ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выполнить принятое решение.В некоторых современных школах США сегодня получили популярность различные ученические общности правозащитного характера: сообщество справедливых, общество прав человека и др. Вообще ребята хорошо понимают, что защищать свои человеческие права в одиночку труднее, чем объединившись. Недаром сегодня и в наших школах растет идея общинности, соборности, державности, т, е. чисто русская идея. Ранее говорилось уже об основных методах воспитания (воспитание словом, делом, примером, ситуацией). Теперь пора сказать о воспитании отношениями. Именно педагогика отношений сегодня становится главным приоритетом воспитания. Несмотря на то, что слово по-прежнему остается главным средством педагогического воздействия, его сила в последнее время заметно ослабла, И дело не только в том, что далеко не каждый учитель владеет сильным, метким, мудрым и ярким словом. Сегодня слово девальвируется. Ему все меньше верят. Словесное вранье, неприкрытое политиканство и популизм обесценили самые святые слова. Недоверие к слову переносится на учителя. Не так давно в школе господствовала педагогика мероприятий. Лавина зарегламентированной деятельности буквально душила взрослых и детей. Теперь, когда от прошлого остались одни воспоминания, похоже, наступила другая крайность - бездеятельное равнодушие. Мало кому хочется что-то делать, напрягаться, тем более что воспитание уходит из школы. Меня сильно тревожат все более распространяющиеся уныло-ликвидаторские настроения, ибо и слова нужны, и дела необходимы. Правда, в словах немудрено ошибиться. Дела могут и не удастся. Вот здесь-то и важны отношения. Честные, теплые, доверительные, они поправят и ошибочные слова, и неудачные мероприятия. В отношениях лгать нельзя! Они-то и являются главным предметом педагогической заботы. Если в школе создана гуманная, демократическая воспитательная система, сориентированная на человекакак высшую ценность, в ней непременно функционирует и соответствующая система отношений, в которую ребенок погружен, как огурец в банку с рассолом. С ним можно даже специально ничего не делать - «эффект соленого огурца», уже давно признанный в педагогике, сделает свое дело. Правда, упрощать тут не следует. Может показаться, что просто собрались хорошие люди и сказали друг другу голосом кота Леопольда: «Ребята! Давайте жить дружно». И все стали хорошо относиться друг к другу. Так не бывает. Чтобы создать нужную систему отношений, необходим «высший пилотаж» в педагогике, тяжелый труд, основанный на взаимном уважении, терпении и самоограничении. Никогда еще отчужденность между детьми и взрослыми, между учащимися и учителями не была так велика, как сегодня. Причем намного. Но главная разница состоит в том, что взрослые, занятые своими проблемами, потеряли интерес к детям, а там, где он есть, этот интерес носит чаще всего прагматический характер. Отношения же возникают только там и только тогда, где и когда возникает заинтересованность человека в человеке. Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходят свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога. Вместо заключения
Итак, восемь ценностей общечеловеческого характера, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель, - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками. Они так или иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждой школы. Согласитесь, что, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни людей, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальную ответственность и многие другие конкретные качества человеческой личности. Иногда можно слышать: дайте нам наконец программу воспитания современного школьника. На это хочется ответить так. Мысль учителя и его деятельность много лет находились в плену программно-нормативного управления школой. Мы сами не заметили,как стали пленниками такого подхода. Поэтому еще немало учителей наивно полагаются на некие универсальные методики, в которых каждый педагог найдет ответы на все основные вопросы, а главное — на то, чтоикак делать. Таких программ быть не может в принципе, ибо все уже поняли, что если всех детей учить одинаково нельзя, то всеми школами руководить одинаково нельзя тем более. Сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний. Какой же выход может быть? В условиях бурного развития педагогического творчества можно лишь одно: дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий. Такими ориентирами и могут стать названные общечеловеческие ценности, в которых я сделал попытку высветить педагогические, аспекты деятельности школы. И пусть эта первая попытка пока не решит проблему идеалов, но придаст работе учителя, воспитателя некоторую определенность, устойчивость и перспективу. Главная трудность - превратить эти отвлеченные, общие понятия в реальные жизненные ориентиры каждого воспитанника. А это уже дело педагогического профессионализма. Тем, кто захочет разработать школьную программу воспитания с опорой на вечные ценности, рискну дать один совет. Не стремитесь формализовать эту работу по прошлым методическим образцам: идея - форма работы - методы - критерии проверки. Эта схема здесь может быть использована лишь частично. Разделение основных ценностей на восемь - это чисто условное число. Оно может быть,и другим. Скажем, Знания и Культура могут рассматриваться воедино. Или Земля и Мир, ее охраняющий, тоже тесно связаны. Да если говорить по большому счету, то все эти вечные ценности воплощены в главной - в Человеке. Так что, думается, при составлении программы непременно следует учитывать ее интегративный характер. Скорее всего, она будет состоять не из восьми отдельных частей, а представлять собой целостную совокупность идей, позиций, принципов и видов деятельности, пронизанную ключевыми понятиями и установками. Эта работа может стать продуктивной системообразуюшей деятельностью, с помощью которой можно гармонизировать и, наконец, сделать целостным весь учебно-воспитательный процесс. Реализация высказанных здесь идей требует соблюдения одного непременного условия. Я имею в виду педагогический оптимизм, без него работа учителя теряет всякий смысл. Ф.М.Достоевский как-то сказал: «Человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе». Так вот, педагог, который потерял веру в себя, в свое дело, как педагог перестает существовать. Что бы ни выдумывали некомпетентные люди о якобы отмирании воспитания — все это байки для слабонервных. Те, кто ежедневно встречает глаза детей, кто повседневно делит с ними и горе и радость, твердо знают: воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока есть дети.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|