ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организация проблемного обученияПроблемный подход к содержанию учебного материала. При конструировании содержания проблемного обучения в процессе подготовки к уроку учителю, по мнению М. И. Махмутова, необходимо проанализировать учебный материал со следующих точек зрения: а) научной (выделение основных понятий, их взаимосвязи); б) психологической (предвидение реакции на выдвижение в) логической (варианты последовательной постановки вопросов, задач, заданий); г) дидактической (выбор приемов и методов создания проблемных ситуаций); д) воспитательной значимости материала. Критерий выделения учебных проблем. В связи с этим возникает вопрос: Какие объективные критерии необходимо положить в основу вычленения наиболее важных для развития и воспитания учащихся учебных проблем, заключенных в самом содержании учебного материала? В качестве таких критериев выделяются следующие: – мировоззренческие вопросы, моральные, общественно-исторические, естественнонаучные, литературоведческие и другие проблемы изучаемых наук; – ведущие идеи, методы и понятия науки; – проблемные вопросы и поиск путей их решения в истории науки; – проблемные вопросы и методы современной науки; – практические проблемы (В. Н. Максимова). Правила создания учебных ситуаций. Важным аспектом организации проблемного обучения являются знание и соблюдение учителем правил создания проблемных ситуаций. Такие правила сформулированы А. М. Матюшкиным в работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». К ним относятся: 1. Чтобы создать проблемную ситуацию, учащимися следует предложить такое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. 2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. З. Проблемное задание дается до объяснения учебного материала, это могут быть задания на усвоение нового материала, его закрепление и практическое применение. 4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными типами заданий. Моделирование и прогнозирование предстоящей меж-субъектной учебной деятельности как условие успешной организации проблемного обучения. Особенность проблемного обучения заключается в изменении функций субъектов учебного процесса. Основная функция учителя состоит в создании проблемных ситуаций и управлении познавательной деятельностью школьников по разрешению учебных проблем. Это обеспечивается делением учебного материала на части и последовательным включением школьников в решение учебных проблем. Действия ученика в условиях проблемной ситуации осуществляются, как правило, по следующим этапам: а) анализ проблемной ситуации, использование известных способов действия; осознание и принятие проблемы; решение проблемы; б) выдвижение гипотезы; в) доказательство гипотезы; д) проверка правильности решения. Управление учителем деятельностью учащихся в процессе поэтапного решения проблемной задачи дает возможность получения обратной информации по каналам внутренней и внешней связи, вносить своевременно поправки и коррекцию в учебный процесс, что является одной из характерных особенностей педагогических технологий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|