разных уровнях исторического, социально-экономического и культурного развития.

Ныне усилия большинства стран мирового сообщества, в том числе и Беларуси, направлены на то, чтобы главными приоритетами внешней политики стали выживание человечества, поиск мира, сотрудничество и добро соседство, совместное решение насущных проблем, творческое использование взаимного опыта.

В политической науке существует немало различных подходов к пониманию природы и сущности международных отношений. Так, на Западе весьма распространен биологический подход. Его сторонники исходят из "инстинктивной агрессивности", вытекающей из врожденного эгоизма людей. Тем самым объясняется "естественность" и "неизбежность" политической агрессивности государств в прошлом и настоящем.

Сторонники другого, психологического подхода утверждают, что международные отношения и сопутствующие им военные конфликты определяются эмоциональным состоянием руководящих кругов и общественности, энергией "жажды стресса", мечтой о национальном величии и т.п.

В определенной мере с этим можно согласиться. Однако, как показывает практика, все же в принятии политических решений в сфере международных отношений верх берут объективные интересы. Политические действия вызываются не столько эмоциями, сколько жизненно важными потребностями государства, его народа, социальных групп. Следовательно, международные отношения в конечном итоге складываются по поводу государственных и международных, региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем. Они являются своего рода инструментом их сопоставления, согласования, координации, конкуренции, выявления и реализации.

В отечественной и российской политологии международные отношения определяются чаще всего как совокупность политических, экономических, социальных„ дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества.

Главными субъектами международных отношений являются государства; международные (межправительственные и неправительственные) организации; многочисленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социальных, правовых, военных, гуманитарных и других отношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений.

Каким же образом действует механизм международных отношений? Прежде всего следует отметить, что им движет международная политическая власть. В отличие от внутригосударственной, внутриполитической власти международная власть воплощает волю международного сообщества. Эта сила (власть) опирается на военный, экономический, социальный, информационный, идеологический потенциал объединившихся государств. Она способна влиять на политическое поведение участников в направлении реализации принятых общих правил игры, а в случае необходимости — принуждать следовать им, контролировать динамику международных отношений в соответствии с господствующими в объединении интересами и общими целями.

Каковы же институты международной власти?

Это объединенные правительственные, а также неправительственные общественно-политические организации, которые способны по своему международному статусу принимать решения, обязательные для всех членов сообщества (например, Совет Безопасности ООН) или же решения рекомендательного характера. Так, Совет Безопасности ООН имеет право принимать экономические санкции к стране (Югославия, Ирак), не выполняющей его решения. Совет Безопасности может применять военную силу к агрессору, использовать вооруженные силы в миротворческих целях.

В основе реализации международных отношений на ряду с принуждением используется принцип консенсуса, т.е. взаимного согласия сторон. Участник разработки Устава ООН, А.А. Громыко в своих мемуарах описывал острую борьбу за установление права "вето". Противники этого права стремились закрепить в Уставе ООН только один принцип — принцип подчинения меньшинства большинству, что на практике означало узаконение в международных отношениях диктата США, ибо большинство стран в то время следовало в фарватере их политики.

Вместе с тем заметим, что в международных отношениях силовые методы и в наше время играют ведущую роль.

Как бы ни противились Россия и Беларусь расширению НАТО на Восток, процесс этот идет вопреки нашим интересам, ибо сила на стороне США и их союзников.

Все это подводит нас к вопросу о легитимности между народной власти. Она легитимна, если опирается на признанные международным сообществом нормы и институты, которые ориентируют на цивилизованность взаимоотношений, содержат общечеловеческую мораль и полезные традиции. Важное значение имеют факторы легитимации, такие как мировое общественное мнение, идеология, религиозное сознание.

Среди основных тенденций современных международных отношений можно выделить следующие.

  1. Переходный характер современного состояния международных отношений, становление нового международного порядка. Доминантой международного политического процесса последнего десятилетия является укрепление международной безопасности, так как международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и;— насилия.
  2. Рост взаимозависимости государств и интеграционных процессов. Он наблюдается особенно там, где созданы благоприятные условия для международных инвестиций, кооперирования производства и кредитно-финансовых связей.
  3. Возрастание роли научно-технических и социокультурных факторов во взаимодействии государств.

Таким образом, международные отношения — это сложная система, охватывающая все международные события и процессы. Это — механизм корректировки государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.

Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы. Система органов внешних сношений. Политическая деятельность любого государства осуществляется прежде всего в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ — в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу — обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене. Внешняя политика — эта деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене,

избирать адекватные средства и методы их реализации.

Что же такое национальные интересы?

 

В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения; обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

 

Следовательно, национальные интерес есть адекватность внешней политики государства потребностям общества. Рациональность и эффективность внешней политики заключается в ее соответствии реальным национально-государственным интересам.

 

Внешнеполитическая деятельность, не выражающая или неадекватно выражающая национальные интересы, неизбежно пробуксовывает. Так, по оценкам многих ученых и политиков, неудачи во внешней политике Республики Беларусь во многом обусловлены ложно понимаемыми нашей политической элитой национальными интересами белорусского народа. Это выражается, во-первых, в поиске каких-то призрачных выгод за далекими морями и океанами и игнорировании своих ближайших соседей, во-вторых, жестком подчинении внешней политики идеологическим постулатам, что означает; поддерживаем и развиваем отношения с теми, кто мыслит как мы. Во внешней политике республики много проявлений субъективизма, волюитарзма, непрофессионализма, что отрицателю сказывается на авторитете белорусского государства.

Ложно понятые и превратно сформулированные наци; опальные интересы могут стать причиной реальных конфликтов на международной арене. Так обстояло дело при принятии руководством СССР решения о введении советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подобная позиция нередко просматривается во внешнеполитическом курсе США, которые зоной своих жизненных интересов способны объявить любую территорию Земного шара.

Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции, общие для всех государств: охранительную, представительно-информационную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества так, чтобы сделать мировой порядок более безопасным для жизнедеятельности всех субъектов международных отношений.

Предапавительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

Практическая значимость этой функции состоит и в том, что посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формируется благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывается соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров.

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это дело тонкое. Определенные идеологии, лежащие в основе внешнеполитических действий, могут вызвать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелому противостоянию. Вспомним, например, вторую мировую войну, годы "холодной войны".

Большинство политологов придерживаются той точки зрения, что идеологический спор между различными системами в конечном счете должен решаться путем не политического, военного, экономического, пропагандистского вмешательства спорящих сторон, а открытой демонстрации очевидных преимуществ.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объективный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества.

Некоторые политологи выделяют торгово-организаторскую функцию внешней политики, через которую раскрывается взаимосвязь внутренней и внешней политики. Суть этой функции заключается в инициативных организаторских действиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств, методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганды, агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости — гнев, осуждение, возмущение и т.п.

Пропагандистские средства внешней политики способствуют истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество, в частности ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны.

Политические средства внешней политики используются прежде всего в сфере дипломатических отношений, где важны правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознать друзей и противников и т.п.

Дипломатия — это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение двух и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов, представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов. Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных