Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Избирательная система Республики Казахстан.




В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией 1995г. и Законом о выборах была принята мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. 7 октября 1998г. Парламентом РК были внесены изменения и дополнения в Конституцию РК, которые, среди прочего увеличили численность депутатов Мажилиса и изменили порядок их избрания. Вследствие этих изменений численность депутатов Мажилиса составила 77 человек. Из них 67 избирались по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления и с примерно равной численностью избирателей. 10 депутатов избирались по системе пропорционального представительства на основе партийных списков с образо­ванием единого общенационального избирательного округа. Выборы в Мажилис по новым правилам впервые состоялись осенью 1999г.

21 мая 2007г. были внесены новые изменения в Конституцию РК, в соответствии с которыми численность Мажилиса Парламента РК была увеличена до 107 депутатов. При этом Конституция РК определила, что 98 депутатов Мажилиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. В соответствие с Конституцией был приведен Конституционный закон о выборах в РК, который установил переход к избранию 98 депутатов Мажилиса по пропорциональной избирательной системе по единому общенациональному округу.

При выборе Президента РК применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Особый порядок Конституцией РК определен для формирования Сената. Если депутаты Мажилиса избираются на основе всеобщих и прямых выборов, то депутаты Сената – на основе косвенных выборов. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы. Кроме того, пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом РК.

Помимо выборов существуют и другие формы политического участия. Наиболее значимыми и распространенными среди них являются референдумы и плебисциты.

Референдум – это институт прямой демократии, означающий всенародное голосование по каким-либо вопросам государственной жизни: изменение государственно-политического устройства, поправки в конституцию, законы страны, вопросы присоединения к межгосударственному союзу, вступления в международную организацию либо выхода из нее.

Разновидностью референдума является плебисцит (plebis – народ, citum – решение). Плебисцит – это опрос населения путем голосования о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству.

Референдум как институт прямой демократии, возлагая принятие решения на народ, имеет определенные проблемы. Одной из главных проблем является, как правило, низкое число его участников, в результате чего решение принимается незначительным количеством голосов наиболее активных граждан. В результате искажается назначение референдума –принять решение большинством граждан. В качестве других проблем следует отметить неустойчивость общественного мнения, которое может достаточно быстро измениться, а также затратность данного мероприятия. Поэтому в последние десятилетия наибольшее распространение получили идеи необходимости сочетания прямой и представительной демократии. При этом считается, что на местном уровне наиболее эффективны институты прямой демократии, а на общегосударственном – представительной.

 

70. Политический процесс: понятие и структура.

Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры. В политической науке, как правило, рассматривают процессы на макро- и микроуровнях. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы, осуществляющейся под влиянием действующих на нее факторов. На микроуровне под политическим процессом понимается совокупность субпроцессов, как некая равнодействующая акций (действий) различных социальных и политических субъектов. Политический процесс выступает как результат воздействия групп интересов на органы власти, что приводит к принятию решений, влияющих на состояние общества.

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логическую последовательность.Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы.

Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между участниками, называют параметрами политического процесса. Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристика субъектов, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы - это социально-экономические, социокультурные условия, которые образуют среду, а также ее воздействие, представляющее собой внешние для данного политического процесса обстоятельства (правила политической игры, внешние политические события и др.). Несогласованность элементов политического процесса может привести к непредвиденным результатам.

Основными субъектами или акторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых – государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который в свою очередь состоит из микропроцессов или субпроцессов. Деятельность политических акторов характеризуется следующими показателями: потенциалом, видом действий, способами взаимодействий.

К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т.д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления. Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).

В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, которые, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных