Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие демократии. Признаки демократии.




Демократия - одно из самых распространенных понятий политической науки. Особенность этого понятия заключается в его многозначности.

Этимологическое значение термина "демократия" в переводе с греческого означает "власть народа" (demos - народ, kratos - власть). В этом смысле под демократией понимается особая форма государства, при которой властью обладает все граждане, они пользуются равными правами на участие в осуществлении государственной власти.

Демократия может также рассматриваться как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение.

В более широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, выборности органов управления, принятии решений большинством.

Термин "демократия" может означать также социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Корни этого движения уходят в период борьбы против абсолютизма в Европе. Возникнув как движение за равноправие третьего сословия, сегодня оно расширило число своих участников: это социал-демократы, христианские демократы, различные либеральные движения.

Неоднозначность в толковании демократии во многом связана с различными подходами к ее пониманию и анализу. Первый подход - нормативный. Он предполагает построение идеальной модели демократии. Другой подход - описательно-эмпирический исследует реально существующую демократию. В большинстве демократических концепций эти подходы тесно переплетаются с целью сближения идеала и реального демократического строя.

Вне зависимости от уровня приближения либо удаления реальной демократии от идеала можно выделить общие признаки, присущие всем демократическим государствам. Во-первых, это признание народа источником власти. Суверенность народа означает, что именно ему принадлежит учредительная власть в государстве, т.е. право формировать через выборы систему представительных органов. Во-вторых, выборность основных органов власти. В-третьих, равноправие граждан, понимаемое как равенство избирательных прав, свобод образования политических партий, право на информацию и др. И, наконец, в-четвертых, принятие решения большинством и подчинение меньшинства большинству.

 

 

61. Либеральная модель демократии: понятие, признаки.

Под либеральной демократией понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью. Социально-экономическими и идейно-политическими предпосылками возникновения либеральной демократии были развитие рыночных отношений, идеологическая и политическая секуляризация, становление национальных государств.

Плюсы:

- отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, а также женщин из числа лиц, наделенных избирательным правом;

- индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства.

- формальный характер демократии, вытекающий из понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений.

- парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния.

- ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы;

- разделение властей, создание системы сдержек и противовесов как условия контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью;

- меньшинство обязано подчиняться большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно.

Слабости:

1. Социально-классовая ограниченность. Подобно античной демократии, она не распространяется на большинство населения: пролетариев, другие низшие слои, женщин – и поэтому не является властью народа в полном смысле этого слова. 2. Формальность и, как следствие, декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков. Нераспространение демократии на экономические и социальные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов, не удовлетворяет интересов большинства граждан. 3. Ограниченность сферы демократии и политического участия личности.

 

62. Коллективистская модель демократии: понятие признаки.

Коллективистская демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного по своему составу народа (по отношению к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе, отдельной личностью.

Черты: - коллективизм в трактовке народа, признание народа единым, однородным целым;- отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как врага, подлежащего насильственному устранению;- понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества;- всепроникающий характер власти, полная беззащитность меньшинства;- устранение самой проблемы прав человека, так как государство и без того заинтересовано в соблюдении прав составляющих его частей;- всеобщая политическая мобилизация, рассмотрение представительных органов и должностных лиц как проводников воли народа, его слуг;

- декларирование социальной демократии, то есть перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.

Коллективистская модель демократии получила свое развитие в трудах Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, в более поздний период – в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Следует отметить, что всякая попытка реализации этой модели в реальной жизни неизбежно приводила к тоталитаризму, подавлению индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих

 

 

63. Плюралистическая модель демократии: понятие, признаки.

Плюралистическая демократия - это такая демократия, которая исходит из того, что группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Плюралистическая концепция отводит ведущую роль группе, так как утверждает, что индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. К основным чертам плюралистической демократии следует отнести следующие:

- заинтересованная группа является центром демократической системы;

- общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов;

- соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики;

- сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу, но и на социальную область, где ими являются группы - соперники;

- "разумный эгоизм" индивидов и особенно групп является генератором политики;

- государство не "ночной сторож" (как у либералов), а орган, отвечающий за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость;

- диффузия, распыление власти между различными политическими институтами;

- наличие в обществе консенсуса в сфере системы ценностей, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя;

- демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан.

Недостатки:

- далеко не все члены общества представлены в различных группах интересов, поэтому через такие группы лишь незначительная часть общества (реально не более одной трети взрослого населения) может участвовать в принятии и осуществлении политических решений;

- влияние отдельных групп различно: одни из них обладают мощными ресурсами влияния (деньги, знания, авторитет, доступ к СМИ и пр.), другие таких рычагов практически лишены (инвалиды, пенсионеры, неквалифицированные наемные работники). Социальное неравенство приводит к тому, что не все группы одинаково способны артикулировать свои интересы.

 

64. Прямая (идентитарная) демократия: понятие, характеристики.

В зависимости от того, кто – народ или его представители – непосредственно осуществляют властные функции, все демократические теории можно разделить на две группы: прямой (идентитарной) и представительной (репрезентативной) демократии.

Идентитарная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть идентичны (т.е. тождественны), что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные органы должны быть сведены к минимуму и быть полностью подчинены и подконтрольны гражданам. Преимущественно идентитарный характер носила античная демократия, а также демократия в древнем Новгороде.

С 60-х годов XX в. широкое распространение получила теория партиципационной демократии (демократии участия), которая обосновывает необходимость широкого участия населения не только в выборах своих представителей, не только в принятии решений на референдумах (плебисцита), но и непосредственно участие в политическом процессе – в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их реализацией.

В соответствии с теорией партиципационной демократии в обществе в принципе не должно быть сфер, существующих вне политики. Главной целью партиципации является всесторонняя демократизация общества, которая обеспечивается жестким контролем за политическими институтами и должностными лицами.

При всей своей привлекательности непосредственная демократия имеет свои проблемы, ограничивающие возможности ее эффективного осуществления. Одной из основных проблем прямой демократии является сложность ее практической реализации, невозможность в современных государствах постоянно привлекать большинство граждан к политическому участию в управлении государством без принуждения. Другой проблемой является низкая компетентность и ответственность, поскольку решения принимаются широким кругом ни за что не отвечающих и никем не контролируемых непрофессионалов. В определенной ситуации (социально-экономический кризис, политическая нестабильность) прямая демократия чревата опасностью тоталитаризма и популистского авторитаризма вследствие склонности масс к уравнению, ущемлению свободы за счет равенства.

 

65.Репрезентативная (представительная) демократия: понятие, характеристики.

Концепция представительной (репрезентативной) демократии исходит из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент делается на четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях государственной власти, в то время как принцип соучастия народа оттесняется на второй план. Воля народа в данном случае не отождествляется с его прямым участием. Она выражается как непосредственно (прямо) на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах представляемых им полномочий самостоятельно формируют и антиципируют (предвосхищают) народную волю, а порой действуют ей вопреки под свою ответственность.

Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального), доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и их независимости в рамках закона. Реально представительная демократия воплощается в парламентаризме – системе правления, основанной на принципе разделения властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах.

Принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении получил обоснование и развитие в концепциях элитарной демократии, где главным носителем демократических ценностей является не масса рядовых граждан, склонных часто к эгалитаризму (равенству), а элита. Именно элита, с позиций данной теории, способна обеспечить и защитить ценности либеральной демократии. Функции народа ограничиваются контролем за деятельностью элиты, осуществляемым через выборы.

К репрезентативным элитарным теориям примыкает корпоративизм. Он рассматривает демократию как преимущественно согласительное неконкурентное правление руководителей крупных производственных организаций (корпораций) наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства.

Представительная демократия обеспечивает эффективность и ком­петентность принимаемых решений, политическую стабильность, оберегает общество от эгалитарных устремлений. Однако следует заметить, что реализация представительной демократии фактически отстраняет народ от власти в период между выборами и обеспечивает монополизацию власти политическими элитами. Таким образом, мы видим, что все концепции демократии помимо несомненных достоинств имеют и проблемы. Поэтому реально существующая демократия стремится в большей или меньшей степени совместить идеи самоуправления и партиципации (прямая демократия) и идеи представительства. Одной из основных задач прямой демократии в современных государствах является формирование государственных органов. Она решается с помощью такой формы политического участия граждан как выборы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных