Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы оценки эффективности госуд. упраления




―отчёты органов госуд. власти о рез-татах их деят-сти,―общественное мнение,―СМИ

―Обращения гражданского содержания, котор. формируют представления о жизни.

Гл. критерием полит. эф-сти явл.политич. и соц-но― экономич. стабильность общ-ва, гражданское согласие, солидарность и партнёрство осн. политч. сил.

 

Экономич политика. Современная экономическая ситуация в РБ.

Эк-ка тесно связана с полит-ой. Эк-ка обуславливает общую направленность пол-ки, и соц-ый хар-р действующих полит-х институтов. Для успешного экономического развития большое значение имеет способ-ть пол-ки обеспечивать стабильность в обществе, предотвращать полит конфликты.

Экономич пол-ка- сис-ма хозяйственных мероприятий, проводимых госуд властью или поведение гос-ва в отношении эк-ки страны.

В основе функционир-я любого гос-ва лежит определенная модель соц-экономич развития. сегодня известно несколько типов соц-эконом пол-ки гос-ва:

I-ый тип: либеральная соц-эконом пол-ка -ее базавыми чертами явл-ся:

- приоритет прав и свобод чел-ка; - не вмешательство или ограниченное вмешат-во гос-ва в эк-ку; - min-ый пакет соц-ых программ гос-ва; - поощрение деят-ти негосуд-х организаций соц-го обеспеч-я и соц защиты(различных фондов, страховых компаний)

Образцом этой модели явл-ся США.

II-ой тип: консервативная соц-эконом пол-ка:

- умеренное, дозированное вмешат-во гос-ва в соц-сферу; - регулиров-е рынка труда;

- активная и динамичная пол-ка доходов; - расширенние сферы действия трудового права;

Образцом этой модели явл-ся Великобритания.

III-ий тип: соц-демократическая, соц-экономич пол-ка:

- высокая доля гос-го сектора, в котором преобладают объекты соц назначения;

- финансирование соц сферы из госбюджета; - регулиров-е уровня безработицы, забота о трудоустр-ве; - функционир-е высококачествен и общедоступных сис-м образования здравоохранения;

Образцоми этой модели явл-ся Швеция, Норвегия, Дания.

IV-ый тип: соц-ориентированная пол-ка - она сочитает в себе черты рыночной эк-ки и активную роль гос-ва. Ее чертами явл-ся:

- высокая доля гос сектора в эк-ке; - широкая соц поддержка нас-я;

Образцом этой модели явл-ся Германия, Партугалия, Голландия.

V-ый тип: социолистическая соц-эконом модель - к ее особенностям относят-ся:

- унификация форм собственности; - монополия гос-ва в соц-эконом сфере; - администр-командн методы управления эк-кой;- запрет негосуд-ых организаций и частной инициативы.

Была хар-на для СССР, сегодня Куба, Cев. Корея.

Белорусская модель соц-экономич развития представляет собой соц-ориентированное многоукладную рыночную эк-ку. Она сохранила в себе традиц принципы функционир-я рыночной эк-ки и такие харак-ые черты как коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также социальные, геополитические, экономические и демогрофические особеенсти гос-ва.

Правительством Б-си в июне 2004г. принято нац стратегия устойчивого соц-экономич развития РБ на период до 2020г. в кач-ве стратегической цели устойчивого развития РБ объявлены динамичное повышение уровня благосостояния населения, обогощение ку-ры и нравственности народа на основе интеллектуально-инновацион развития экономической, соц-ой и духовной сферы. Важным направлением экономич пол-ки нашего гос-ва явл-ся интеграция в мировое экономическое сообщество. Мировая эк-ка постепенно выходит из кризиса, поэтому в Б-си важно не только сохраненить экономический потенциал, кадры и раб места, но и обеспечить конкурентоспособ-ть отечественной продукции и всей экономической сис-мы. Основным экономич партнером РБ явл-ся РФ. На ее долю приходится более половины общего объема внешней торговли. Б-сь явл одним из важнейших торговых партнеров РФ, занимая 2-е место,уступая Германии. Вторым партнером явл-ся Евросоюз. На его приходится около трети бел экспорта больше половины импортных закупок

Понятия и ф-ции социальной пол-ки. Основные направления соц пол-ки в Б-си.

Одним из важных направлений внутр пол-ки явл-ся соц пол-ка-деят-ть, направленная на обеспечение и удовлетворение материальных и духовных потребностей его членов и на регулиров-е процессов соц-ой дифференциации об-ва. Главной целью соц пол-ки явл-ся достижение равновесия, стабильности, целостности, динамизма общества. Соц пол-ка призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общ-ва, между часто несовпадающими интересами его классов, соц групп. Гос-во постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интересов каких соц групп отдать предпочтение, как установить баланс непосредственных и более отдаленных последствиях принимаемых решений.

При разработке соц пол-ки встает вопрос о соц-ых приоритетах, т.е. соц задачах, которые признаются общ-м на данном этапе его развития в качестве наиболее значимых. Этот выбор всегда протекает на фоне и под давление борьбы за удовлетворение различн соц нужд и требований. Проведение сильной соц пол-ки предпологает ее неразрывную связь с процессами демократизации полит сис-мы. Это означает использ-е демократических форм и методов в выработке и реализ-ции соц пол-ки, т.е. обсуждение всех крупных соц-полит решений в обстановке гласности всестороннее выявление обществен мнения по ключевым вопросам соц преобразования. При решении наиболее острого и масштабных проблем возможно использ-е результатов всенародных референдумов.

Соц программа представляет собой сис-му соц мероприятий направленных на решение той или иной соц проблемы. В соц программе обычно определ-ся квалиф ситуации, пути решения проблемы, этапы решения задач, конкретные меры и способы реализации каждого этапа.

Соц пол-ка осущ-ся по 2-ум осн направлениям:

ü непосредственное повышение доходов населения;

ü расширение пакета жизненных благ, кот представляются членам об-ва бесплатно или на льготных началах.

Соц пол-ка-основа бел экономической модели. На современном этапе главной целью соц пол-ки РБ явл-ся создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При усилении адресности соц поддержки со стороны гос-ва незащищенных групп нас-я.

Программа соц-эконом развития РБ на 2011-2015г. принятая на IV-м всебелорусском народном собрании ставит в кач-ве главной цели на этот период дальнейший рост уровня и кач-ва жизни нас-я, на основе повышения конкурентоспособного уровня эк-ки и создание гос-ва удобного для людей. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. рост реальных денежных доходов населения;

2. создание благоприятных условий для интеллектуального, профессионального, творческого, физическогосовершенствования чел-ка;

3. опережающее развитие сферы услуг;

4. внедрение повышенной сис-мы соц стандартов;

5. улучшение демографической ситуации в стране;

6. повышение эф-ти агропромышленного комплекса;

7. расширение взаимовыгодного экономич сотруднечества.

 

Государственная молодежная пол-ка

Проблема формир-я молодежной пол-ки всегда являлась актуальной для каждого гос-ва. От того, как гос-во проявляет заботу о молодежи во многом зав-т его будущее.

Молодежь - специфичная, соц-демографич группа в возросте от 16 до 31 года, кот имеет общие соц-психолог особенности, обусловленное харак-м соц отношений на определенном этапе общественного развития. На эти годы(16-31) приход-ся главные социодемографические события в жизникаждого чел-ка(получение образование, выбор и овладение профессией, начало труд дея-ти,вступление в брак, рождение детей). Сегодня молодежь составляет почти четверть населеня Б-си(более 2 млн чел-к). Основной из важнейших проблем молодежи явл-ся нац «проблема занятости и трудоуст-ва». Сегодня более 20% выпускников общеобразоват школ поступают в ПТУ, от 15-20%-ССУ, более 35% в ВУЗы. Вместе с тем около 20% выпускников остаются вне сис-мы образования и явл потенциальными безработными.

«Проблема жилья» для молодежи. Если в советские годы люди были уверены, что гос-во обеспечит их жильем, то начиная с 20-х годов XX ст. надежда на получение бесплатного жилья исчезла. И хотя гос-во принимает определенные меры обеспечения жильем(льготное кредитование молодым семьям), тем не менее проблема получения жилья остаются оч острыми.

«Проблема здоровья, наркомании, алкоголизма среди молодежи». Здоровье молодежи ухудшается. Оч острой явл проблема пьянства(ежегодно милиция задерживает около 25 тыс детей и подростков в состоянии алкогольного опьянения), кол-во больных наркоманией увеличилось в 39 раз, причем более 70% наркоманов не достигли 30 лет, 60% из них-до 20 лет.

Под воздействием этих и других проблем происходит политическая социолизация молодежи. Кроме того, не миноваль Б-сь последствия мирового экономич кризиса. В этих условиях оч важной задачей явл проведение эф-ой молодежной политики.

Гос-ая молодежн пол-ка - это сис-ма соц-эконом, политич и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан в возрасте до 31 года. В 1992 принят з-н в Б-си об общих началах госуд-й молодежной пол-ки в РБ. В 1997 в этот з-н внесены изменения и дополнения. В соответствии с этим зак-м гос-во обеспечивает молодежи осуществления ее права на труд, профподготовку, образование, мед помощь, приобретение жилья, отдых и т.д. Статья 10 данного з-на устанавливает сис-му мер по экономич., организацион и правовой поддержки предпринимательской дея-ти молодых граждан. З-н устанавливает правовые нормы молодежных объединений. В нем говорит-ся, что молодежное объединение- добровольное общественное формирование, преимущественно молодых граждан, выражающее их специфические интересы. Статья 17 не допускает прямое или косвенное принуждение в молодежн объединения. В формировании и реализации молодежной политики большую роль играет совет министров РБ. Каждые 5 лет в РБ применялись республиканское право «молодежь Б-си». Она включает след разделы:

· развитие трудовой активности молодежи;

· патриотич воспитание;

· гос поддержка молодых семей.

Т.о. гос молодежная пол-ка имеет четкие правовые и организационные основы, кот создают возм-ть решать многие проблемы молодежи. Молодежн проблематикой заним-ся гос органы, обществен объединения и молод организации. на этой основе строится основн направление в конкретной дея-ти молодежн политики.

 

Политика и национально-этнические отношения. Этническая политика в РБ.

Сейчас очень трудно найти гос-во с моноэтническим населением. Существование в гос-вах различных этносов порождает много проблем при их взаимодействии. Иногда эти проблемы принимают острые формы межэтнических конфликтов(Чечня). Межэтн. конфл. негативно отражаются на экономике стран и жизни их граждан, их решение занимает важное место в полит. деят-сти гос. организации. К сфере нац. политики относят нац. самоопределение, сочетание нац. и интернац. интересов, равноправие наций и народностей,создание условий для развития нац-х культур. В основе совр. поли-й стратегии решения нац-этн проблем лежит признание права каждого народа на нац-ое самоопределение. При нац-ом самоопределении необходимо историч. прошлое и современные реали, в кот-х нах-ся общество. Иногда для сохранения мира человеческих жизней необходимо отказаться от немедленного возвращения тер-рии и радикальной суверенизации. Необходимо направить усилие на улучшение жизни этноса в условиях существования гос-ных образований. Решение тер-ных проблем должно осущ-ся только посредством договоров. При решении нац-ных проблем необходимо учитывать права человека(на жизнь, достойное существование, выбор места жительства и др. права, закрепленные во всеобщей декларации прав человека10.12.1948). Реализация народом права на самоопределение не должна исключать их права на объединение, федерацию, кон федерацию и др. нац. общности.

В современном мире четко прослеживается тенденция к интеграции в экономической и политической жизни(стремление к созданию единой валюты, органов управления).

Беларусь на сегодняшний день явл-ся и считается благополучной в межнациональном отношении республикой, но здесь также есть проблемы этнополитического характера(негативное отношение части населения к процессу суверенизации бел. гос-ва, пренебрежительное отношение к бел. языку и культуре). Формирование политики в сфере регулир-я межнац-х отношений в РБ ведется по 3 направлениям: возрождение нац-ных традиций; решение проблем всех этнических групп, проживающих на тер-рии Беларуси; работа с белорусской диаспорой. По конституции РБ гос-во берет на себя ответственность за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех нац-х общностей. Проживающих на ее территории. Согласно переписи, белорусы-80% всех жителей республики, также представители 132 национальностей(русские-12%,поляки, укр, евреи…)

Взаимосвязь политики и религии. Государственно-конфессиональные отношения в РБ.

Религия – это одна из важнейших форм общественно политической жизни общества. Она возникла еще в первобытном обществе, как отражение бессилия людей перед непонятными и неподвластными им силами природы. Постепенно с развитием религии возникает церковь, как важнейший соц. институт.

Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Причины возникновения новых религиозных движений носили социально-полит-ий хар-р. Христианство было связано с освободительным движением рабов Римской Империи. Важным этапом стало возникновение церкви. Её элементы:общее вероучение(идеология); религиозная деятельность; церковная структура. По мере развития церкви усиливались ее полит функции. Она стала претендовать на роль высшего авторитета в укреплении семьи, общественной морали, стала играть огромную роль в укреплении гос-го управления.

РБ-светское гос-во. Придерживается междунар-х стандартов в вопросах обеспечения свободы совести, не остается безучастным к деят-сти религ-ых организаций. По закону к традиционным конфессиям относятся: православие, католицизм, разновидности протестанцизма, ислам, иудаизм. В Бел. действует 25 религиозных конфессий. Около80%-православные, 20%-католики.Бел гос-во способствует установлению отношения терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедывающими ее, между религиозными организациями различного вероисповедания.

Религиозные орг-ии вправе учасивовать в общественной жизни и использовать гос-ные СМИ в порядке, установленном законодательством.

Внешняя политика: понятие, сущность, средства.

Внешняя политика – это деятельность руководящих органов государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на других участников МО.

Внешняя политика тесно связана с внутренней. Они служат сохранению существующей системы общественных отношений. Внешняя политика может быть: пассивной(экономически слабые гос-ва); агрессивной(стремление одних гос-в изменить другое гос-во во внешней политике); активной(интенсивный поиск контактов); консервативной(сохранение положения вещей) Внеш. Политика определяется гос-ми структурами. К системе органов внешнеполитических отношений относятся:1) центральные органы(парламент, глава гос-ва, министерство ин.дел)2) зарубежные органы(постоянные-посольство, консульство, представительство; временные-делегация. наблюдатели…)

Цели внешней политики определяются национальными интересами. Нац. интерес- вырабатывается посредством механизма представителей демократии и осущ-ся от имени народа гос-вом. В условиях гражданского мира и демократии нац-й и гос-й интерес совпадают.

Осн цели внешней политики:

1)Обеспечение гос. суверенитета. нац-й безопасности нац-й целостности.

2)обеспечение благоприятных условий всестороннего развития страны и проводимого внутриполитического курса;3) обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с др-ми странами и народами;4)повышение роли и престижа гос-ва на международной арене;5)участие в решении глобальных проблем.

Внешняя политика осуществляет функции:

1)охранительная(сохранение существующей системы общественных отношений от посягательств извне);2) идеологическая(пропагандирует экономические, полит-ие, соц-ые преимущества своей системы на международной арене);3) торгово-организаторская(инициатирует действия гос-ва на повышение своей международной конкурентоспособности промышленной и с/х продукции).

Внешняя политика осущ-ся при помощи средств:

1)политические средства(дипломатия);2)экономические ср-ва(внешняя торговля, наймы, инвестиции, экспорт, импорт);3) информационно-пропагандистские ср-ва(агитация, пропаганда);4) военные средства.

 

Понятие междунородных отношений, их субъекты, виды и принципы.

Международ. отношения (МО) – сов-ть эк, полит, идеологич, правовых, дипломатич. и иных связей и отношений, кот явл-ся рез-м взаимодействия м\у собой международных субьектов.

МО опред-ся соотношением взаимодействия разных полит сил и нац политик. Проц-с формир-я международн отношений опред-ся след факторами: геополитическое соображение; потребности экономич порядка, религиозные интересы, географич и этнич близость, общность историч судеб, историч традиции, личностные кач-ва полит деят-ей.

Субъекты МО: 1) гос-во. Оно выступает на первый план в международн отношениях, т.к. единственный субъект, обладающий суверенитетом. Т.е. данный полит субъект не признает в отношении себя никакой высшей власти 2) международные обьединения: коалиции гос-в, военно-полит блоки(НАТО), интеграционные организации(ЕС). 3) общественные организации и движ-я (Гринпис); 4) общественно-политические лидеры (Гарбачев); 5) международные организации.

Международн орган-ции имеют постоянное управл-е с определенной комплектацией, полномочиями и ф-ми. Они создаются на основе многостороннего договора, в кот определены цели, полномочия, ф-ции и обяз-ти членов. Международн орган-ции действуют на основе международн права. Они возник-т в различных обл-х деят-ти. Сущ-т международн профессиональные орган-ции: международн орг-ция криминальной полиции(интерпол).Самая авторитетная международная организ-я-ООН(1945г. страны антигитлеровской коалиции).Бе-сь-страна-основатель,сегодня уже более 190 стран-участниц. Главная цель- поддержание мира. Высший орган правления-генеральная ассамблея, сессии кот проводят 1 раз в год,и участие принимают все страны-члены. Решение генер ассамблеи носит рекомендат хар-р. Важнейшие решения принимает совет без-ти. В него входят 15 членов, 5 из них постоян(США, Россия, Англия, Франция, Китай), 10- временные и избир-ся на 2 года от регионов.решение совета без-ти- обязательны. Все решения приним-ся большенством,постоянные члены имеют право вето. Генеральные секретарь ООН-Пангимун.В сос-в ООн входят: ЮНЕСКО(по сотрудничеству в обл-ти образования, ку-ры, науки), международн суд(г. Гоаго, Голландия).

Виды МО:

· политические-осн вид МО,это прежде всего дипломатия, т.е. деят-ть спец гос-ых струк-р на международн арене; экономические; международно-правовые(соглашения, деклорации); военно-стратегические; культурные; идеологические.

Уровни МО:

ü глобальные-отнош - я м/у сис-ми гос-в или м/у державами;

ü региональные - отнош-я м/у гос-ми одного региона во всех обл-ях жизнедеят-ти об-ва;

ü онош-е к конкретной полит ситуации.

Осн приципы МО(зафиксированы в уставе ООН):

a) принцип суверенного равенства всех гос-в на международн арене;

b) принцип невмешательства: категорически запрещено прямое или косвенное вмешат-во гос-в или международн орг-ций во внутр дела др гос-в и народов;

c) принцип мирного разрешения международн споров и конфликтов ч/з переговоры;

d) принцип мирного сосуществования гос-в с различн обществен строем;

e) принцип равноправия и самоопределения народов, исключающий всякую иностранную вл-ть на территории др гос-в;

f) принципполного соблюдения прав к основн свобод чел-ка;

g) принцип добросовестного выполнения гос-ми взятых на себя обяз-в.

 

 

Основные приоритеты внешней политики РБ.

Внешняя политика – общий курс гос-ва на междунар. арене. Она реализует отношения данного гос-ва с др. странами в соответствии с его принципами и целями путём различных средств и методов.

Основные цели внешней политики:

ü Обеспечение гос-го суверенитета, национальной безопасности и территориальной целосности;

ü Обеспечение благоприятных условий всестороннего развития страны и проводимого стратегического курса;

ü Обеспечение взаимовыгодного сотруднечества;

ü Повышение роли и престижа гос-ва на международной арене;

ü Участие в решении глобальных проблем.

С развалом СССР и провозгл. независ. РБ наше гос-во вышло на междунар. арену со своими геополит. интересами. Начало проведения РБ самост. внешней пол-ки связано с провозглашением 27 июля 1990 Декларации о госуд. суверенитете.

Междунар. признание Бел. нач. после подписания в дек. 1991 г. Беловежского согласия. Первыми гос-вами, признавшими Бел., стали Украина, США и Германия.

Ст. 18 Констит. РБ гласит:

РБ в своей внешней пол-ке исходит из принципов равенства гос-в, непримен. силы или угрозы силой, нерушимости границ мирного урегулиров. споров, невмешат. во внутр. дела др. гос-в.

Бел. стала первым гос-вом в мире, добровольно отказавшимся от ядерного оружия.

Основные приоритеты внешней политики РБ:

1) Выполнение своих обязательств в области разоружения и контроля вооружения;

2) Интеграция и развитие взаимовыгодного отношения с Россией;

Ещё с 2 апреля 1996 г. подпис. договор об образов. сообщества Бел. и России, в 1997г. оно преобразов. в союз, а 8 дек. 1999 г. б. подписан договор о создании союзного гос-ва Бел. и России.

3) Интеграция с постсоветскими республиками;

Бел. – акт. участник СНГ, ЕвроЗЭС, таможенного союза.

4) Развитие контрактов с европейскими странами;

5) Привлечение иностранных инвестиций;

6) Развитие взаимовыгодного отношения со странами Азии и Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки;

7) Развитие взаимовыгодных отношений со всеми странами;

С 1998 г. РБ явл. полноправным и активным членом движения присоедин. Т. обр., соврем. Бел. значит. продвинулась по пути укрупнения своей независ. и доказала способн. бел. нации и ее госуд. структуры осущ. самост. пол-ку.

 

 

71.Геополитика и ее роль в развитии государств.

Геополитика – область научного знания, раскрывающая зависимость внешней политики гос-ва от его географического положения.

Отцом геоп-ки считается нем. ученый Фридрих Ранцель. Он ввел в научный оборот пон. политич. география. По его мнению сущностные хар-ки гос-ва опр-ся его террит. и местом нахождения.

Главный закон геополитики: утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты. Этот дуализм выражается в противопоставлении сухопутного могущества (теллуракратия) и морского могущества (таласократия).

Хар-р этого противостояния сводится к противопоставл. торговой цивилиз. и военно-авторит. цивилиз. Вся история человеч. рассматрив-ся как состоящая из 2-х стихий – водной и сухопутной. Сухопутное могущ. (теллурократия) связано с фиксированностью простр-ва и устойчив. его качеств. хар-тик. На цивилиз. уровне это воплощается в оседлости, консерватизме, строгих юридич. нормативах, кот. подчин. гос-во. Сухопутным народом чужды индивидуализм и дух предпринимательства. Им свойствен коллективизм.

Морское могущ. (таласократия):этот тип динамичен, подвижен, склонен к технич. развитию. Его приоритеты- кочевничество, особ. мореплавание, торговля, дух индивид. предприним-ва. Индивидуализм – высшая ценность.

Теоретики геоп-ки рассматрив. противост. суши и моря как определяющее все междунар. отношения. По их мнению, вся человеч. история – выражение этой борьбы.

Геополитический фактор объективно влияют на возможности жизнеобеспечения страны, ее развития.

Каждая геополитическая эпох имеет свои балансы сил и зоны влияния. После 2-ой миров. войны в 1945г. установилась Потсдамская геополитическая система. Там констатировалось, что мир из многополярного стал биполярным: СССР и его союзники континентальная сила, а США и их союзники – морская сила.

Постдамск. с-ма б. разрушена в 1992г. С распадом СССР биополярная с-ма мира завершилась. Сегодня существ. по сути однополярная с-ма.

Новая модель глобальной безопасности в однополярном мире строится на следующих фундаментальных принципах:

1. Главным приоритетом глобальной безопасности является безопасность центра, сохранение и расширение его планет, контроля.

2. Главным вызывом в этой системе безопасности является период попытки периферии атаковать центр.

Бел. никогда не выступало как гос-во, облад. геополит. субъектностью. В начале в составе ВКЛ. и РП бел. земли входили в сферу влияние Зап. цивилизации. Начиная с 19 ст. Бел. находилась в сфере влияния России. Начиная с Беловежских соглашений Бел. предприним. шаги для укрепл. своего суверен. с одной стор. и расшир. междунар. контактов с другой.

Традиционно, находясь в сух. поле, бел. народ настроен достат. консервативно и осторожно по отнош. к либер. зап. ценностям. Геополит. полож. Бел. таково, что она явл-ся объектом борьбы за влияние Атлантич. блока и России, кот. не смирилась со своим положением в холодной войне.Усилие США и его союзников по построению биполярного мира и близость к России оборачивается для РБ опасностью стать государством буфером. С другой стороны существует реальная опасность полностью попасть под сферу влияния РФ.

 

 

Глобальные проблемы современности и политика

Глобальные – проблемы, к-е сдерживают обществ. прогресс человечества, а при определ. условиях ставят под сомнение существов. нашей цивилизации. Эти пробл. носят общечеловеч. хар-р, т.е. они затрагивают интересы всех стран и народов.

Глоб. пробл. – совокупн. социоприродных проблем, от р-ния к-х зависит соц. прогресс человечества и сохранение цивилизации.

М.б выделить 3 осн. группы глоб. пробл. современ.:

1) связана с возможн. уничтож. человеч. в результ. глоб. вооруж. конфликта с примен. оружия массового уничтожения.

2) связ. с увелич. численности населения земного шара.

Как следствие демографич. взрыва на первый план выход. проблемы нехватки продовольствия и ресурсов. от недоедания страдает больше 500 млн. чел.

3) связ. с экологией.

Многие ученые сегодня считают, что в наше время экологич. опасность предст. наиб. угрозу для существов. человеч. Это связ. с тем, что долгое время в хозяйствен. деятельн. чел-ка преоблад. тенденция как можно больше взять от природы. Однако по мере роста промышленности, производства, увелич. его отходов, возникла реальная опасность для его естеств. состояния. Это связ. с загрязн. воздушн. и водного бассейна, истощением прир. ресурсов, вымиранием мн. видов животных и растений.

Огромная проблема – измен. климата на планете. Глоб. потепление, вызв-е техногенной деят-тью чел-ка, может привести к необрат. последствиям. С карты планеты м. исчезнуть целые гос-ва.

Дальн. обострение глоб пробл. м. привести к распростран. деградации окруж. среды, голоду, увелич. уровня смертн. и т.д. Всё это б. способствовать резкому ухудшению полит. климата в мировом сообществе.

Для разреш. глоб. пр. необх. провед. мировым сообществом целеустремленной, согласованной полит. стратегии, необх. эффект. и сбалансиров. экологич., энергетич. и сырьевая п-ка в национ., регион. и глобальн. масштабе. Для р-ния планетарных необх. междунар. стабильность, к-я предполагает недопущение прямого и косвенного вмешат. во внутр. дела др. гос-в.

В наст. время предлаг-ся множество проектов р-ния глоб. проблем.

1) смена с-мы социокульт. ценностей. Отказ от принц. войны и насилия как осн. принц. р-ния всех проблем. Война как средство пол-ки д.б. исключ. из жизни общества на всех его уровнях.

2) После отказа от принц. войны д. последовать демилитаризация эк-ки, т.е. резкое сокращение расходов на военные нужды. Чел-ку необх. осознать, что дальнейш. наращивание вооруж. ведет к гибели.

3) Преодоление пропасти между богатыми и бедными цивилизациями. Сегодня это гл. источник конфл., войн и насилия в мире. Сегодня развитые страны «золотой миллиард» потребляют в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем ост. страны.

4) Соблюдение экологич. императива. Сегодня необх. восстановить и сохранить гармонию в динамике общ-ва и природы, сохранить условия жизнедеятельности для след. поколений. Установление экологич. императива явл-ся одной из важнейших задач для всей человеч. цивилизации. Осущ-ть эти меры невозможно без радикальных перемен в с-ме семейного и дошкольного и кончая вузовским. На это д.б. направлены силы всего мирового сообщества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных