Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА.




В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов. Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.

Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов. Это Декларация прав ребенка (1959 год), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год), Декларация о правах инвалидов (1975 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).

При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы. С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[4]. В Законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности. В указанном Законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Нужно отметить, что в понятие реабилитации Законом включены не только медицинские мероприятия, но и профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация. Таким образом, основополагающей концепцией в отношении инвалидов является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида. В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права инвалидов.

В целях законодательного обеспечения государственной поддержки инвалидов и психически больных в России разработаны и введены в действие такие важные законы, как «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» и другие.

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах. Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Закон РФ от 02.07.1992 г. №3185-1 (ред. От 28.11.2015) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» содержит положения о правах психически больных, видах и порядке оказания помощи и социальной поддержки людям, страдающим психическими заболеваниями[5].

Несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет психиатрическая помощь оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя.

Государством гарантируются:

· неотложная психиатрическая помощь;

· консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;

· все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;

· социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

· решение вопросов опеки;

· консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;

· социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;

· обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

· психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство:

· создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;

· организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

· создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;

· устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;

· применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;

· создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;

· принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.

ФОРМЫ ПОМОЩИ.

Психоневрологические интернаты — это основная и наиболее распространенная организационная форма помощи для психически больных. В основу разграничения интернатов, их типизации положен ряд критериев: возраст, характер патологии, степень выраженности болезненных проявлений и др. Среди психоневрологических интернатов наиболее типичны психоневрологический интернат (ПНИ) и детский дом-интернат для умственно отсталых детей (ДЦИ)[6].

Основными задачами психоневрологических интернатов являются:

· материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;

· организация ухода и надзора за пациентами, оказание медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

· осуществление реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера;

· организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате.

Основная функция, выполняемая психоневрологическими интернатами, — обеспечение возможности проживания пациентов, их социально-бытового устройства. Обычно человек находится в ПНИ 15—20 лет или более, понятие выписки практически отсутствует. Это обусловливает особую организацию быта пациентов, которая сочетает в себе элементы больничного учреждения и общежития, а также вовлечение пациента в трудовую деятельность.

Трудовая деятельность. Для организации трудовой терапии в интернатах традиционно существует материально-техническая база, к которой относятся лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ), подсобное сельское хозяйство, спеццеха. Самые распространённые виды работ в ЛТМ — швейные, столярные и картонажные; также существуют сборочные, сапожные виды работ, плетение корзин и др. После 1992 года изменение социально-экономической ситуации в стране привело к тому, что ЛТМ перестали получать заказы и сырьё от местной промышленности, и в результате — к нарушению права на труд многих проживающих.

Кроме того, трудовая деятельность пациентов ПНИ часто осуществляется в таких формах: 1) хозяйственно-бытовая деятельность по обслуживанию интерната (поддержание чистоты и порядка в помещениях, уход за тяжелобольными, разгрузка продуктов и т. п. — этот труд не оплачивается и часто оказывается принудительным, в нарушение прав работающих); 2) деятельность в составе выездных бригад на полевые работы и строительные объекты; 3) деятельность на штатных должностях в интернате и за его пределами.

Учебную деятельность в ПНИ необходимо осуществлять по специально разработанным программам обучения, позволяющим приобретать социально значимые профессии с учётом степени интеллектуального дефекта. Чаще всего возникает необходимость обучать молодых пациентов ПНИ профессиональным навыкам штукатура-маляра, столяра, сапожника, швеи и др., так как в учреждениях системы социальной защиты часто требуется ремонт зданий, мебели, кухонной утвари, белья, обуви.

На людей, проживающих в психоневрологических интернатах, распространяются общие права лиц, страдающих психическими расстройствами. Пациентов ПНИ следует информировать об их правах, обращаться с ними гуманно и с уважением к их человеческому достоинству, условия их содержания должны быть как можно менее ограничительными. Необходимо учитывать нормы о согласии на лечение, о праве отказаться от лечения, праве на соблюдение врачебной тайны и о других так называемых медицинских правах, предусмотренных в Законе о психиатрической помощи и международных документах по правам человека.

Детские специализированные учреждения. Детские дома-интернаты разделяют на учреждения для обучаемых и необучаемых детей. Наряду с ними существуют учреждения смешанного типа[7].

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социальной и трудовой адаптации. В детском доме-интернате может быть организовано отделение или группа с дневным или пятидневным режимом содержания.

По нозологической принадлежности в структуре контингента детских домов-интернатов доминируют больные олигофренией (83,7%). Другие заболевания представлены органическими заболеваниями центральной нервной системы сложного генеза, эпилепсией, шизофренией и прочими заболеваниями.

В возрастном отношении в контингенте детских домов-интернатов выделяют 3 группы: дошкольного, школьного и подросткового возраста. В первую входят дети в возрасте от 4 до 8 лет, во вторую — дети от 9 до 15 лет. Третья группа подростковая — от 16 до 18 лет.

Дети с отклонениями в психическом развитии более раннего возраста воспитываются в специальных яслях, которые относятся к системе здравоохранения. Именно здесь решается вопрос о дальнейшей судьбе ребенка, о том, где он сможет жить и обучаться, — в школе-интернате системы народного образования или в учреждении социальной защиты.

К числу специализированных детских учреждений, находящихся в системе народного образования, относятся в основном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для детей с умственной отсталостью, слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. Большинство детей с физическими дефектами имеют в той или иной степени отклонения в психической сфере.

Помощь в системе здравоохранения. Еще одним типом учреждений, оказывающих помощь детям с нарушениями центральной нервной системы, являются специальные психоневрологические санатории, которые относятся к системе здравоохранения. В санатории принимаются дети с легкой умственной отсталостью и сопутствующими соматическими заболеваниями в возрасте от 4 до 8 лет.

Система помощи психически больным с затяжными формами заболевания и умственной отсталости прошла ряд этапов: от решения чисто призренческих задач до организации разностороннего медико-социального обслуживания на основе современной концепции реабилитации. Новое направление в деятельности психоневрологических интернатов повлекло за собой расширение их задач, функций, а также разработку и внедрение новых форм и методов социальной и социально-педагогической работы с контингентом этих учреждений.

Воспитательно-коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, строится на основе следующих принципов социальной и педагогической реабилитации:

ü социально-практическая направленность обучения и воспитания; коррекционно-развивающее обучение;

ü комплектность воздействия;

ü индивидуально-личностный подход.

Целью воспитательно-коррекционной работы с детьми-инвалидами является развитие потенциальных физических и умственных способностей, социальная адаптация, получение максимально возможного образования и трудовых навыков, интеграция в общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе мы рассмотрели основные формы реализации технологии социальной защиты детей с психическими заболеваниями.

Согласно законодательству Российской Федерации для экономической поддержки детей с психическими заболеваниями им оформляется инвалидность и выплачивается пенсия по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты, размер которых ежегодно индексируется в соответствии с уровнем роста инфляции в России.

Существует ряд законодательных актов, которые регламентируют оказание социальной помощи и поддержки для людей с психическими заболеваниями. Дети с психическими заболеваниями не выделяются в отдельную категорию населения для социальной зашиты согласно этим законам, но упоминаются наряду с совершеннолетними гражданами и обеспечиваются социальной помощью и поддержкой.

Также Россия придерживается некоторых международных документов в области обеспечения социальной защиты детей в целом и людей с психическими заболеваниями в частности.

В нашей стран существуют государственные и негосударственные учреждения различных организационных форм, осуществляющих содержание, оказание социальной помощи и социальной поддержки, медицинское сопровождение и другие важные функции для обеспечения социальной защиты детей с психическими заболеваниями.

Все вышеуказанные явления являются основными формами организации социальной защиты детей, страдающих психическими заболеваниями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. От 28.11.2015) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205

2. Психоневрологический интернат. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психоневрологический_интернат

3. Размер пенсии по инвалидности. URL: http://subsidii.net/homepage.html

4. Распространенность и статистика психических заболеваний. URL: http://ilive.com.ua/health/rasprostranennost-i-statistika-psihicheskih-zabolevaniy_80390i15956.html

5. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации URL: http://doorinworld.ru/stati/114-soczialnaya-zashhita-detej-invalidov-v-rossijskoj-federaczii

6. Социальная помощь психически больным в учреждениях социальной защиты населения. URL: http://helpiks.org/7-10557.html

7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8559/

 


[1] Распространенность и статистика психических заболеваний. URL: http://ilive.com.ua/health/rasprostranennost-i-statistika-psihicheskih-zabolevaniy_80390i15956.html

 

[2] Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации URL: http://doorinworld.ru/stati/114-soczialnaya-zashhita-detej-invalidov-v-rossijskoj-federaczii

[3] Размер пенсии по инвалидности. URL: http://subsidii.net/homepage.html

[4] Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8559/

[5] Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. От 28.11.2015) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205

[6] Психоневрологический интернат. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психоневрологический_интернат

[7] Социальная помощь психически больным в учреждениях социальной защиты населения. URL: http://helpiks.org/7-10557.html






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных