ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вальдорфская педагогика Р. ШтайнераИ. Г. Песталоцци утверждал, что обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. Рудольф Штайнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. В вальдорфской педагогике ребенок – существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу – божественное начало. Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела. Основные концептуальные положения: – природосообразность – развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; – свободное воспитание и обучение – все без принуждения, без насилия духовного и телесного; – свобода как средство воспитания; – воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним; – ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества; – обучение неотделимо от воспитания – всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности; – экология здоровья, культ здоровья; – культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства; – подражание как средство обучения; – единство развития ума, сердца и руки; – опора на авторитет педагога, школа одного учителя на первые 8–9 лет; – школа для всех; – единая жизнь педагога и учеников. Особенности вальдорфской педагогической технологии состоят в следующем: – гармоничное сочетание интеллектуального, эстетического и трудового аспектов образования; – широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.); – межпредметные связи; – обязательное преподавание искусства: живопись, эвритмия, изображение форм, музыка; – большое место в учебном плане трудового воспитания. Весьма важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление. В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики». Московская свободная вальдорфская школа работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей. Работа не делится на классную и внеклассную – эти виды деятельности тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины – эвритмия и изображение форм, рисование сложных узоров, графика. Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). В старших классах – работа с металлом. Все дети осваивают также рукоделие [117]. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 8
1. Попробуйте присвоить название каждой концепции, дидактической системе, авторской школе, с которыми вы познакомились при изучении материала этой главы. От именования концепции, системы, школы по автору следует отказаться. В названии должна быть отражена основная (интегративная) идея, на которой построена концепция, система, школа… 2. Сформулируйте тезисно основные идеи педагогических технологий, характеристика которых представлена в данной главе. Постарайтесь отразить содержание педагогической технологии (концепции, дидактической системы, авторской школы) не более, чем в 5‒7 тезисах. 3. Отметьте те мысли авторов концепций, которые вызывают у вас сомнение – объясните, чем обусловлен ваш скепсис или сомнения. 4. Объясните разницу между понятиями «компьютерная технология» и «информационная технология»? 5. Сконструируйте познавательно-дидактическую игру по теме: «Школьный народ России обвиняет репродуктивные методы обучения…». Кстати, а эти методы, действительно всегда и однозначно плохи? Найдите в текстах, характеризующих разные подходы к организации обучения, суждения, высказанные в поддержку репродуктивного обучения. 6. На основании матрицы, составленной вами по материалам главы 7, отражающим теоретические требования к педагогическим технологиям и инновационной деятельности, оцените все представленные в главах 7 и 8 дидактические концепции, системы, технологии. 7. При изучении материала главы «Формы организации обучения» мы познакомились с Дальтон-планом. Ниже приведены «Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов, разработанного Ассоциацией Дальтон-план-школ (Нидерланды)»: • Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Никто из администрации школы не может предписать ему это решение. При этом все члены школьного коллектива разделяют ответственность за его работу. • Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и за их безопасность. • Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие. • Учитель предоставляет детям возможности для самостоятельной работы. Он так устраивает свой класс, чтобы в нем можно было свободно и самостоятельно работать. • Учитель вырабатывает новую позицию. Он переходит от позиции лектора и контролера к позиции помощника, наставника. • Учитель следит за своей речью с точки зрения дальтоновского подхода (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»). • Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят. С позиций современного понимания технологий активизации обучения достаточно ли выполнения этих требований учителем, чтобы проект был результативным в педагогическом отношении? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|