Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Урок разработан учителем русского языка и литературы Харчёвой Т.А.
Подготовка к итоговому сочинению по литературе – 2015.
Конспект урока по блоку «Путь».
Тема: «Иногда правильный путь не самый простой»
Урок разработан учителем русского языка и литературы Харчёвой Т.А.
Тип урока: урок развития речи
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Образовательная цель: подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: совершенствование речи, нравственно-этическая ориентация в потоке литературных произведений.
Регулятивные действия: умение ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе.
Познавательные действия: строить высказывание по предложенным литературным блокам.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: проектор, подборка произведений по данной тематике.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| I.Организационный момент.
Цель:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.
Цель:мотивация учащихся.
III. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)
Цель:проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме
IV. Включение нового
знания в систему знаний
Цель:повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
V. Закрепление изученного
Цель:закрепление и коррекция полученных знаний.
VI.Самостоятельная работа с проверкой.
Цель:первичный контроль за овладением техники написания сочинения.
VII.Домашнее задание:
VIII. Рефлексия
Цель:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива
| Приветствие учащихся
Джордж Пойя сказал: «… если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их….»
Продолжите фразу: «… если хотите научиться правильно говорить и грамотно писать, то….»
-На доске спроецированы направления, по которым вы будете писать 3декабря экзаменационное сочинение по литературе. Это «Время», «Дом», «Путь», «Любовь», «Год литературы». Давайте проведем маленький социологический опрос: какая тема, на ваш взгляд, самая легкая? Почему? Правильно. Потому что «все в мире движется любовью». Очень широкая тема, связанная с Годом литературы и вашим читательским выбором. Интересной может оказаться тема «Дом», так как это нам близко, понятно. А почему вызывают затруднение блоки «Время» и «Путь»? Да, пожалуй, вы правы. Эти слова многозначные..
Сегодня мы попробуем очертить круг проблем, связанных с подготовкой к сочинению по блоку «Путь». Сформулируем тему урока и поставим задачи.
Итак, направление «Путь». Внимательно вчитаемся в пояснение, которое нам предлагают составители блока:
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от
дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижении.
Попробуйте сформулировать возможные темы сочинений. Какая типология формулировки тем возможна? Сегодня мы рассмотрим тему
«Иногда правильный путь не самый простой».
Какие же цели мы ставим на уроке, исходя из темы? Как мы можем их достичь?
Делаем первый шаг: читаем тему, определяем вид темы, вспоминаем главную функцию вступления.
Делаем шаг второй: анализируем все слова темы, отвечая для себя на вопрос, что значит каждое слово;
Ищем ключевые словав формулировке темы
Шаг третий: задаю себе вопрос: о чём буду писать (таким образом мы формулируем основную идею сочинения, тезис)
Делаем шаг четвёртый: на основании ключевых слов темы пишу вступление. Вспомните главную функцию вступления. Какой вид вступления вы будете использовать?
Ключевые слова выделены
«Иногда правильный путь не самый простой».
ПУТЬ – ПРОСТОЙ
НЕ
Обратимся к словарю
Находим лексическое значение слова «Путь».
Путь –
1. То же, что и дорога. Широкий путь; жизненный путь (перен.); стоять поперёк пути. 2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути, водные пути. 3. Железнодорожная колея, линия. 4. Направление, маршрут. 5. Путешествие, поездка. 6. Направление деятельности, развития чего-нибудь. 7. Польза, толк. В этом парне пути не будет.
Дорога –
Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. 2. Место, по которому надо пройти или проехать; путь следования. Сбиться с дороги. Открыть дорогу. Стоять на дороге (перен.). 3. Путешествие, пребывание в пути. 4. (Перен) Средства достижения какой-нибудь цели., жизненный путь
На основании определения основного понятия пишем вступление.
Шаг пятый: пишу собственное рассуждение по теме (формулирование тезиса или идеи сочинения – ответ на вопрос темы)
Шаг шестой: пишу основную часть в соответствии с темой. Для этого определяю объём темы:
а) на какие литературные произведения будем опираться, раскрывая тему;
б) Определяем структурные элементы, эпизоды тех художественных произведений, к которым будем обращаться;
в) пишем аргументы, анализируя необходимые нам для раскрытия темы эпизоды из подобранных литературных произведений;
г) Вспомните структуру аргументации и её главную функцию
На какие литературные произведения будете опираться, раскрывая тему?
Скажите, раскрывают ли предложенную тему «Иногда правильный путь не самый простой» перечисленные произведения, какие эпизоды из этих произведений это доказывают.
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Какие эпизоды из этих произведений это доказывают?
Шаг седьмой: пишу заключение. Оно должно быть органично связано с предыдущим изложением и перекликаться со вступлением
План - карта
Вступление
Тезис – собственное рассуждение
Название художественного произведения + структурный элемент
Название художественного произведения + структурный элемент
Заключение
Написать сочинение по блоку «Путь»
Тема: «Иногда хочется уехать в никуда»
Мои три самых важных момента, которые я сегодня узнал (а)……
|
Осмысление предложенных направлений, распределение тем по степени трудности с обоснованием своего выбора:
-Интересна ли мне эта тема?
-Понимаю ли я тему?
-Знаю ли я материал, необходимый для раскрытия темы?
-Имею ли я опыт в написании подобных тем?
Формулируют тему урока и ставят цели и задачи. Прогнозируют результат работы: понять, как выстраивать сочинение и на какой литературный материал опираться
Тема - понятие
Тема – вопрос
Тема - утверждение
Формулируют цели урока
Осмысление ответов
Ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Аналитическое вступление, то есть определение главного понятия темы
Работают в группах, пишут вступление
Работают в группах, пишут собственное рассуждение
Вспоминают структуру аргументации:
а) название первого произведения + анализ эпизода + микровывод;
б) название второго произведения + анализ эпизода + микровывод
Аргументы должны быть точными, вескими, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы
Очерчивают круг литературных произведений на которые будут опираться, и эпизоды из этих произведений, на которые будем опираться в соответствии с выбранной темой.
В этих произведениях показан жизненный путь отдельного человека, а в «Войне и мире» жизненный путь русского народа во времена Великой Отечественной войны 1812 года.
«Капитанская дочка» - нелёгкий путь выбора чести Петром Гринёвым
«Преступление и наказание» - путь Родиона Раскольникова к очищению души
«Война и мир» - жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»
Работают по группам, пишут основную часть, заключение
Проверяют написанное по план-карте
.
| Личностные:
актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы.
Осваивать общекультурное наследие России.
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные
Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность
Познавательные
Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные
Содействовать развитию у детей умению общаться
Предметные
Знание изученного текста, осознанное понимание текста
Познавательные
Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
Предметные
Выразительно читать текст, соблюдая соответствующую информацию
Метапредметные
Овладение приёмами отбора и систематизации информации
Личностные
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала
Познавательные
Строить логические цепи рассуждений
Развитие читательского воображения
Коммуникативные
Развитие у школьников монологической и диалогической речи; умение аргументировать свою точку зрения
Предметные
Воспринимать художественный текст как произведение искусства.
Определять актуальность произведения для читателей разных поколений
Знание изученного текста
Регулятивные
Осознавать трудности, стремиться их преодолевать.
Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|