Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Азиатская модель технопарков




Под азиатским опытом подразумевается практика организации технопарковых структур в большинстве государств восточного полушария.

Японская модель научно-внедренческих территорий предполагает строительство совершенно новых городов "технополисов". Они сосредотачивают научные исследования в передовых отраслях, обеспечивают непрерывные воспроизводства инноваций, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок, внедрение их в практику, тем самым, зарекомендовав себя интенсивно развивающейся формой интеграции науки и производства.

Само слово "технополис" было введено в употребление в Японии в 1980 году и символизирует синтез двух важных идей, лежащих в основе промышленной стратегии Японии. Первая идея ("технология") заключается в модернизации увядающих отраслей японской промышленности на основе инъекции новых, преобразующих технологий. Вторая идея ("полис") восходит к греческим античным городам-государствам, которые были основаны на равновесии между частной промышленностью, признаваемыми обществом идеями и общественностью. [3]

Условиями получения статуса технополиса выступали такие требования как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура. В отличие от американской "Силиконовой долины", концепция японских технополисов выдвигает более сбалансированный подход к развитию наукоемкой технологии. Не ограничиваясь упором только на технологию, она предлагала создание совершенно новых наукоградов, заполненных исследовательскими и технологическими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры (рис. 3). Все они удовлетворяют нескольким необходимым критериям:

  • они расположены не далее, чем в 30 минутах езды от своих "городов-родителей" (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах одного дня езды от Токио, Нагоя или Осаки;
  • занимают площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;
  • имеют сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенными культурной и рекреационной инфраструктурой;
  • в отличие от большинства японских городов, технополисы расположены в живописных районах и гармонируют с местными традициями и природными условиями. [4]

В целом, практически все 19 японских технополисов, полностью сложившихся или находящихся в стадии становления, функционируют вполне успешно. Зоны этих технополисов состоят из трех взаимосвязанных районов:

  • научного городка из университетов, государственных исследовательских институтов и лабораторий научно-исследовательских разработок корпораций;
  • промышленной зоны, где расположены фабрики, распределительные центры и конторы;
  • жилых кварталов для исследователей и их семей [3].

Идею технопарков в азиатском регионе развили до нового уровня, что привело к появлению технополисов. По своей сути технополис – это трансляция идей организации технопарка на город в целом. Технополисы организовывали и ранее, особенно преуспела в этом деле Франция, но именно в японской госпрограмме были сформированы обязательные требования к данным образованиям и к претендентам городам, такие как:

  • население не более 200000 человек;
  • живописные природные территории;
  • получасовая транспортная доступность от крупного районного центра [5].

В дальнейшем идеи технополисов и активного участия государства в их строительстве и функционировании распространились по всему азиатскому региону. Особенно активно крупные технопарки и технополисы начали создавать в Китае, Индии, Малайзии, Сингапуре.

Таким образом, проанализировав историюосновных изменений архитектуры технопарков, можно выделить тенденции её дальнейшего изменения:

  • всё большая интеграция технопарков и учреждений высшего образования и науки;
  • объединение в технопарке функций общественных центров;
  • сохранение и увеличение роли парковых, природных ландшафтов и прочих рекреационных территорий;
  • технопарк – как место внедрения инноваций, в частности, в строительстве и архитектуре;
  • технопарковые структуры находят свою реализацию на большинстве пространственных уровнях, начиная от единичного объёма, здания и до крупных градостроительных образований, таких как технополисы и регионы науки.

Азиатский опыт может послужить примером реализаций крупных инновационных проектов, где инициативу и основные затрачиваемые ресурсы государство берёт на себя. Только такая схема, использующая системный подход, может реализовать проекты такого масштаба как технополис и регион науки. Эти долгосрочные проекты увязывают в себе не только науку и производство, но и крупные градостроительные системы: транспортную, инженерную, строительную и систему расселения в целом (см.рис.3).

 

Приложение 3.

Рис. 3. Структура технополиса (Азиатская модель).

Приложение 4.

Технополис «Химград» - это современный индустриальный парк, расположенный в северо-западной части Казани на въезде в город со стороны федеральной автомобильной трассы М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа.

Общая площадь составляет 131 га, проектная площадь зданий и сооружений превышает 500 тыс. кв. метров.

Идея Технополиса «Химград» заключается в предоставлении резидентам площадей и земельных участков на праве аренды и/или выкупа. Наличие комплексной инженерной инфраструктуры позволяет обеспечить быстрый старт производств. Управление площадкой осуществляет профессиональная управляющая компания, работа организована по принципу «одного окна».

Резидентами площадки являются компании малого и среднего бизнеса, занятые в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий.

Практика работы «Химграда» внесла существенный вклад в популяризацию идеи индустриальных парков в России. При активном участии специалистов «Химграда» совместно с Ассоциацией индустриальных парков России был разработан Стандарт индустриального парка, ведется работа по формированию законодательной базы деятельности индустриальных парков России и Республики Татарстан. Технополис «Химград» стал первым действующим сертифицированным Ассоциацией индустриальных парков России химическим индустриальным парком. Опыт Технополиса «Химград» активно используется при создании индустриальных парков в других регионах России и странах бывшего СНГ (Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ярославская область, Волгоградская область, Пензенская область, Брянская область, Украина, Казахстан, Азербайджан).

 

Приложение 5.

ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» создана постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа располагается в Санкт-Петербурге на территории общей площадью 129,4 га. В Петродворцовом районе, п. Стрельна ОЭЗ, участок «Нойдорф» занимает площадь 18,99 га, из которых 5,49 Га относятся к инфраструктуре ОЭЗ и 13, 5 Га – под размещение резидентов. В Приморском районе ОЭЗ участок «Новоорловская» (севернее лесопарка Ново-Орловский) занимает площадь 110,41 га, из которых 41,88 Га – инфраструктура ОЭЗ, и 68,53 Га – участки резидентов.

3.2 Аргументация стратегических идей развития городского хозяйства на примере ГО «Нижний Тагил»

Наименование Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Нижний Тагил» Свердловской области до 2020 года.
Основные разработчики Администрация города Нижний Тагил Центр региональных экономических исследований Экономического факультета УрГУ (Екатеринбург) Министерство экономики Свердловской области
Авторский коллектив 1. Кузнецов Юрий Григорьевич - заместитель Главы Администрации города Нижний Тагил по стратегическому развитию и инвестициям; 2. Ларин Андрей Валерьевич – заместитель Главы Администрации города Нижний Тагил по экономике и финансам; 3. Кадочников Сергей Михайлович – декан экономического факультета УрГУ, д.э.н.; 4. Воробьев Павел Владимирович – научный сотрудник ЦРЭИ, к.э.н.; 5. Григорович Михаил Александрович – заведующий кафедры экономики ГОУ ВПО «НТГСПА» 6. Артемьева Елена Анатольевна – научный сотрудник ЦРЭИ; 7. Баландина Марина Сергеевна – научный сотрудник ЦРЭИ; 8. Коновалова Мария Александровна – научный сотрудник ЦРЭИ; 9. Останин Илья Валентинович – научный сотрудник ЦРЭИ; 10. Никитина Ольга Владимировна – научный сотрудник ЦРЭИ; 11. Тычинская Татьяна Александровна – научный сотрудник ЦРЭИ; 12. Щербинина Алла Анатольевна– научный сотрудник ЦРЭИ; 13. Щербинин Максим Михайлович – декан факультета Экономики и менеджмента НТИ (ф) УрФУ
Консультанты 1. Ахалая Вахтанг Гурамович - начальник управления стратегического развития Администрации города Нижний Тагил 2. Боголюбова Надежда Павловна – доцент кафедры экономической теории экономического факультета УрГУ, к.э.н. 3. Вахрушев Игорь Александрович - начальник управления по физкультуре, спорту и туризму Администрации города Нижний Тагил 4. Геворгян Каринэ Манвеловна - главный специалист управления стратегического развития Администрации города Нижний Тагил 5. Жеребцова Татьяна Владимировна - начальник управления по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации города Нижний Тагил 6. Кызласов Артемий Игоревич - директор представительства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк» по Уральскому федеральному округу 7. Капкан Владимир Иванович – начальник управления культуры Администрации города Нижний Тагил 8. Хулап Оксана Львовна - начальник управления здравоохранения Администрации города Нижний Тагил 9. Новоторженцева Елена Васильевна - начальник управления инвестиционной политики и мер государственной поддержки Министерства экономики Свердловской области 10. Савина Ангелина Владимировна - начальник отдела по экологии и природопользованию Администрации города Нижний Тагил 11. Синицын Евгений Валентинович – зав. кафедрой финансового менеджмента и права экономического факультета УрГУ, д.ф-м.н. 12. Соложнин Анатолий Валентинович - начальник управления образования Администрации города Нижний Тагил 13. Суров Валерий Георгиевич - начальник управления социальных программ и семейной политики Администрации города Нижний Тагил 14. Удинцева Татьяна Аркадьевна - заместитель начальника управления образования Администрации города Нижний Тагил 15. Чистякова Тамара Петровна – начальник отдела прогнозирования и социально-экономического развития города Администрации города Нижний Тагил; 16. Язовских Дмитрий Валерьевич - начальник управления по делам молодежи Администрации города Нижний Тагил 17. Янец Анатолий Евгеньевич - начальник отдела промышленности Администрации города Нижний Тагил
Миссия города Обеспечение устойчивого повышения качества жизни населения города на основе экономического роста, диверсификации структуры экономики, развития социальной сферы и улучшения среды обитания.
Цели стратегии Нижний Тагил 2020 – город нового стиля и образа жизни Нижний Тагил 2020 – город с диверсифицированной структурой промышленности Нижний Тагил 2020 – город с высоким уровнем экологической безопасности Нижний Тагил 2020 – город с развитой социальной инфраструктурой
Сроки и этапы реализации 1-й этап – 2010-2012 гг. – реализация мероприятий, необходимых для решения первоочередных задач в социальной и экономической сферах, включая подготовку институциональной базы. 2-й этап – 2013–2015 гг. – комплексная реализация мероприятий программы, создание основы для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития города. 3-й этап – 2016-2020 гг. – полная реализация мероприятий стратегии, обеспечение выхода системы на заданные параметры и устойчивое функционирование.
Источники финансирования Федеральный, областной и местный бюджеты, привлекаемые средства частных инвесторов.
Механизмы управления реализации стратегии Общее управление реализации Стратегии возлагается на Управление стратегического развития города Нижний Тагил Оперативное управление реализацией Стратегии осуществляется Главой города Нижний Тагил.

Я считаю, что эти исторические особенности и привлекательность при правильном подходе должны привлечь большое количество российских и зарубежных туристов. Если говорить об индустриальном туризме, то нужно привлекать именно западного туриста, который понимает всю ценность этих объектов. Для этого нужно сделать немного с точки зрения организации, безопасности, проработки маршрутов.

Если город будет такими же темпами двигаться в создании и реализации проектов, то это новые рабочие места и налоги в местный бюджет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных