Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика организации и проведения экскурсий




Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.

При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

29.Экологическая тропа – как одна из форм экологического воспитания

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Экологическая тропа рассчитана на педагогов и детей. Педагоги на такой тропе приобретают опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях. Дети могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов - водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут своими глазами увидеть антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества. Маршрут тропы выбирается с учетом решения воспитательных задач по вопросам рационального природопользования. При выборе маршрута учитывается привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Длительные участки с монотонными однотипными природными сообществами утомляют ребенка, делают маршрут неинтересным. Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде. Изучение видового многообразия прямо отвечает учебной программы по ботанике и зоологии. Здесь важное значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом самостоятельных исследований или включаются в рассказ экскурсовода. При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы маршрут охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. В качестве зрительного образа использовались элементы антропогенного ландшафта. Это разнообразные транспортные дороги, линии электропередачи, сельскохозяйственные угодья, пастбища, памятники истории.

Вывод: опираясь на реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказывать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии ребят в решении экологических проблем.

Содержание экологической тропы

Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии соответствующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.

Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику.

Прогулочно-познавательные тропы природы, или тропы “выходного дня”, имеют протяженность 4--8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за 3--4 часа они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий. значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума; подмосковные леса прошлого, их оборонная и строительная роль, превращение коренных лесов в производные. Помимо летних прогулочно-познавательных троп, можно создавать зимние тропы. Зимний отдых в настоящее время получил большое развитие. Его основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки. Несмотря на сезонный характер, они приобретают значение своеобразного экологического фактора, вызывая эрозию почв на лыжных трассах, нарушая растительность и т. Д.

Зимняя учебная тропа также способствует осуществлению природоохранных, рекреационных, информативно-познавательных и воспитательных задач. В отличие от летней зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие различных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время. Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра: на лыжах скорость передвижения больше, да и рассказ экскурсовода короче зимой -- ведь недолго и замерзнуть. Познавательно-туристические тропы. Их протяженность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди этого типа троп есть маршруты“выходного дня” средней протяженностью 20--30 км с местом для ночлега. Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой туристов в течение отпуска, обычно по путевкам. Характер движения может быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным. Тропы, предназначенные для организованного прохождения под руководством проводника, имеют, как правило, значительную протяженность (до нескольких дней пути), отличаются сложностью (горы, заболоченная местность, густая тайга и т. п.). Среди познавательно-туристических бывают и сравнительно короткие тропы, прохождение по которым по той или иной причине опасно для посетителей. Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов более характерны тропы, пред-1 назначенные для самостоятельного прохождения. Они? должны быть тщательно размечены на местности и' снабжены не только специальными буклетами, но и, по возможности достаточно большим количеством ин-| формационных щитов. Каждая самостоятельно органи-1 зеванная группа перед выходом на такую тропу обязана пройти специальный инструктаж, который даст необходимые простейшие навыки борьбы с нарушителями требований охраны природы на тропе.

Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории и культуры, наблюдение и оценка различных проявлений деятельности человека в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически грамотного поведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.

Прогулочно-познавательные и познавательно-туристические тропы по основной научно-информационной ценности могут быть ботаническими, зоологическими, геологическими. Учебные экологические тропы. Это наиболее специализированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися разных типов учебных заведений: школ, ПТУ, техникумов и вузов. Доступны они и для посещения отдыхающими. Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов. Основные посетители тропы -- организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе колеблется от 30--40 минут до трех часов. В целях пропаганды экологических знаний учащиеся могут организовывать временные группы посетителей из числа родителей или отдыхающих в зоне тропы. Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте. По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики. Примером может служить тропа“Пущинская” в Московской области. От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы бывают оборудованы информационными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоятельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии. Пример-- тропа в Измайловском парке Москвы, где регулярно силами создателей тропы -- школьников проводятся экскурсии. По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.

Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально “дикой” и минимально оборудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте: в лесу, лесопарке, по берегу реки и т. д.; что достаточно выбрать, запомнить маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовишись по той или иной теме. Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места, но и могут находиться в пределах одной территории.

Вывод: Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Формы организации работы на экологической тропе

Экологическую тропу можно организовать за пределами детского сада.При этом следует иметь в виду, что создание тропы и поддержание ее в нормальном состоянии требует значительных материальных затрат и организационных усилий. Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных