Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Избранная Рада - это




1) небольшой кружок близких Ивану IV людей;

2) высший совет при князе;

3) народное собрание, решавшее важнейшие государственные дела;

4) орган власти, управляющий личными делами царя.

3. Тремя мероприятиями Ивана IV являются:

1) отмена крепостного права;

2) введение подушной подати;

3) издание судебника;

4) проведение сошной реформы;

5) организация стрелецкого войска.

4. В результате изменеиий в системе местного самоуправления:

1) появились приказы;

2) отменено кормление;

3) изменен порядок замещения высших должностей;

4) территория страны стала делиться на уезды.

5. Главная задача Ливонской войны:

1) уничтожение католического Ливонского ордена;

2) выход России к Балтийскому морю;

3) не допустить проникновения Швеции в Прибалтику;

4) борьба с засильем Польши на Украине.

6. Венчание на царство Ивана IV произошло:

1) 1533;

2) 1538;

3) 1547;

4) 1551.

7. Одним из итогов военной реформы стало создание:

1) Елена Глинская в период своего правления провела ряд важных реформ;

2) Иван IV первым из царей венчался на царство;

3) Судебник Ивана VI был принят в середине XVI века;

4) В ходе военной реформы было создано ополчение;

5) Первый период Ливонской войны закончился поражением для России;

6) самой трагичной страницей опричнины Ивана стал поход на Псков;

7) итогом царствования Ивана IV стал хозяйственный упадок страны;

8) дворяне – это люди, получившие за службу государю земельный надел;

9) на юге русскими землям постоянно угрожало Крымское ханство.

8. Восстановите последовательность:

1) принятие судебника Ивана IV;

2) завершение Ливонской войны;

3) начало опричнины;

4) присоединение Казани;

5) сожжение Москвы крымским ханом.

Задание 2. Дайте письменную оценку политики опричнины, опираясь на мнения отечественных историографов: Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, С.Б. Веселовского, А.А. Зимина, В.Б. Кобрина, Р.Г. Скрынникова и др.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

 

Тема 7. Особенности государственного и общественного развития России в XVII в.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

Смутное время в России: предпосылки, поводы. Польско-шведская интервенция и консолидация русского общества. Феномен самозванчества. Значение итогов Смутного времени для определения констант русского национального самосознания. Московское царство при первых Романовых. Экономические, социально-политические и духовные предпосылки преобразования традиционного общества в России. Начало товарного мануфактурного производства. Складывание всероссийского рынка и преодоление остатков раздробленности в экономике. Освоение Сибири. Соборное Уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций, социально-сословное представительство на Земских соборах, система государственного управления. Мировая тенденция к территориальному расширению государств и её проявление в России. Воссоединение Украины с Россией. Церковный раскол. Нарушение принципа симфонии священства и царства: причины, развитие, итоги и последствия.

Вопросы для самоподготовки:

1. Россия и ее соседи в начале XVII в.

2. Причины и последствия Смутного времени в России.

3. Первое и второе ополчение.

4. Роль и значение Земских соборов в первой половине XVII века.

5. Основные направления внешней политики России в XVII веке.

6. Первые Романовы. Укрепление самодержавной власти.

7. Проблема хозяйственно-экономического развития России во второй половине XVII веке в отечественной историографии.

8. Усиление крепостного права в России. «Соборное уложение».

9. Основные причины народных восстаний в XVII в.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум, подготовка докладов.

Задание 1. Впишите напротив каждой даты соответствующее событие:

1533 – 1547 гг.- _______________________

16 января 1547 г. - ______________________

1550 г. – ______________________________

1551 г. – ______________________________

1552 г. – ______________________________

1556 г. – ______________________________

1558–1583 гг. – ________________________

1565–1572 гг. – ________________________

1571–1598 гг. – ________________________

Задание 2. Дайте письменное определение следующих понятий:

Боярская Дума – _______________________

Земский собор – _______________________

Избранная рада - _______________________

Кормление – __________________________

Местничество – ________________________

Опричнина – __________________________

Приказ – _____________________________

Стоглавый собор – ____________________

Ясак – _______________________________

Задание 3. Заполните таблицу.

Этапы закрепощения крестьян в Российском государстве
Этапы Название этапа Содержание этапа
     

Задание 4. Составьте схему «Социальная структура общества России в XVII в.» и дайте письменно ответ на вопросы:

1. Какой была социальная структура России в XVII в.?

2. В чем, на ваш взгляд, заключается суть эволюции государственного устройства России в XVII в.

Задание 5: подготовка докладов

1. Главный юридический кодекс средневековой России.

2. Доходы Российского государства в XVII в.: главные источники.

3. Государственные деятели России в XVII в.

При подготовке к занятию используйте данные, размещенные на официальных сайтах, а также любую иную достоверную информацию.

Доклад оформите в виде презентации.

Литература по теме:

1. Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009. – 496 с.

2. Моисеев, В.В. История России: учебник / В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980

3. История России [Текст]: [учеб. для студ. вузов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 527 с.

4. Фортунатов В.В. История. Учеб пособие. - СПб., 2013. – 352 с.

Список полезных Интернет-ресурсов:

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.

histrf.ru – История России - федеральный портал История.РФ

vsemirnaya-istoriya.ru - Всемирная история, история государств и народов мира.

Тема 8. XVIII–XIX века в европейской и мировой истории. Особенности российских преобразований в XVIII столетии.

Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

XVIII–XIX века в европейской и мировой истории. Формирование колониальной системы и капиталистического хозяйства. Роль городов и цеховых структур. Развитие мануфактурного производства. Начало промышленного переворота в Европе. «Европейское Просвещение» и влияние его идей на мировое развитие. «Просвещенный абсолютизм». Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Война за независимость североамериканских колоний. Формирование европейских наций. Ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Европейские революции XIX в. Возникновение марксизма. Секуляризация сознания и развитие науки. Гражданская война в США. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Скачок в развитии промышленности. Создание военно-морского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Эволюция сословной структуры общества. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Особенности петровской модернизации. Дворцовые перевороты XVIII в. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Укрепление сословного строя и абсолютизма. Введение свободы предпринимательства. Усиление крепостничества и социальные конфликты во второй половине XVIII в. Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II. Расширение границ империи. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Начало промышленного переворота в Европе.

2. Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.

3. Ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.

4. Возникновение марксизма.

5. Исторические предпосылки российской модернизации.

6. Реформы Петра: цели, содержание, характер, последствия.

7. Значение преобразований для дальнейшего развития страны.

8. Период дворцовых переворотов.

9. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

10. Формирование крепостнической системы.

11. Пореформенная Россия и Запад: сравнение уровней развития.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: практикум, тест, подготовка докладов.

Задание 1. Впишите напротив каждой даты соответствующее событие:

1682–1725 гг. – __________________________

1695, 1696 гг. – __________________________

1697–1698 гг. – __________________________

1700–1721 гг. – __________________________

1710–1713 гг. – __________________________

1711 г. – ________________________________

1718 г. – _______________________________

1721 г. – _______________________________

1722 г. – _______________________________

1722–1723 гг. – _________________________

1724 г. –_______________________________

Задание 2. Дайте письменное определение следующих понятий:

Коллегии – ____________________________

Мануфактура – ________________________

Меркантилизм – _______________________

Протекционизм – ______________________

Рекрутская повинность – ________________

Святейший Синод (Синод) – _____________

Сенат (Правительствующий Сенат) – _____

Табель о рангах – ______________________

Задание 3: тест для блиц-опроса

1. Тремя мероприятиями Петра I, направленными на «европеизацию» страны являются:

1) учреждение министерств вместо коллегий;

2) введение подворного налога вместо подушной подати;

3) празднование нового года 1 января;

4) введение общерусского свода законов – Судебника;

5) учреждение Сената;

6) упразднение патриаршества и создание Синода.

2. «Оком государевым» Петр I назвал вновь введенную должность:

1) обер-прокурора Синода;

2) президент Юстиц-коллегии;

3) генерал-прокурора;

4) канцлера.

3. Двумя последствиями реформ Петра I являлись:

1) социокультурный раскол российского общества;

2) усиление и рост бюрократии;

3) переход к сословно-представительной монархии;

4) отказ от использования крепостного труда в промышленности.

4. «Матерью Полтавской баталии» назвал Петр I победу:

1) под Гродно;

2) при взятии Ниеншанца;

3) у деревни Лесной;

4) под Азовым.

5. Высшим гражданским чином в Табели о рангах являлся:

1) надворный советник;

2) канцлер;

3) тайный советник;

4) статский советник.

6. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов:

1) замена коллегий министерствами;

2) учреждение Сената;

3) попытка ограничения власти монарха «кондициями»;

4) прекращение деятельности Земского собора.

7. С какой целью и в чьих интересах были составлены «кондиции» Верховным Тайным Советом?

1) с целью ограничения самодержавия в пользу аристократической верхушки;

2) с целью восстановления традиционного абсолютизма;

3) с целью ограничения верховной власти в пользу более широких кругов дворянства;

4) установления избирательного правления.

8. Тайный верховный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть, был создан:

1) после стрелецкого бунта 1682 г.;

2) в период «Семибоярщины»;

3) после смерти Петра I;

4) при подготовке коронации Анны Ивановны;

5) на Земском соборе 1598 г., избравшем царем Б. Годунова.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных