ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» От 05.04.2013 года.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон, Контрактная система) вступил в силу с 01 января 2014 года. Законом впервые декларируются принципы осуществления закупок, среди которых необходимо выделить принципы профессионализма заказчика и стимулирования инноваций. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Если годовой объем закупок заказчика (в т.ч. органов исполнительной власти края, казенных, бюджетных учреждений края) превышает 100 млн. руб., должны быть созданы специальные структурные подразделения – контрактные службы (создание специального структурного подразделения для образования контрактной службы не является обязательным). Если объем закупок не превышает 100 млн. руб. и при отсутствии у заказчика контрактной службы, назначается должностное лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки и исполнение контракта – контрактный управляющий. Контрактная система охватывает теперь весь цикл госзакупок и регулирует: − планирование закупок товаров, работ, услуг; − конкурентные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); − заключение гражданско-правового договора (контракта); − особенности исполнения контрактов; − мониторинг закупок товаров, работ, услуг; − аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг; − контроль в сфере закупок. Этап планирования закупок. Планирование рассматривается как важнейший элемент системы. Предполагается введение планов закупок, которые будут разрабатываться заказчиками на три года и планов графиков на текущий год. Планы закупок и планы-графики будут включать довольно подробную информацию, в частности: цель осуществления закупки; описание объекта закупки, объем закупки; сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок; обоснование закупки и др. Способы закупок (виды процедур). В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом вводятся новые – конкурс с ограниченным участием, двух этапный конкурс и запрос предложений. Закон установил девять случаев, когда заказчик вправе проводить запрос предложений (ч. 2 ст. 83 Закона). К примеру, путем запроса предложений заказчик сможет проводить закупки по договорам, от исполнения которых он в одностороннем порядке отказался. Также посредством этой процедуры заказчик сможет осуществлять закупки, если электронный аукцион или повторный конкурс признаны несостоявшимися, после внесения заказчиком изменения в план-график. При проведении закупки в форме запроса предложений заказчик не связан критериями оценки заявок, установленными в Законе. Важнейшим изменением системы закупок является декларирование в Законе конкурса как приоритетного способа закупки (в действующем в настоящее время законе приоритетный способ – электронный аукцион). Предусматривается необходимость обоснования не только начальной (максимальной) цены контракта, но и объекта закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели, требований к закупаемым товару, работе, услуге, способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика), дополнительные требования к участникам закупки. Указанные обоснования в полной мере относятся теперь и к закупкам из единственного источника. В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта и единственного источника установлены следующие методы: сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный; тарифный; проектно-сметный; затратный. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком Антидемпинговые меры. Законом предусмотрено, что если цена контракта по результатам торгов снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель предоставляет обеспечение исполнения контракта в повышенном размере или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника, а также обоснование цены контракта. В случае невыполнения этих требований, контракт с таким участником заключаться не будет. Антикоррупционная составляющая. Появилась совершенно новая, по сравнению с законом 94-ФЗ, норма, ограничивающая личную заинтересованность участников процесса закупок в их итогах (данная норма прописана в нескольких разделах Закона). Так, например, контракт может быть признан недействительным, если будет установлено, что определенные должностные лица со стороны заказчика состоят в браке с лицами, с которыми заключен контракт, либо являются близкими родственниками (по прямой восходящей или нисходящей линиям–родителями и детьми; дедушкой, бабушкой и внуками; полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями или усыновленными). Общественное обсуждение закупок. Увеличивается роль общественного обсуждения закупок. До 2016 г. продолжает действовать правило, согласно которому общественному обсуждению подлежат закупки, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд. руб. Далее – будут установлены случаи и порядок проведения общественного обсуждения. Мониторинг. Аудит. Контроль. Новым Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чем ныне действующим. Помимо контроля в сфере закупок содержатся еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок. Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок. Такие наблюдения осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков. Аудит, согласно Закону, будет осуществляться Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку результатов закупок, достижения целей закупок. Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным. Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципального района, городского округа. Закон существенно расширил систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее Казначейство России и органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. Органы внутреннего муниципального финансового контроля будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, а также установления достоверности учета таких расходов. Осуществление закупок у единственного поставщика Законом предусмотрены новые особенности размещения заказа у единственного поставщика. Исключается понятие одноименности товаров, работ и услуг в связи с чем закупки на сумму, не превышающую 100 000 рублей осуществляются при условии, что совокупный объем таких закупок, не должен превышать 5 % от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более 50 млн. рублей. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений. Таким образом, отменяется ныне действующий лимит в 100 тысяч на квартал и привязка к соответствующим группам номенклатуры. Закон будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начала действовать с 1 января 2014 г., однако для отдельных положений предусмотрены более поздние сроки. Окончательно Закон должен вступить в силу 1 января 2017 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|