Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего возраста.




Опыт всегда ставится на основе имеющихся у детей представлений и включает в себя:

1.Постановку познавательной задачи.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается педагогом, но может быть предложена и детьми. Ясно и четко сформулирована, осознана, мотивирована и принята ими.

2.Обсуждение способа решения задачи. Это предполагает специальный поиск: анализ, соотнесение известных неизвестных данных. В процессе обсуждения дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, т.е. определяют условия и организацию опыта.

3. Постановка опыта. При этом все условия должны быть уравнены и только одно из них, влияющее на результат опыта выделено, показано детям, осознано ими.

4. Сравнительное наблюдение после появления заметных изменений.

Опыт может проводиться как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в схемах-рисунках.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу (анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы).

По ходу опыта необходимо вспомнить с детьми, что мы хотим узнать, что мы для этого сделали, что произошло (получилось).

5. Подведение детей к суждениям, умозаключениям, самостоятельным выводам является завершающим моментом проведения опыта.

 

Необходимо помнить о недопустимости опытов приводящих к гибели, например, растений. Поэтому, как только появляются заметные изменения (бледнеют, вытягиваются побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия. Важно учить детей таким приемам ухода, которые обеспечивают хороший рост и развитие растениям

Воспитывать устойчивый интерес к природе, гуманное отношение к растениям в ходе проведения опытов можно только на примере положительных результатов их деятельности.

Фиксация изменений в ходе опыта. Для фиксации наблюдаемых детьми изменений могут служить зарисовки, лепка объектов, рассказы о том, что увидели.

Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев деревьев, плодов, лепка овощей, фруктов позволяет закреплять в памяти их особенности. Это развивает наблюдательность, обогащает представления детей.

 

Особенности детского экспериментирования. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей наиважнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности.

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя заставить ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными уголка природы, возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие старшие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности.

3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Следует радоваться открытиям своих воспитанников, одобрять их попытки мыслить самостоятельно, в группе создавать творческую атмосферу.

4. Дети не могут действовать, без обсуждения, пояснения своих действий. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.

Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека независимо от его возраста.

Из сказанного вытекает вывод: при организации экспериментов в ДОУ необходимо специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

5. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние. Детей без особых склонностей к исследовательской работе, можно привлечь к зарисовке происходящих изменений с объектами в дневниках наблюдений или другой работе.

6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на огромную пользу фиксации результатов экспериментирования, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дошкольники способны осознать смысл этой процедуры. Большинство из них еще не созрели для восприятия значения условных знаков. В руках умелого педагога данная форма работы доставит детям большую радость, но при насильственном использовании ничего, кроме вреда, не принесет.

7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, - это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильную точку зрения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают.

Примеры содержания опытов. Опыты с водой:

Опыты со снегом и льдом:

- что быстрее и почему тает быстрее снег или лед; - какой снег быстрее тает рыхлый или плотный;

- какой лед быстрее тает колотый, рыхлый или целым куском;

- опыт с защитными свойствами снега: 3 одинаковые бутылки наполняют одинаковым количеством воды и помещают одну бутылку на поверхности снега, вторую не полностью закапывают в снег, третью как можно глубже закапывают в снег. Определяют, где быстрее вода замерзнет быстрее. Проведение данного опыта позволяет объяснить, для чего необходимо присыпать в сильный мороз корни деревьев и кустарников снегом, почему снегоуборочные машины увозят снег на поля, почему в народе говорят, «Много снега, много хлеба. Много воды, много зелени, травы»;

- рассматривание талой воды позволяет убедиться, что снег является фильтром воздуха.

Опыты с глиной и песком:

- формуется только сырой песок. Испечь с детьми «пирожки» их сухого, влажного песка;

- как пропускает воду песок, глина. Для этого подготовить одинаковое количество песка, глины и полить одинаковым количеством воды. Доказать детям необходимость приготовления почвенной смеси для посадки растений.

 

Опыты с комнатными растениями:

- особенности проращивания семян: проращивание семян гороха в сухом состоянии и в сосуде с влажной ватой;

- наблюдение за прореженным и загущенным посевом (редис, морковь, укроп);

- значение подкормки для растений (одно из двух взятых одинаковых растений удобрять, другое нет);

- влияние тепла на развертывание почек и появление листьев (поместить срезанные весной ветки в разные температурные условия);

- влияние света на рост растений;

- опыты по выращиванию рассады (посадить целый корнеплод картофеля, половину, четвертую часть;

- необходимость рыхления почвы растениям (полить растение с рыхлой и твердой почвой, наблюдать, насколько быстрее поступает к корням вода).

 

Фиксация опыта

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задачи и цель. Проводя опыт воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

Фиксация опыта.

Во время опыта поддерживаем интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдения. Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменения.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

календарь природы, отмечая явления погоды готовыми символами и картинками. Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, тем более, если нет специальных задач, потому что однообразная работа утомляет детей. Однако, если дети проявляют интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжать фиксацию погодных условий.

Календарь природы отличается от календаря погоды тем, что в нем отражаются не только сведения о погоде, но и дан материал, характеризующий особенности каждого сезона.

Для фиксации наблюдений можно использовать готовые формы: картинки, фотографии, схематические зарисовки, сделанные педагогом, отдельные буквы и слова, циферблаты. Использование готовых форм – самый простой способ регистрации наблюдаемых объектов (явлений).

Изобразительные способы фиксации наблюдений используются в старшем дошкольном возрасте.

Зарисовывание объекта является самым распространенным, но не самым легким способом графической регистрации увиденного. Он требует достаточно развитых навыков изображения, а также умения видеть природу. Схематическая зарисовка предполагает отражение в рисунке не всех, а наиболее важных деталей, которые лучше всего заметны, наиболее важны. Использование условных знаков позволяет создать рисунок, в котором информация содержится в закодированном виде.

Примером этого является система знаков, рекомендуемая для регистрации погодных явлений. Лучше всего в каждом конкретном случае придумывать условные знаки вместе с детьми. У детей и фантазия богаче, чем у взрослых, и знаки станут им «родными» и понятными. Для регистрации линейных размеров (глубины снега, ручья, скорость роста растений) используются линейки, полоски бумаги, палочки. Для регистрации перемещения или взаимного расположения объекта создаются планы-схемы.

Очень ценным способом фиксации наблюдений является фотографирование. Оно имеет большие преимущества перед другими способами, так как точно передает особенности объекта. Фотографии удобны и в методическом отношении: их легко размножить и использовать как иллюстративный материал. Формы использования фотографий на занятиях многообразны:

- рассмотреть фотографии, вспомнить увиденное;

- составить рассказ по фотографии;

- разложить фотографии в определенном порядке по принципу «что сначала, что потом»;

- находить сходства и различия; и т.д.

Фотографии из книг и периодических изданий, вырезанные или переснятые, тоже хорошее подспорье при ознакомлении детей с природой. В каждой группе можно создать фотохрестоматию, которая постоянно использовалась бы при работе с детьми.

27.Занятия – как основная форма обязательной образовательной деятельности.

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся во всех группах детского сада. В младшей группе в первом полугодии их организуют с подгруппой детей. Количество занятий определено в программе детского сада. Оно возрастает от группы к группе. Увеличивается и длительность занятий. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных