Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выполнить принятое решение.




В некоторых современных школах США сегодня полу­чили популярность различные ученические общности право­защитного характера: сообщество справедливых, общество прав человека и др. Вообще ребята хорошо понимают, что защищать свои человеческие права в одиночку труднее, чем объединившись. Недаром сегодня и в наших школах растет идея общинности, соборности, державности, т, е. чисто русская идея.

Ранее говорилось уже об основных методах воспи­тания (воспитание словом, делом, примером, ситуацией). Теперь пора сказать о воспитании отношениями. Именно педагогика отношений сегодня становится главным приори­тетом воспитания.

Несмотря на то, что слово по-прежнему остается главным средством педагогического воздействия, его сила в последнее время заметно ослабла, И дело не только в том, что далеко не каждый учитель владеет сильным, метким, мудрым и ярким словом. Сегодня слово деваль­вируется. Ему все меньше верят. Словесное вранье, неприкрытое политиканство и популизм обесценили самые святые слова. Недоверие к слову переносится на учителя.

Не так давно в школе господствовала педагогика мероприятий. Лавина зарегламентированной деятельности буквально душила взрослых и детей. Теперь, когда от прошлого остались одни воспоминания, похоже, наступила другая крайность - бездеятельное равнодушие. Мало кому хочется что-то делать, напрягаться, тем более что вос­питание уходит из школы.

Меня сильно тревожат все более распространяющиеся уныло-ликвидаторские настроения, ибо и слова нужны, и дела необходимы. Правда, в словах немудрено ошибиться. Дела могут и не удастся. Вот здесь-то и важны отношения. Честные, теплые, доверительные, они поправят и ошибочные слова, и неудачные мероприятия. В отношениях лгать нельзя! Они-то и являются главным предметом педагогической заботы. Если в школе создана гуманная, демократическая воспитательная система, сориентирован­ная на человекакак высшую ценность, в ней непременно функционирует и соответствующая система отношений, в которую ребенок погружен, как огурец в банку с рас­солом. С ним можно даже специально ничего не делать - «эффект соленого огурца», уже давно признанный в педагогике, сделает свое дело.

Правда, упрощать тут не следует. Может показаться, что просто собрались хорошие люди и сказали друг другу голосом кота Леопольда: «Ребята! Давайте жить дружно». И все стали хорошо относиться друг к другу. Так не бывает. Чтобы создать нужную систему отношений, необхо­дим «высший пилотаж» в педагогике, тяжелый труд, основанный на взаимном уважении, терпении и самоограничении.

Никогда еще отчужденность между детьми и взрос­лыми, между учащимися и учителями не была так велика, как сегодня. Причем намного. Но главная разница состоит в том, что взрослые, занятые своими проблемами, поте­ряли интерес к детям, а там, где он есть, этот интерес носит чаще всего прагматический характер. Отношения же возникают только там и только тогда, где и когда возникает заинтересованность человека в человеке. Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходят свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога.

Вместо заключения

 

Итак, восемь ценностей общечеловеческого характе­ра, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель, - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками. Они так или иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждой школы. Согласитесь, что, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни людей, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальную ответственность и многие другие конкретные качества человеческой личности.

Иногда можно слышать: дайте нам наконец программу воспитания современного школьника. На это хочется ответить так.

Мысль учителя и его деятельность много лет находились в плену программно-нормативного управления школой. Мы сами не заметили,как стали пленниками такого подхода. Поэтому еще немало учителей наивно полагаются на некие универсальные методики, в которых каждый педагог найдет ответы на все основные вопросы, а главное — на то, чтоикак делать. Таких программ быть не может в принципе, ибо все уже поняли, что если всех детей учить одинаково нельзя, то всеми школами руко­водить одинаково нельзя тем более. Сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний.

Какой же выход может быть? В условиях бурного развития педагогического творчества можно лишь одно: дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагоги­ческий коллектив разрабатывает свою программу воспи­тания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий. Такими ориентирами и могут стать названные общечеловеческие ценности, в которых я сделал попытку высветить педагогические, аспекты деятельности школы. И пусть эта первая попытка пока не решит проблему идеалов, но придаст работе учителя, воспитателя некоторую определенность, устойчи­вость и перспективу. Главная трудность - превратить эти отвлеченные, общие понятия в реальные жизненные ориентиры каждого воспитанника. А это уже дело педагогического профессионализма.

Тем, кто захочет разработать школьную программу воспитания с опорой на вечные ценности, рискну дать один совет. Не стремитесь формализовать эту работу по прошлым методическим образцам: идея - форма работы - методы - критерии проверки. Эта схема здесь может быть использована лишь частично. Разделение основных ценнос­тей на восемь - это чисто условное число. Оно может быть,и другим. Скажем, Знания и Культура могут рассматриваться воедино. Или Земля и Мир, ее охраняющий, тоже тесно связаны. Да если говорить по большому счету, то все эти вечные ценности воплощены в главной - в Человеке. Так что, думается, при составлении программы непременно следует учитывать ее интегративный характер. Скорее всего, она будет состоять не из восьми отдельных частей, а представлять собой целостную совокупность идей, позиций, принципов и видов деятельности, прони­занную ключевыми понятиями и установками. Эта работа может стать продуктивной системообразуюшей деятель­ностью, с помощью которой можно гармонизировать и, наконец, сделать целостным весь учебно-воспитательный процесс.

Реализация высказанных здесь идей требует соблюде­ния одного непременного условия. Я имею в виду педаго­гический оптимизм, без него работа учителя теряет всякий смысл. Ф.М.Достоевский как-то сказал: «Человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе». Так вот, педагог, который потерял веру в себя, в свое дело, как педагог перестает существовать.

Что бы ни выдумывали некомпетентные люди о якобы отмирании воспитания — все это байки для слабонервных. Те, кто ежедневно встречает глаза детей, кто повсе­дневно делит с ними и горе и радость, твердо знают: воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока есть дети.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных