Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционно-правовой статус и законодательное регулирование права граждан на объединение




Общественные объединения – одна из форм выражения гражданами своих интересов и проявления их общественной (публичной) активности. Нужно отметить, что общественные объединения – это один из видов общественных формирований граждан в Российской Федерации. Категорией общественных формирований можно обозначить любые формы негосударственных объединений граждан, иначе говоря, объединений, не имеющих статуса государственных организаций.[1] Всего можно выделить четыре вида общественных формирований:

1) Общественные объединения – они способствуют проявлению интересов граждан в публично значимых сферах их жизни;

2) Религиозные объединения - в их основе единство граждан по их индивидуальному духовному интересу, причем законодательство запрещает религиозным объединениям участвовать в общественно-политической жизни;

3) Хозяйственные товарищества – они являются негосударственными общественными формированиями, однако объединяют людей не по признаку общественно-политической активности либо индивидуального духовного интереса, а для ведения совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли;

4) Территориальное общественное объединение – объединения граждан по месту их жительства для совместного обсуждения и решения вопросов, волнующих их как жителей городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. Это общественные формирования в сфере местного самоуправления. Публичные и личные интересы у граждан могут переплетаться, однако они имеют четко обозначенный территориальный аспект, чем и отличаются от иных общественных формирований.

Таким образом, в основе общественных объединений лежит публично-общественный интерес, а сама их деятельность отражается на управлении общественными делами и жизнью. Общество, которое претендует на высший уровень самоорганизации, на то, чтобы именоваться гражданским, должно обеспечить создание всевозможных общественных объединений.

Нормативная правовая база создания и деятельности общественных объединений.

В Российской Федерации главным документом, закрепляющим право граждан на объединение, является Конституция Российской Федерации, в частности статья 30.[2] Она гласит, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Предметом регулирования данной статьи являются общественные отношения, которые возникают вследствие осуществления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства права на добровольное объединение. В свободу объединения входит: право лица объединять других лиц, присоединяться к действующему объединению и выходить из него, принимать участие в деятельности объединения, требовать признания правового статуса образованного объединения, в первую очередь со стороны государства и также всеми другими лицами. Это право включает в себя также правомочие на защиту, в случае ограничения свободы деятельности общественных объединений. Статья 30 Конституции Российской Федерации определяет своей основной целью защиту политических, профессиональных и других некоммерческих объединений. Понятие и содержание свободы объединения, описанные в данной статье, дополняются иными статьями Конституции, такими как: статья 14 предусматривает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; статья 19 гарантирует равенство граждан независимо от принадлежности к общественным объединениям; статья 36 предоставляет гражданам и их объединениям право иметь в частной собственности землю; статья 46 предоставляет каждому право обжалования решений и действий (или бездействий) общественных объединений в суд.

После Конституции главным специальным документом, составляющим нормативную основу создания и деятельности общественных объединений, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»,[3] который развивает положения статьи 30 Конституции Российской Федерации. Данный закон специально оговаривает, что его предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Он предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Действие Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Действие Закона распространяется также на деятельность созданных на территории Российской Федерации структурных подразделений – организаций, отделений или филиалов и представительств – иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Кроме этого есть еще ряд важных федеральных законов, относящихся к данной сфере: от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей», от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 17 июня 1996 г. «О национально - культурной автономии».

Принятие решения об объединении – это волевое действие, то есть, оно реализуется свободно и выражает действительные обоснованные желания и стремления нескольких субъектов действовать совместно, вследствие чего объединяющиеся лица должны быть дееспособными. Ввиду этого, в частности, статья 19 Закона об общественных объединениях закрепила, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие четырнадцати лет, детских общественных объединений – граждане, достигшие восьми лет.

Право на объединение предусмотрено не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан и для лиц без гражданства, которые находятся на законных основаниях в Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Закона об общественных объединениях они могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Право на объединение может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами. Такие объединения по направленности деятельности могут представлять собой юридические лица (ассоциация, общественная организация) и существовать без образования юридического лица (общественное движение).

Исходя из статьи 30 Конституции Российской Федерации, не могут быть признаны субъектами права на объединение государства, государственные органы и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19.03.1997 № 20-O установил, что по смыслу Конституции объединениями граждан являются создаваемые ими на добровольной основе по собственной инициативе формирования для защиты своих интересов и достижения общих целей.


 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных