Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ.




ПОПЫТКИ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ:

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Классно-урочной системе присущи следующие характерные черты:

1. В группы (классы) входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания.

2. Основной формой обучения является урок – отрезок обучения в 40–45 минут, представляющий относительно законченную по содержанию и способу построения единицу учебного процесса.

3. Все содержание образования делится на отдельные предметы.

4. Весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию.

5. Учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение.

Изобретение классно-урочной системы, представляющейся нам сейчас естественной и очевидной, в свое время было революцией в образовании, которую сравнивают с изобретением колеса в технике, ибо оно открыло возможности всеобщего и относительно экономного обучения (один учитель может обучать до 30 и более школьников). Что же касается высшего образования, то уже в первых университетах Европы, начиная с XIII–XIV вв., существовали коллективные формы обучения – лекции и семинары.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая и воспитывающая роль педагога, взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы, экономичность обучения – сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным характером деятельности, определенной искусственностью в делении занятий на 40–45-минутные отрезки. Указанные «слабости» классно-урочной системы вызывали критику и стремление к поискам более совершенных форм обучения[8].

 

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ОСМОЛОВСКАЯ И. М.

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ

У КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ?

 

Несколько веков учителя обучают, а ученики учатся в условиях классно-урочной системы, основы которой заложил Ян Амос Коменский. Много лет педагоги говорят о ее несовершенстве, предлагают другие системы, но классно-урочная остается незыблемой как скала. В чем же причина такой устойчивости? Грядет ли ее замена на что-то более совершенное?

Начнем с того времени, когда классно-урочная система появилась. Если быть точными, то нужно сказать, что она существовала и до Я. А. Коменского: в Страсбургской школе И. Штурма (1538), в иезуитских школах и коллегиумах; в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии; в братских школах Украины и Белоруссии. Но описал процесс обучения, сформулировал правила, по которым нужно строить занятия в школах, теоретически обосновал их именно Я. А. Коменский (XVII в.). С тех пор и стали нам известны признаки классно-урочной системы. Это: занятия с постоянным составом учащихся; одновременное для всех начало занятий; определенное время их продолжения с перерывами на каникулы; учебный день, начинающийся с утра; изучение материала по правилам: от легкого к трудному, от близкого к далекому.

Предлагая свою систему образования, Я. А. Коменский писал, что обучение должно происходить легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости, без принуждения, без больших усилий.

Идеи Коменского упали на благодатную почву. Начиналось бурное развитие промышленности, для работы на фабриках и заводах требовались грамотные люди. Их должно было быть много. Для решения таких задач классно-урочная система подходила идеально.
Я. А. Коменского приглашали для организации школьного дела в Англию, Швецию, Венгрию. В России для распространения классно-урочной системы много сделал К. Д. Ушинский. Но не стоит думать, что классно-урочная система сразу триумфально вошла во все школы. Были и сбои. Когда Я. А. Коменского пригласили в Венгрию, он встретил там сопротивление и учеников и учителей, и полностью реализовать задуманное ему не удалось.

Школа – фабрика

При словах «классно-урочная система» мы мысленно видим классную комнату, стоящие рядами парты, детей, по команде учителя выполняющих те или иные действия. Чем-то нарисованная картина напоминает фабрику, не так ли? С приходом классно-урочной системы школа становилась «фабрикой» по производству «среднестатистических граждан». Конечно, это метафора, но ученик в условиях классно-урочной системы действительно представляется объектом воздействия, а отнюдь не субъектом – активным, имеющим свое мнение и право на выбор, действующим. И в наши дни ведущая роль на уроке принадлежит учителю: он руководит учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение.

А есть ли достоинства у классно-урочной системы? Какие задачи она успешно решает?

Классно-урочная система экономична: в классе 25–30 учеников, а учитель нужен всего один. Деятельность учителя легко нормативно регулировать и контролировать: у него должно быть поурочное планирование, конспект или план урока; темы уроков записываются в классный журнал; ученикам выставляются отметки; урок имеет определенные этапы, на каждый отводится определенное время.

Самому учителю удобно упорядочивать работу учащихся на уроке: он находится перед классом, его видят и слышат все ученики; по его команде встают, садятся, отвечают, выходят к доске. Изложить ученикам определенный объем учебного материала, проверить его усвоение, отработать умения и навыки – все эти задачи в той или иной мере тоже решаются. Удобнее всего учителю со «средними» учениками: они успевают работать в предложенном темпе; «звезд с неба не хватают», оригинальностью мышления не отличаются, зато добросовестны и трудолюбивы. Но как только среди них встречается нестандартная личность, начинаются трудности. И тут мы плавно переходим к недостаткам классно-урочной системы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных