Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основные признаки патриархальной, подданнической, активистской политической культуры.
Самая распространенная и принятая многими политологами классификация политических культур предложена Г.Алмондом и С.Вербой.
В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:
1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.
2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.
3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.
78) Основные признаки индустриальной, тоталитарной, европейско- континентальной и англо-американской политической культуры
Общепризнанной считается типология политических систем /. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и ролевой структуры (т. е. структуры ролей, выполняемых официальной властью, партиями, группами давления, средствами массовой информации). В соответствии с этими критериями выделяются четыре типа политических систем: 1. англо-американская, 2) европейская континентальная, 3) доинду-стриальная и частично индустриальная, 4) тоталитарная.
Политические системы англо-американского типа отличаются «однородной, светской политической культурой», ориентированной на либеральные ценности (свободу, безопасность, собственность), и «сильно разветвленной ролевой структурой», представленной автономными партиями, группами зашиты интересов и т. д. Однородная политическая культура и развитая система многофункциональных институтов, способных реагировать на возникающие потребности, обеспечивают стабильность.
2. Континентальные европейские системы отличаются «раздробленностью политической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, т. е. систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Так, французскую политическую культуру характеризует взаимопроникновение католической, социалистической и коммунистической субкультур. В соответствии с этими субкультурами происходит распределение политических ролей, но не в масштабах общества, а в масштабах группы. Каждая субкультура представлена своими партиями, средствами массовой информации. Фрагментарность и расколотость политической культуры порождают нестабильность, угрозу «цезаристского переворота» (Г. Алмонд), поэтому в европейских странах достаточно часты правительственные и парламентские кризисы.
3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой на саму себя местной («приходской») политической культуры. Люди маловосприимчивы к глобальной политической культуре, к национальной целостности и ориентируются на местную политическую подсистему - племя, клан, деревню. Многообразие политических субкультур сокращает возможности достижения согласия и компромисса. Это обусловливает высокий уровень насилия, выступающего средством примирения. Дифференциация политических структур и функций минимальна, непостоянна и неустойчива, поэтому, например, исполнительные органы могут присваивать себе функции законодательных.
4. В тоталитарных политических системах доминирует «подданническая» политическая культура, ценности и образцы политического поведения навязываются властью. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование иных субкультур невозможно. Хотя и существует дифференциация политико-правительственных структур, тем не менее вся власть концентрируется в руках монопольно властвующей партии. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности.
79) Политическая культура Казахстана: состояние и перспективы развития
Политическая культура Казахстана не соответствует в чистом виде ни одному из типов политической культуры, предложенных в известной типологии Г.Алмондаи С.Вербы. Скорее, она имеет промежуточный характер. Это промежуточное положение находится между тоталитарной и авторитарной переходной политической культурой. Хотя современный Казахстан заявляет о своей приверженности идеалам демократии, однако, реальная демократия является далекой целью переходного периода нашего государства. Демократии соответствует активистская политическая культура основной части взрослого населения. Пропорции активизма, подданичества и патриархаль-
щины в отечественной политической культуре очень мало напоминают соответствующие пропорции демократических обществ. Сейчас можно определенно констатировать, что ни в Казахстане, ни в других бывших советских республиках не существует абсолютного преобладания носителей подданической политической культуры, как это было в условиях коммунистического режима. Однако уменьшение доли поддаников в политической культуре постсоветского Казахстана не привело автоматически к увеличению доли активистов в ней. На самом деле увеличилась, и весьма значительно», доля патриархалов. В результате, политическая культура современного Казахстана стала эволюционировать в направлении моделей авторитарной переходной и демократической доиндустриальной политической культуры. Таким образом, можно констатировать, что в современном Казахстане сложился смешанный подданическо-патриархальный доминирующий тип политической культуры.
способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе.
80 Понятие и функции политической элиты политическая элита – это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в собственных руках государственную власть и занимает командные посты, заведует обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и возможностями. Политическая элита современных стран представлена монархами, президентами, вице-президентами, вице-президентами, премьер–министрами, министрами. Политическая элита – это группа людей, владеющая инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения главных видов политической элиты является размер властных функций. На базе данного критерия различаются следующие виды, либо уровни, политической элиты: высшая, средняя, административная. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических управляющих и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти Средняя политическая элита формируется из большого количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов. Административная элита – это высший слой государственных служащих, знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и остальных органах государственного управления. Функциии: стратегическая, коммуникативная, организаторская, интегративная. Страт ф-я заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий. Она проявляется в генерировании новейших идей, отражающих публичные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления публичного развития, в выработке концепции назревших реформ. Коммуник. Ф-я предугадывает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей разных социальных групп, а так же слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение созидать особенности настроений разных социальных общностей, скоро и точно реагировать на конфигурации в публичном мировоззрении по разным животрепещущим вопросам. Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Посреди возможных политических элит более эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку собственных программ массами. Выработанный стратегический курс реализуется в системе разных политических мероприятий. К ним относятся:. законодательные (принятие законов и др. Законодательных актов парламентом, правительством);. мобилизующие (разные формы действие на публичное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей); регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, денежных); координирующие (координация центральных и региональных действий); контролирующие;. корректирующие и остальные.
81. Классические теории элит (Т.Моска, В.Парето). Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфреда Парето (1848-1923 гг.), создателя теории элит. С точки зрения Парето в любом обществе всегда правит элита, которая предст. собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть. Политическая жизнь общества осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции; ранее господствующая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Циклы подъема и упадка элит составляют закономерность существования человеческого общества.Кроме В.Парето, авторами концепции элит были Гаэтано Моска (1858-1941гг.) - ит. социолог политики и Роберт Михельс (1876-1936 гг.) –нем. политолог.В своей книге "Правящий класс" Моска доказывал неизбежность деления общества на два класса: правящий "политический" класс (элита) и управляемый класс. По мнению Моски, господство элит - закон, а пол и соц изменения в обществе происходят в результате конфликта между правящим классом, стремящимся удержать власть, и новыми силами, также претендующими на место правящего класса. Элита, которая сосредоточена исключительно на себе, постепенно утрачивает свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута. Но общество всегда будет управляться элитами. Моска предсказывал, что и в коммунистическом обществе неизбежно сложится правящая элита, которая будет регулировать его жизнь. Никакое изменение, считал Моска, не приведет к политическому равенству.
82. Типология политического лидерства. Способ утверждения лидерства в группах: Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей. Способ легитимации власти:Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Она базируется на определении корней лидерства, основания, которое позволяет той или иной личности стать политическим лидером. Традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях.Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей. Примерами таких лидеров могут служить: Цезарь, Наполеон и др.Черты харизматического лидера:способность заряжать энергией окружающих; завораживающая внешность (образ, вызывающий симпатию);риторические способности, артистизм, коммуникативные способности;состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;достойная и уверенная манера держаться или имидж сильного человека, способного добиваться любых целей. Стиль руководства. Данная типология политических лидеров зависит от используемых ими методов управления обществом. Характер взаимодействия лидера и членов группы позволяет выделить три типа лидерства:авторитарное лидерство – директивное (приказное) управление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний; либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек; демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных. Тактика достижения поставленных целей: Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этим Р. Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы стремятся сохранить статус-кво общества. Активность политического лидера, его программа и его действия направлены на сохранение общества в его современном виде. Это не самый распространенный тип лидерства. Например, Николай I; реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общества через проведение широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. Например, Петр I, Мартин Лютер Кинг;революционеры ставят цель прихода к иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае – большая редкость; обычно это революция. Например, К. Маркс.
83. Основные концепции политического лидерства Политическое лидерство имеет сложную природу. Ее раскрывает несколько концепций, в частности концепция или теория черт, которая объясняет феномен лидерства видающимися качествами личности: умом, энергией, волей, компетентностью, организационными способностями, готовностью взять на себя ответственность и т.д. Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает и обосновывает ситуационная концепция. Ее авторы считают, что лидер - функция определенной ситуации. Именно конкретные обстоятельства, определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение, принимаемые им решения. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает предпочтение в объяснении природы лидерства требованиям объективных обстоятельств. Субъективные механизмы лидерства помогают объяснить психологические, психоаналитические концепции (З.Фрейд, Э.Фромм, Т.Адорно и др.). Они объясняют природу лидерства как способ подавления или преодоления различного рода комплексов, чувства неполноценности и т.п.
Существуют разнообразные классификации лидерства. Так, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Широко распространено в политологии предложенное еще М.Вебером деление лидерства на традиционное (вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, традиции); легально-рациональное, избранное демократическим путем и харизматическое, наделенное, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами и способностями к руководству. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера (часто слепая), эмоции.
84. Понятие, принципы, типы политического прогнозирования Под политическим прогнозом понимают разработку научно обоснованных суждений о вероятных состояниях всей политической системы или отдельных ее субъектов в будущем и о возможных путях и сроках их достижения. Одной из особенностей политического прогноза является парадокс «самоосуществления и самоопровержения». Суть его состоит в том, что создание прогноза и обнародование его результатов может послужить толчком к его выполнению, тогда как в случае выполнения прогноза, ситуация могла бы развиваться совершенно другим образом.В политической науке выделяют следующие виды прогнозов:Поисковый прогноз (исследовательский прогноз) - прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем.Нормативный прогноз (программный прогноз) - прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.Интервальный прогноз - прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза.Точечный прогноз - прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.Оперативный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов до 1 месяца.Краткосрочный прогноз - 1 месяца до 1 года.Среднесрочный прогноз - от 1 года до 5 лет.Долгосрочный прогноз - от 5 до 15 лет.Дальнесрочный прогноз - свыше 15 лет.Ученые выделяют следующие принципы разработки прогнозов в прикладной политологии:Принцип системности – это принцип прогнозирования, требующий взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов.Принцип согласованности – это принцип прогнозирования, требующий согласования нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения.Принцип вариантности – это принцип прогнозирования, требующий разработки вариантов прогноза исходя из вариантов прогностического фона.Принцип непрерывности – это принцип прогнозирования, требующий корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования.Принцип верифицируемости прогнозирования - принцип прогнозирования, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов.
85. Понятие мировой политики. Геополитика, национальный интерес, национальная безопасность. Мировая политика включает в себя процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества, совокупность установок и целей, определяемых коренными интересами государств, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокупную политическую деятельность основных субъектов международного права. Геополитика – это политическая концепция, согласно которой внешняя политика государств обусловлена различными географическими факторами: климатом, рельефом, полезными ископаемыми, растительным и животным миром, демографическим потенциалом и т.п. Национальный вопрос- совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между Нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. национальная безопасность — это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.
86. Основные тенденции современных международных отношений Современная система международных отношений находится в переходном состоянии. Сегодня в ней переплетаются и взаимодействуют как традиционные, так и новые факторы и тенденции. Первая тенденция развития международных отношений - рассредоточение власти. Вопрос о будущем системы международных отношений открыт. Некоторые политологи считают, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие утверждают, что США надо признать единственным мировым лидером. Вторая тенденция современных международных отношений - новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности. До сих пор система международных отношений была основана на ядерном сдерживании, когда угроза ядерного нападения нейтрализуется угрозой ответного удара с нанесением напавшей стране непоправимого ущерба. Третья тенденция развития международных отношений - это формирование в последнее время нового представления о путях обеспечения национальной безопасности отдельного государства в условиях, когда она становится неотъемлемой частью проблемы создания всеобщей безопасности. Четвертая тенденция развития международных отношений - это разработка политических инструментов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов, невоенных гарантий мира, мер по предотвращению назревающих военных конфликтов. Создаются центры по предупреждению военных конфликтов. Пятая тенденция развития международных отношений - включение в круг задач обеспечения безопасности мирового сообщества, помимо военных, проблем иного характера. Это такие проблемы, как изменение климата и разрушение природной среды, международный терроризм, диспропорции в экономическом и научно-техническом развитии. Шестая тенденция развития международных отношений - их демократизация. Необходим демократический контроль над внешней политикой и системой международных отношений, чтобы избежать опасных для мира ситуаций. Такая демократизация проявляется в том, что, выражая (на выборах) свое отношение к внешнеполитическому курсу правительства, люди тем самым влияют на международные отношения. Эффективным средством влияния на позиции государств, курс правительств оказываются также обращения и рекомендации, принимаемые в ходе международного диалога общественности.
87. Казахстан в системе международных отношений. Казахстан и международные организации. В период после обретения независимости Республика Казахстан стала активным участником общемировых экономических процессов. Международное экономическое сотрудничество и интеграция в мировую экономику служат в том числе цели повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Казахстан.Не секрет, что сегодня только создание эффективных механизмов взаимодействия национальных экономик в рамках международного сотрудничества позволяет давать адекватные ответы на вызовы глобализации мировой экономической системы.В настоящий момент в Казахстане созданы благоприятные предпосылки для успешного развития внешнеэкономических связей. К этим предпосылкам относятся: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, высокая квалификация рабочей силы, удачное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ.В Республике на основе международных правовых норм создана и постоянно совершенствуется законодательная база системы регулирования внешнеэкономической деятельности.Главная задача внешнеэкономической деятельности Казахстана в условиях рыночной экономики - это активное участие экономики республики в международном разделении труда с целью совершенствования структуры народного хозяйства, ускоренного развития экономики и повышения ее значимости на международной арене.С учетом существующих внешнеэкономических приоритетов Республики Казахстан, к ее основным международным партнерам можно отнести Российскую Федерацию, КНР, центрально-азиатские страны, государства ЕС и др.Российско-казахстанское экономическое сотрудничество является важным фактором устойчивого роста экономик двух государств. Основными стратегическими направлениями двухстороннего сотрудничества России и Казахстана является взаимодействие в сфере энергетики, торговли, транспорта, промышленности.Помимо России важным внешнеэкономическим партнером Казахстана является Китайская Народная Республика. За десятилетний период двустороннего сотрудничества эти страны прошли практически через все формы внешнеэкономического взаимодействия - от бартерной торговли вплоть до создания совместных предприятий.Традиционно крепкие экономические связи существуют у Казахстана с государствами Центральной Азии. Основное взаимодействие РК с Киргизией и Узбекистаном осуществляется в рамках региональной организации «Центрально-азиатское сотрудничество». Более глубокой интеграции экономик стран региона и повышению их конкурентоспособности призваны служить активно разрабатываемые сейчас инициативы по формированию Центрально-азиатского единого рынка, а также Союза Центрально-азиатских государств.Большое значение имеют и внешнеэкономические отношения Казахстана со странами Европейского Союза. В настоящее время Казахстан является крупнейшим партнером ЕС в центрально-азиатском регионе и в СНГ. Так, динамично развиваются связи в области производства и поставок на европейские рынки продукции нефтегазового сектора Республики. Все большее развитие получает и сотрудничество Казахстана со странами ЕС в области транспорта, промышленности и сельского хозяйства.
88. Стратегия «Казахстан-2030» о национальной безопасности Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности. Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потокам. Будущие потомки нам не простят, если мы утратим Государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, своими землями и ресурсами. Безусловно, данная логика видения перспективы должна быть перманентной во времени при любых внутренних и внешних обстоятельствах для стратегического курса казахстанской политики на долгосрочной период. Это является первым стратегическим приоритетом развития Казахстана до 2030 года. Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития. И необходимость постоянного поиска решения данной стратегической задачи требует от нас взвешенной и адекватной оценки складывающейся ситуации в паритете геостратегических сил и тенденций их изменения. Для обеспечения своей независимости и территориальной целостности мы должны быть сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Четвертый элемент нашей стратегии – освоение богатых природных ресурсов, которые могут стать надежной основой для защиты национального суверенитета т территориальной целостности страны. Пятое – мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувство патриотизма и любви к своей стране. Безусловный приоритет в работе по обеспечению безопасности принадлежит нашей внешнеполитической деятельности и формированию плотной ткани взаимовыгодных отношений Казахстана с его соседями и ведущими странами мира. Даже сегодня, в конце XX столетия, после полученных уроков второй мировой войны и холодной войны, не снята угроза раскола мира на блоки и союзы. Однако такой путь в силу нашей пятиэлементной стратегии для Казахстана неприемлем. Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов, и паритетом сил на ближайшую и дальнюю перспективу должна быть политика интеграции, в первую очередь, - укрепление и развитие Центральноазиатского союза между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном, невмешательства дела других государств, доминирования актов согласия, а не противостояния. И хотя мы искренне надеемся на то, что мир осознал всю бесполезность вооруженных конфликтов, давайте не будем забывать: благоразумная держава полагается не только на обещания других государств, но и на мощь своей страны. Поэтому первостепенное внимание, несомненно, будет уделяться строительству и модернизации наших Вооруженных Сил, повышению уровня их профессиональной подготовки и боеготовности, оснащению современными средствами вооружения. Кроме того, наша страна будет сотрудничать со своими соседями в том, чтобы делить с ними бремя региональной обороны. В вопросах безопасности и целостности мы должны быть постоянно бдительными. Наши приветливость и гостеприимство, которые мы проявляем, и будем проявлять, не являются синонимами простодушия и покорности. В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая и миграционная политика.
89. Понятие глобализации. Характеристика глобальных проблем современности глобализация - распространение экономических, политических и культурных процессов за пределы государств и формировании на этой основе новой целостности мирового пространства. Глобализация определяется несколькими факторами: процессами интернационализации экономической жизни: свободным перемещением капиталов, товаров, взаимодействием национальных экономик в хозяйственной деятельности. Принято выделять несколько групп глобальных проблем:- международное сотрудничество и упрочение мира;- обеспечение прав и свобод человека;- национальная и международная безопасность; экология;- народонаселение или установление демографического равновесия планеты;- научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;- международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями. азанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях;3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.
90. Этапы становления суверенитета Республики Казахстан 25 октября 1990 года - особая дата для граждан Казахстана, символизирующая завершение старого этапа истории и начало новой страницы развития Республики. 25 октября 1990 года – день суверенитета, который стал переломным в Казахстанской Истории. Первым основополагающим законодательным актом страны стала Декларация независимости. Это правовой, политический и идеологический документ, отражающий основные принципы общественности, прав и свобод человека, собственности, политического плюрализма и разделения власти. Эти фундаментальные положения легли в основу Конституции. 16 декабря 1991 года в Казахстане был принят Конституционный закон о независимости в Республике Казахстан. В 2001 годе Казахстан праздновал 10-ю юбилейную годовщину своей независимости. Республика Казахстан является молодым независимым государством. Однако за этот период в стране произошли значительные крупномасштабные государственные преобразования. Был учрежден 2-х палатный Парламент, создана судебная система, объявлена новая столица. Не так давно появились Вооруженные силы, Республиканская гвардия, пограничные войска и военно-морской флот. Существовавшая система экономики радикально преобразована, сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой, способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Казахстан стал лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций. Также были проведены существенные реформы в социальной и пенсионной сферах. В республике существуют 16 политических партий и 25000 неправительственных организаций, обеспечивающих политическое многообразие и социальную стабильность. Казахстан добровольно отказался от применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной свободной от ядерного оружия. Международная политика Казахстана направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости нашего государства. Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном. Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как: Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|