ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Административно-правовой статус организаций.Под организацией как субъектом административных правоотношений, по нашему мнению, следует понимать внешне организационно и юридически выраженное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящее из одного либо нескольких (многих) индивидуальных субъектов, обладающее возможностью самостоятельно, от ϲʙᴏего имени вступать в урегулированные нормами административного права отношения с другими субъектами и являющееся носителем административных прав и обязанностей в данных отношениях. Характеризуя организацию как субъект административных правоотношений, крайне важно отметить, что в административном праве неприемлемо отождествление терминов «организация» и «юридическое лицо». Действительно, если в гражданских правоотношениях могут участвовать только организации, имеющие статус юридического лица, т.е. обладающие признаками, перечисленными в ст. 48 Гражданского кодекса РФ и включенные регистрирующими органами в Единый государственный реестр юридических лиц, то в административных правоотношениях могут участвовать и организации, не имеющие такого статуса. К примеру, участниками административных правоотношений непосредственно будут некᴏᴛᴏᴩые не имеющие статуса юридического лица органы исполнительной власти, различные комиссии, в частности административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних. По данной причине можно сделать вывод о том, что в качестве субъектов административных правоотношений должны рассматриваться все-таки не юридические лица, а организации, как обладающие, так и не обладающие статусом юридического лица, но имеющие при ϶ᴛᴏм возможность самостоятельно вступать в административные правоотношения и участвовать в них от ϲʙᴏего имени, реализуя со-ответствующие административные права и обязанности. В контексте этого к числу организаций — субъектов административных правоотношений могут быть отнесены некᴏᴛᴏᴩые структурные, а также территориальные подразделения юридических лиц. К числу организаций, являющихся самостоятельными субъектами административных правоотношений, наряду с юридическими лицами можно отнести:
Филиалы и представительства коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся юридическими лицамитрадиционно не могут выступать в качестве самостоятельных субъектов административных правоотношений, действующих в данных отношениях от собственного имени. В частности, в силу положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекса РФ об административных правонарушениях в административные правоотношения с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими административными органами, связанные с осуществлением последними административного контроля (надзора) и с привлечением к админи-стративной ответственности, могут вступать только организации, имеющие статус юридического лица. Филиалы и представительства могут выступать субъектами административных правоотношений исключительно в случаях, прямо предусмотренных ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими законами или подзаконными нормативными правовыми актами. К примеру, в силу положений ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ филиалы образовательных учреждений высшего профессионального образования проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, т.е. непосредственно сами вступают в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие административные правоотношения с Министерством образования и науки РФ. Любая организация, являющаяся субъектом административных правоотношений, обладает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим административно-правовым статусом. Анализ административно-правового статуса организации дает нам представление о том, каковы место и роль ϶ᴛᴏй организации в административных правоотношениях, в каких юридических связях находится эта организация с другими субъектами указанных отношений. В содержание административно-правового статуса любой организации, по нашему мнению, крайне важно включать следующие элементы:
Учитывая зависимость от особенностей содержания перечисленных элементов можно выделить общий и специальный административно-правовые статусы организаций. Общий административно-правовой статус организации представляет собой ее общую административно-правовую характеристику и содержит, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения данных прав, административные обязанности ϶ᴛᴏй организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. Общим административно-правовым статусом обладают, в частности, большинство как государственных, так и негосударственных предприятий, общественные и религиозные объединения, социально-культурные учреждения. Такой статус возникает у организации с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица), причем одновременно возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность). Специальный административно-правовой статус организации выступает как специальная административно-правовая характеристика данной организации и содержит в себе, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения данных прав (полномочий), административные обязанности организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. К числу организаций, обладающих специальным административно-правовым статусом, можно, например, отнести органы исполнительной власти и некᴏᴛᴏᴩые виды государственных учреждений, наделенные отдельными внешними государственно-властными полномочиями, в частности учреждения Пенсионного фонда РФ, региональные управления автомобильных дорог, администрации морских рыбных портов, исполнительные органы местного самоуправления. Специальный административно-правовой статус возникает у организации с момента наделения ее в установленном законодательством порядке специальными административными правами, обязанностями и определения для нее специального режима привлечения к юридической ответственности в административно-публичной сфере. Таким моментом может быть утверждение положения об ϶ᴛᴏй организации или ее устава, а также государственная регистрация организации в качестве юридического лица. Важно заметить, что одновременно возникает и специальная административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) организации. Все организации, участвующие в административных правоотношениях, могут быть подразделены на виды по следующим основным, принципиальным именно для административного права критериям. Учитывая зависимость от того, кем созданы, на какой форме собственности основаны и от чьего имени действуют организации, участвующие в административных правоотношениях, представляется возможным выделить три группы таких организаций:
На основании ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на базе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. На основании ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
Учитывая зависимость от территориальной сферы деятельности все действующие в России общественные объединения подразделяются на следующие виды:
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица — общественные объединения. При ϶ᴛᴏм членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений — граждане, достигшие возраста 8 лет. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Правовой статус общественных объединений как субъектов административных правоотношений существенно отличается от административно-правового статуса иных коммерческих и некоммерческих организаций. 1. Общественные объединения подлежат специальной государственной регистрации в органах Федеральной регистрационной службы. Стоит сказать, для приобретения прав юридического лица общественные объединения, кроме того, регистрируются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих налоговых органах. 2. Общественные объединения в отличие от других организаций наделяются дополнительными правами в административно-публичной сфере. В частности, они вправе иметь собственную символику (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных законодательством, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. 3. Общественные объединения в отличие от других организаций несут дополнительные обязанности в административно-публичной сфере, в частности: ежегодно публиковать отчет об использовании ϲʙᴏего имущества; ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении ϲʙᴏей деятельности, допускать представителей регистрирующего органа на проводимые общественным объединением мероприятия; информировать регистрирующий орган об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании; исполнять обязанности, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. 4. В отношении общественных объединений, нарушающих Конституцию и законодательство Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов РФ, регистрирующим органом или ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим прокурором может быть применена такая мера административного принуждения, как приостановление деятельности общественных объединений на срок до шести месяцев. В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|