Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеризующая сущность человека




 

Наша школа всегда была трудовой и всегда отражала в этом смысле характерные особенности общества. Ориен­тиры были очень четкие. Главным считался труд на благо общества. Труд для личного обогащения имел третье­степенное значение, о нем не принято было говорить с пафосом. Человек был не только членом трудового коллек­тива, интересы которого ставились выше интересов личности, но и заложником общественного производства. Все, что мешало этому, устранялось. Даже воспитание детей государство во многом брало на себя, дабы не очень отвлекать родителей от строительства «светлого будущего». Человек приносился в жертву этого будущего и нередко, отдавая всего себя для счастья завтрашнего дня, так и не обретал счастья сегодняшнего. Социальный тип альтруиста был наиболее прославляем и руководством, и всеми средствами массовой информации. Этому во многом способствовали и всевозможные патриотические движения типа стахановского, виноградовского и другие. В них было немало социальной демагогии, политической спеку­ляции, но вместе с тем было и много наивного, искрен­него энтузиазма, эмоционального подъема, гордости за общее дело. Тут, как говорится, не убавить, не приба­вить.

Школьники всегда много и бескорыстно трудились, если надо, то даже в ущерб учебе. Настоящим трудом считался физический. В сельской местности поиски его не вызывали проблем: земля подскажет, что делать. В городе сложнее. Тут многое зависело от базового предприятия, от изворотливости и инициативы директора, от многих других причин. Школы, расположенные в «спальных» райо­нах, удаленные от промышленной зоны, окруженные только «жилым фондом» и учреждениями, испытывали громадные трудности в реализации знаменитого принципа соединения обучения с производительным трудом. Единственной формой трудового воспитания, которого с избытком хватало всем, было самообслуживание. Но оно никогда не вызывало у детей трудового энтузиазма.

Однако многие взрослые, руководители, администра­торы, от которых нередко зависела судьба школы, были твердо убеждены, что любой труд детям полезен, и чем больше, тем лучше. По их мнению, количество всегда автоматически переходит в качество. Чем больше и чаще ребенок моет пол, тем трудолюбивее и дисциплинированнее он становится. Вероятно, поэтому чаще всего школьники занимались самым рутинным, монотонным трудом на самом устаревшем оборудовании. Взрослые от этого труда отка­зывались, а детям для воспитания и так сойдет. Пожалуй, ни в одном виде деятельности так не нарушался принцип природосообразности, как в труде.

Сегодня многое изменилось и в отношении к детскому труду, и в самом труде. Резко повысилась популярность труда для личного заработка, при этом никаких возраст­ных ограничений не устанавливается. В городах на уличных перекрестках появились стайки ребятишек с тряпками, они бесстрашно кидаются в поток автомашин и начинают протирать их. Если водитель, поставленный в безвыходное положение, тем не менее отказывается пла­тить, он рискует получить камень в стекло. В подземных переходах и на станциях метро уже тысячи детей и подростков бойко торгуют газетами, порнографией, жвач­кой и вообще чем придется.

Два года назад в нашей школе произошло событие, сильно встревожившее многих. Пятеро девятиклассников ушлииз дома. Был декабрь месяц. Если бы это случилось в апреле, я бы меньше волновался. Такие случаи бывали и раньше в теплое время года. Ребята, как правило, испытывали большие проблемы с учебой, отношения с учителями и родителями были нарушены. А иногда им просто надоедало сидеть за партой, тянуло на волю. Кроме того, в школе всегда были любители стихийных путешествий и приключений, «бегунки». Все это можно было понять. И вдруг в студеную зиму, в середине учебного года, без видимых причин – групповой побег. Через два дня беглецы вернулись, грязные, голодные, испуганные, и рассказали вот что. Кто-то из ребят узнал, что в одном из вымиравших подмосковных сел остались жить несколько бабулек, а большая часть домов брошена, заколочена, в них никто не живет. Вот и решили «деловые» девятиклассники овладеть деревенским жильем, завести ферму и хорошо обогатиться. Конечно же, это была утопия, но навеянная современными мотивами. Замысел был разрушен быстро и неожиданно: на каком-то полустанке ребята были обобраны и избиты другими любителями приключений и бесславно вернулись домой. В этой печальной истории обращают на себя внимание мотивы поступка.

Еще одна примета времени – в школу проникает ры­нок. Купля-продажа, своеобразный бартер, денежные операции разного масштаба - все это становится школьной повседневностью, чертой быта. По-разному относятся к этому в школах. Некоторые официально открывают школьные магазины, где продаются по «договорной цене» подержан­ные, но еще приличные предметы одежды, обувь, детские игрушки, вязание, вышивка, сувениры и украшения, изго­товленные дома с родителями. В этих магазинах можно увидеть и продукцию школьных мастерских.

Новая экономическая ситуация меняет и жизненные планы выпускников. Кажется, впервые за много лет вузы страны вынуждены снижать конкурс: заметно поубавилось число абитуриентов. Одна из причин состоит в том, что немало выпускников пошло в коммерцию. Пока еще наш рынок нецивилизованный, пока на его стихии не очень сказывается налоговая служба, можно хорошо подзара­ботать, только не надо терять время. Вчерашние школь­ники буквально штурмуют в поисках заработка различного рода кооперативы, малые и совместные предприятия, словом, любые новые экономические структуры. Хочется подчеркнуть одну выразительную деталь: молодежь ищет не работу, а заработок. Вот так.

Отражая новые общественные тенденции, школа вводит сегодня новые предметы (основы экономических знаний), открывает профильные классы, ориентированные на бизнес, ищет формы внеурочной работы, адекватные времени. Боль­шое распространение получили экономические игры. Одну из таких игр провели в истекшем году и мы, учителя и ученики средней школы 825 Москвы.

Цель ее мы сформулировали так: необходимо создать в школе игровую модель рыночных отношений и пропустить через них все школьное население. Готовили мы игру более месяца. Время, отведенное на нее, было невелико: всего одна неделя. На этот срок в школе создавалось единое экономическое пространство, вводилась своя вну­тренняя валюта. Были созданы несколько структур, необходимых для рынка. Прежде всего организовали банк. Он выдавал валюту, выпускал ценные бумаги, выделял под проценты ссуды, следил за эмиссией, словом, работы было много. Директором банка был назначен ученик 11-го класса Саша Пелевин, у него был консультант-профессио­нал и 25 сотрудников - учеников 9-11 классов. Биржа труда предлагала разные работы, расценки которых были опубликованы заранее. Нужно было выбрать вид труда, получить наряд, выполнить задание, сдать продукцию представителю заказчика и после закрытия наряда полу­чить в банке заработанные деньги. Кроме банка и биржи труда в школе работал центр торговли и услуг. С его помощью можно было взять в аренду любое школьное обору­дование (швейную машину, станок, тренажер, музыкальные инструменты и т.д.), изготовить для продажи любую про­дукцию или открыть свое дело. Центр организовал торго­вые ряды, работу магазинов, кафе, дискотеки, фотоателье и т. д. В школе работала своя налоговая инспекция, которая пыталась придать торговле цивилизованный харак­тер. Для решения спорных вопросов и конфликтов был создан арбитражный суд. Рынок не может обойтись без рекламного бюро, было оно и у нас. Игра закончилась большим аукционом, на котором представлялась возмож­ность купить на нерастраченные деньги довольно дорогие товары, (готовясь к игре, мы по безналичному расчету в книжных магазинах; в «Школьнике» и «Детском мире» приобрели значительную торговую массу).

Азарт очень скоро охватил как детей, так и взрослых. Чтобы в эти дни не пострадала учеба, мы выделили специальный премиальный фонд за успехи в учебе, поощряли прежде всего тех, кто нес на урок дополнительные знания, трудился сверх обязательной школьной программы. Не обошлось и без курьезов. Наш школьный рынок зеркально отразил социум. В какой-то из дней в школе появились свои «нищие», свои жулики, была даже попытка рэкета. Однако это сразу решительно было пресечено, ибо, во-первых, мы договаривались играть честно, а во-вторых, на время игры в нашем государстве был издан свод законов, где ясно обозначались права и обязанности граждан.

Однако новые условия трудового воспитания не отме­няют ключевых педагогических проблем, которые всегда были в школе; они каждый раз по-новому встают перед новым поколением. Одна из таких проблем - сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха. Детям может показаться, что честных тружеников сегодня и вовсе не осталось: все только бастуют, митингуют, требуют высо­кую зарплату, а производство продолжает падать и жить все труднее. Учителю, конечно, не позавидуешь, но имен­но он призван помочь детям разобраться в современной ситуации, отделить временное, сиюминутное от главного, постоянного, убедить, что без честного труда хорошей жизни не будет. Многие страны переживали кризисы пострашнее нашего, их опыт неопровержимо доказывает, что только разумно организованное производство, осно­ванное на честном труде, справедливой оплате и надежных гарантиях, может привести к успеху. Жулики и прохиндеи у деловых людей никогда не пользовались уважением, а мафиозные структуры только разрушали экономику. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится потому, что он человек, потому что именно соз­нательное отношение к труду отличает его от животного, выражает его природную сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека.

Как никогда, сегодня остра проблема добротворчества, милосердия, бескорыстной помощи старикам, больным, лишенным работы и средств к существованию.

Мне вспоминается Василий Александрович Сухомлинский, считавший воспитание добротой главным методом воспитания. Он постоянно создавал ситуации, когда ребе­нок отдавал доброту людям. Каждый первоклассник при поступлении в школу высаживал «яблоню матери», ухаживал за ней, бережно выращивал, и, когда на ней созревали плоды, первое яблоко он нес маме.

Ведет учительница второклассников на экскурсию в природу. Дети увидели овраг - красиво. Весной они снова побывали здесь и отметили, что овраг размыло, он стал широким, теперь через него ни машина не проедет, ни трактор не пройдет. Учительница говорит: «Дети, вы видите, как разрушается земля, главное наше богатство. Надо спасать ее». И вот ребята начинают работу по укреплению оврага.

В.А.Сухомлинский умел внушить своим воспитанникам, что делать добро людям - это высшее удовольствие. Если ребенок за школьные годы не испытает его, потом будет поздно. Именно труд на пользу людям наиболее одухо­творен, очеловечен, а следовательно, наиболее эффек­тивен в нравственном отношении.

Давней проблемой является проблема продуктивности детского труда. Обучение отдельным трудовым операциям и навыкам в школьных мастерских до сих пор является главной дидактической задачей. Если при этом выйдет что-то полезное – хорошо, нет – не беда: важно про­грамму выполнить. Между тем для ребенка только тот труд имеет смысл, в результате которого появляется полезный продукт.

Еще более важно, чтобы труд был средством развития творческих способностей ученика, был связан с его воображением, фантазией, являлся его придумкой. Наибо­лее полезен в этом смысле художественный труд: изготов­ление батика, чеканки, вырезание по дереву, керамика, дизайн и т. д. Неслучайно многие школы осваивают и воз­рождают народные промыслы, изготавливают национальные сувениры, игрушки и т.д. Все это не только полезно, увлекательно, практично, но и делает окружающую жизнь ярче и привлекательнее, что сегодня немаловажно.

Вероятно, было бы полезно провести инвентаризацию накопленных за многие годы форм и методов трудового воспитания школьников, взять все полезное и применимое сегодня, чтобы потом вновь не «изобретать велосипед».

И, наконец, еще одно. Труд может стать для наших воспитанников нравственной ценностью в большей степени, если трудовое воспитание будет включено в педагогически целесообразную, демократическую, гуманистическую воспи­тательную систему. В этом случае воздействие на разви­вающуюся личность будет богаче, разностороннее и, в конечном счете – более эффективным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных