Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соответствие между именами российских монархов и событиями, относящимися к их правлению.




ГОСУДАРИ СОБЫТИЯ

1) Анна Иоанновна А) упразднение всех внутренних таможенных пошлин

2) Елизавета Петровна Б) ограничение срока обязательной дворянской службы 25 годами

3) Екатерина II В) учреждение Правительствующего Сената

4) Павел I Г) учреждение Вольного экономического общества

Д) отмена Указа Петра I о престолонаследии

25. Дополните:

внутренняя политика в ряде европейских стран XVIII в., направленная на активное преобразование «сверху» наиболее устаревших феодальных порядков и предполагающая «союз монархов и философов», - это _____________________.

26. Дополните:

экономическая политика на ранних стадиях развития капитализма, предусматривавшая создание первоначального капитала путем преобладания экспорта над импортом, активное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность - это ________________________________.

Задание 4. Заполните предлагаемые таблицы и дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какой документ окончательно оформил сословие дворян как привилегированного слоя?

2. Как изменилось положение правящего класса – дворянства во второй половине XVIII в.?

3. Какие сословия в конце XVIII в. относились к податным, а какие - к неподатным?

Таблица 1. Табель о рангах

№ п/п Гражданские чины Соответствующие чины
военные морские придворные
         

Таблица 2. Сословия и сословные категории в России (конец XVIII в.)

Сословия Сословные категории
   

Задание 5. Составьте схему «Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е гг. XVIII в.» и письменно дайте ответ на поставленные вопросы:

1. Чем объяснить отмену Петром I приказной системы?

2. Чем отличалась коллегиальная система от приказной?

3. Когда и с какой целью был создан Сенат?

4. Когда и каким образом православная церковь в России была окончательно подчинена государству?

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 9. Содержание преобразований в российском обществе в XIX веке.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Попытки реформирования политической системы России при Александре I: проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Изменение политического курса в 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Победа России в войне против Наполеона и ее значение. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Крестьянский вопрос в XIX в.: этапы решения. Подступы к решению в первой половине XIX в. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Итоги и значение крестьянской реформы. Политические преобразования 60-70-х гг. Формирование «индустриальной реальности». Особенности промышленного переворота в России. Присоединение Средней Азии. Общественно-политическое движение в России в XIX в. Русская культура в XIX в.: общие достижения и противоречия. Создание первых высших учебных заведений в Азиатской части России.

Вопросы для самоподготовки:

1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в.

2. Международные отношения в Европе накануне Отечественной войны. Дипломатические расчеты сторон, союзники Франции и России.

3. М. М. Сперанский: судьба реформатора в России.

4. Причины, ход и последствия Крымской войны.

5. Предпосылки экономических и политических реформ в России во второй половине ХIХ в.

6. Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества.

7. Реформы в области государственного управления и самоуправления в оценках историков.

8. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

9. Утверждение капиталистической модели экономического развития России.

10. Основные направления внешней политики России во второй половине ХIХ в.

11. Россия в системе военно-политических союзов.

12. Русская православная церковь в XIX в.

 

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум., тест.

Задание 1.

Перечислите реформы 1860-х – 1870-х годов. Почему в исторической литературе их нередко называют «политическими»?

Опираясь на данные, размещенные на официальных сайтах, а также любую иную достоверную информацию, заполните следующую таблицу:

Реформа Время проведения (начала) Разработчики Цели реформы Основные мероприятия Итоги
Земская          
Городская          
Судебная          
Военная          
Образования          

 

Назовите причины введения местного самоуправления. В чьих интересах были введены земства? Для ответа на этот вопрос рассмотрите порядок выборов губернских и уездных земских учреждений и определите, какая из социальных групп играла в них ведущую роль. Какие функции выполняли земства? Почему земства были учреждены только в Европейской части России (46 губерний)?

Укажите цель судебной реформы. Какие принципы судопроизводства и какая система судов были введены «судебными уставами» 1864 г.? Как долго продолжалась судебная реформа? Назовите её основные недостатки.

Военная реформа оказалась наиболее сложной. Она проводилась долго (началась в 1862 г. и окончилась в 1874 г.), поэтапно и сразу по нескольким направлениям (изменение принципа комплектования армии, реорганизация управления войсками, перевооружение). Назовите основные мероприятия на каждом из названных направлений. Удалось ли к концу правления Александра II модернизировать русскую армию? Подтвердилась ли на практике успешность этой военной реформы?

Почему необходимо было провести реформу образования в 1860-е гг.? Назовите изменения в системе высшего образования (университетов). Какие типы школ были введены в ходе реформирования системы образования?

Почему реформы 1860-х – 1870-х гг. носили незавершенный характер?

Задание 2. Впишите напротив каждой даты соответствующее событие:

1855–1881 гг. – ___________________________

1853–1856 гг. – ___________________________

19 февраля 1861 г. – _______________________

1863 г. – _________________________________

1864 г. – _________________________________

1870 г. – _________________________________

1874 г. – _________________________________

1877–1878 гг. – ___________________________

Задание 3. Дайте письменное определение следующих понятий:

Временнообязанные крестьяне – ____________

Всесословная воинская повинность –________

Выкупная операция – _____________________

Земства (земские учреждения) – ____________

Конституция (от лат. constitutio – устройство) –

Либерализм – ____________________________

Модернизация – __________________________

Отрезки – _______________________________

Задание 4: тест






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных