Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формула педагогики сотрудничества




Педагогика сотрудничества! Я верю в это направление педагогического мышления и возможность его практического приложения, считаю, что оно сегодня наиболее правильное, но тем не менее сознаю и то обстоятельство, что в педагогической науке навсегда установленных истин практически нет, а опыт учителей способен порой разрушить иные истины, которые десятилетиями навязывались учителю и которые превратились в идолов. Кроме того, жизнь иных научно обоснованных, истинных рекомендаций порой крайне драматична. Если мнение учительства не расположено в пользу той или иной рекомендации, то она в среде учителей не будет принята и в их практике не обретет силы истины.

Педагогика сотрудничества в такой же мере не есть абсолют для педагогической науки и практики. Она одно из возможных направлений – не более – демократизации и гуманизации педагогического процесса, проникновения в него духа взаимопонимания и гуманности.

При попытке вывести своего рода формулу педагогики сотрудничества следует исходить из мысли Н. К. Крупской о том, что в ребенке надо видеть соратника по борьбе. В этом случае идея педагогики сотрудничества могла бы быть выражена следующим образом: сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником учителей, воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.

Идея, как будто, не сложная, даже знакомая, но не является ли она утопической? Ребенок – помощник воспитателя в своем же воспитании?! А станет ли таким ребенок? Конечно, каждому учителю хочется, чтобы дети сами помогали ему в своем воспитании, но бывает ли так? Скорее могут сказать: дети мешают учителю в этом деле – не слушаются, шалят, грубят, не выполняют задания, увлекаются другими делами. Как тут сделать их добровольными помощниками и сотрудниками, равноправными участниками педагогического процесса, когда во всех учебниках педагогики записано, что учитель – это главная фигура педагогического процесса? Вообще, испокон веков известно: если не заставишь ребенка, порой не накричишь на него, не напугаешь, не накажешь, только ласками и добротой из него человека не сделаешь! Это вошло в поговорку. В Грузии: «Воспитай сына врагом себе, станет он другом тебе». В России: «Учи дитя (розгами? ремнем?) пока оно поперек, а не вдоль лавки лежит».

Вот, примерно, какими могут быть размышления одних учителей. Их так готовили, от них это требовали и в конце концов у них возникло такое отношение к тому, что есть. Многие могут сразу вспомнить некоторых своих учеников, от которых не было им покоя – шалунов, ленивых, грубиянов. Какое там сотрудничество, рассуждают они, школа шатается потому, что там нет дисциплины, нет требовательности.

Другие же могут задать отнюдь не наивный вопрос: а что тут нового, в этой идее сотрудничества? Каждый учитель так и должен работать! Да, конечно, так и должен... Разумеется, есть учителя, которые и сегодня работают, исходя из принципов гуманного отношения к школьникам, уважают их, являются для них близкими людьми. Педагогика сотрудничества их не удивит. Но вот вопрос: много ли таких учителей?

Педагогика сотрудничества родилась не на пустом месте. Если сказать точно, идея ее так же стара, как сама педагогика. Идея гуманного подхода к ребенку прошла через сердца и труды всех классиков педагогики (достаточно вспомнить творчество и эксперименты Песталоцци). Однако она, идея, терпела поражение, а практика приобретала все более завуалированную форму авторитаризма и давления.

В чем же дело?

В бесплодности самой идеи, ее абсурдности, неосуществимости?

Отнюдь, нет! Было крайне ценно произвести исторический анализ этого явления, исходя из концепции диалектического материализма. Тот факт, что идея гуманного подхода к ребенку, идея сотрудничества не стала нормой педагогической действительности, я попытался бы объяснить с помощью понятия «момент истины». Любая идея может стать реальностью только в том случае, если она найдет свой «момент истины», т. е. если в сложившихся конкретных исторических условиях она окажется способной помочь людям решать стоящие перед ними жизненно важные задачи. Педагогические эксперименты Макаренко и Сухомлинского были прорывами в демократическое будущее. В свое время их было трудно понять, сегодня же их опыт составляет суть перестройки школы…

Педагогика сотрудничества может быть реализована, если через идею сотрудничества, гуманного подхода к ребенку будут психологически переосмыслены все основные компоненты педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната... В общем, если будет переоценено наше отношение к ребенку. Идея сотрудничества – это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе гармонировало с ее духом[98].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА /

КРИВШЕНКО Л. П., ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА М. Е. И ДР.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных