Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация проблемного обучения




Проблемный подход к содержанию учебного материала. При конструировании содержания проблемного обучения в процессе подготовки к уроку учителю, по мнению М. И. Махмутова, необходимо проанализировать учебный материал со следующих точек зрения:

а) научной (выделение основных понятий, их взаимосвязи);

б) психологической (предвидение реакции на выдвижение
проблем);

в) логической (варианты последовательной постановки вопросов, задач, заданий);

г) дидактической (выбор приемов и методов создания проблемных ситуаций);

д) воспитательной значимости материала.

Критерий выделения учебных проблем. В связи с этим возникает вопрос: Какие объективные критерии необходимо положить в основу вычленения наиболее важных для развития и воспитания учащихся учебных проблем, заключенных в самом содержании учебного материала? В качестве таких критериев выделяются следующие:

– мировоззренческие вопросы, моральные, общественно-исторические, естественнонаучные, литературоведческие и другие проблемы изучаемых наук;

– ведущие идеи, методы и понятия науки;

– проблемные вопросы и поиск путей их решения в истории науки;

– проблемные вопросы и методы современной науки;

– практические проблемы (В. Н. Максимова).

Правила создания учебных ситуаций. Важным аспектом организации проблемного обучения являются знание и соблюдение учителем правил создания проблемных ситуаций. Такие правила сформулированы А. М. Матюшкиным в работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». К ним относятся:

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, учащимися следует предложить такое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

З. Проблемное задание дается до объяснения учебного материала, это могут быть задания на усвоение нового материала, его закрепление и практическое применение.

4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными типами заданий.

Моделирование и прогнозирование предстоящей меж-субъектной учебной деятельности как условие успешной организации проблемного обучения. Особенность проблемного обучения заключается в изменении функций субъектов учебного процесса.

Основная функция учителя состоит в создании проблемных ситуаций и управлении познавательной деятельностью школьников по разрешению учебных проблем. Это обеспечивается делением учебного материала на части и последовательным включением школьников в решение учебных проблем.

Действия ученика в условиях проблемной ситуации осуществляются, как правило, по следующим этапам:

а) анализ проблемной ситуации, использование известных способов действия; осознание и принятие проблемы; решение проблемы;

б) выдвижение гипотезы;

в) доказательство гипотезы;

д) проверка правильности решения.

Управление учителем деятельностью учащихся в процессе поэтапного решения проблемной задачи дает возможность получения обратной информации по каналам внутренней и внешней связи, вносить своевременно поправки и коррекцию в учебный процесс, что является одной из характерных особенностей педагогических технологий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных