Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

 

У становить точные временные границы возникновения культуры весьма затруднительно. Культура возникает тогда, когда появляется сам человек. Однако что такое

 

культура? В своей классичесой работе «Первобытная культу-ра» Э. Б. Тайлор пишет, что культура слагается «из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторыхдругих способностей и привычек, усвоенных чело-веком как членом общества»1. Согласно другой точке зрения, культуру следует рассматривать как абстракцию (А. Л. Крёбер и К. Клакхон) или как научаемое поведение (Ф. Кисинг). Оно передается из поколения в поколение. Важно подчеркнуть, что речь идет о механизме социальной наследственности.

 

По мнению другого известного ученого Лесли Уайта, «культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, ко-торый рассматривается в экстрасоматическом контексте»2. Уайт полагает, что все предметы и явления, которые состав-ляют культуру, располагаются во времени и пространстве. Во-первых, это сам человек с его идеями, верованиями, эмоциями, отношениями. Во-вторых, процессы социаль-ного взаимодействия людей. В-третьих, материальные объ-екты. Они находятся вне организма человека, «но в пределах моделей социального взаимодействия между людьми»3. Эти факторы определяют местоположение культуры.

 

1 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.

 

2 Уайт Л. А. Понятие культуры // Антология исследований культу-ры. Том 1. СПб., 1997. С. 26.

3 Уайт Л. А. Там же. С. 27-28.


 

В цитируемых определениях речь идет только о человеке. Как известно, высшие приматы тоже живут сообществами. Вся стая подчиняется довольно жестким правилам поведег ния, существует своеобразная система повышения статуса каждой особи. Широко распространенное среди высших млекопитающих подражание позволяет говорить о внеге-нетическом способе передачи опыта от одного индивида к другому.

 

Однако у животных отсутствует внегенетический способ закрепления этого опыта внутри вида или популяции. У че-ловека он закрепляется в сказаниях, книгах, других памятни-ках духовной и материальной культуры. У животных такого нет. Поэтому, несмотря на высказывания отдельных ученых о возможности существования «элементарной», или «про-токультуры», у высших животных, большинство исследова-телей полагают, что культура (или нечто, близкое ей) все же не могла возникнуть в сообществе даже высокоорганизован-ных животных.

 

В целом можно сказать, что понятие культуры включа-ет в себя программу деятельности (поведения), преемствен-ность, аккумуляцию (накопление). Относительно последне-го понятия следует отметить, что социально значимый опыт и является программой человеческой деятельности. Он не только передается, но и накапливается, поэтому процесс раз-вития культуры носит кумулятивный характер. Опыт, тради-ции (прошлое) и инновации (настоящее) являются важными составляющими культуры.

 

Таким образом, культура предполагает внегенетическую передачу опыта от индивида к индивиду. Этот опыт должен быть зафиксирован в небиологических материальных струк-турах (например, в книгах или наскальных изображениях).

 

Общая схема возникновения человека может быть пред-ставлена следующим образом.

 

Многочисленные археологические раскопки и наход-ки позволяют сделать вывод, что предками человека были


 

человекообразные обезьяны, жившие в эпоху миоцена. Они вели полудревесный-полуназемный образ жизни. Однако со временем условия жизни изменились, и обезьяны были вы-нуждены спуститься на землю. Одной из основных причин таких изменений ученые называют перемену климата.

 

Изменившиеся условия жизни заставили огромных жи-вотных приспосабливаться к новой обстановке. Теперь они должны были беспокоиться о своей безопасности, чтобы не стать легкой добычей для многочисленных наземных хищ-ников. Приспособление шло по двум направлениям. Первая группа двигалась по пути гигантизма: огромные размеры да-вали возможность увеличить силу для защиты и нападения. К древнейшим гигантам относятся дриопитек и гигантопи-тек, к современным — горилла.

 

Другая группа вынуждена была опираться не на силу и размеры, а на сообразительность. Известно, что даже со-временные обезьяны зачастую используют подручные сред-ства для достижения своих целей (камнем разбивают орех, палкой дотягиваются до банана и т.д.). Древние существа пытались восполнить недостаток в силе «праорудийной деятельностью». Ее значение все больше возрастало, порой именно от нее зависела сама жизнь и безопасность древних обезьян.

 

Около 5—6 млн. лет назад группа антропоидов миоцена положила начало существам, которые резко отличались от всех прочих живых существ. Они получили название «пред-люди», или австралопитеков, что можно перевести как «юж-ная обезьяна» («австралис» — южный, «питек» — обезьяна). Постепенно происходит процесс изменения в пище. Раньше многие обезьяны были травоядными; спустившись на зем-лю, они приспособились к иным условиям обитания, их с полным основанием уже можно назвать хищниками. В от-личие от животных, они использовали при охоте различные орудия, перейдя от случайного их использования к система-тическому. У них возникает прямохождение. Однако их еще


нельзя назвать людьми, так как они не умеют изготавливать орудия.

 

Первыми известными нам явлениями материальной культуры были каменные орудия. Они появились прибли-зительно 2—2,5 млн. лет назад. Изготовляли их существа, ко-торые получили название «человек умелый» — Homo habil-is. Некоторые ученые считают, что хабилисов также нельзя признавать людьми, поскольку они практически не отлича-лись от австралопитеков, у них отсутствовала речь, хотя они умели изготавливать различные орудия.

 

Некоторые исследователи считают, что австралопитеки были ранними предлюдьми, а хабилисы — поздними. Хаби-лисов нельзя считать людьми еще и потому, что они не яв-лялись социальными существами, а жили в чисто зоологи-ческом объединении.

 

Хабилисы положили начало процессу формирования человека и человеческого общества, который длился 1,5— 1,6 млн. лет. По утверждению многих исследователей, грань, по которой человеческую морфологию можно отличить от животной, проходит не между австралопитеками и хабили-сами, а между хабилисами и архантропами. Этот период за-вершился приблизительно 35—40 тыс. лет назад (ранний па-леолит).

 

Дальнейшая деятельность предлюдей требовала совмест-ных действий. Она становится целенаправленной, волевой. Появляются архантропы, или питекантропы — Homo erectus, что значит «человек прямоходящий» (1,5—1,6 млн. лет на-зад), которые считаются первыми формирующимися людь-ми (пралюдьми).

 

Предлюди использовали в качестве орудий камни, палки, кости. Можно предположить, что они заметили существен-ную разницу между камнями. Некоторые из них довольно легко разбить другими камнями, чтобы получить осколок с острым краем, пригодный для разрезания шкур или иных надобностей.


 

По мере накопления опыта происходит переход от прао-рудийной деятельности к подлинно орудийной. Это деят^ель-ность по изготовлению орудий (орудийно-созидательная) и деятельность по присвоению предметов природы с помощью изготовленных орудий (орудийно-присваивающая). Можно предположить, что первые орудия были из камня, с их по-мощью первобытные люди могли обрабатывать дерево. Ка-менный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит обычно подразделяется на три этапа — ниж-ний (ранний), средний и поздний (верхний).

 

Первым «технологическим процессом» было разбива-ние. В этой деятельности от работающего существа ничего не зависело. Все происходило по воле случая. От него наши предки перешли к раскалыванию, которое делилось на два вида — откалывание и отбивание. Археологические наход-ки позволяют сделать вывод, что в разных местах возникают схожие орудия труда. Яркий пример — ручное рубило. Такие типичные находки позволяют сделать вывод о том, что по-явилось стандартизированное орудие, которое «является ар-хеологическим типом именно потому, что в нем воплощена идея, выходящая за пределы не только каждого индивиду-ального момента, но и каждого конкретного гоминида, за-нятого конкретным воспроизведением этого орудия: одним словом, это понятие социальное. Воспроизвести образец — значит знать его, а это знание сохраняется и передается об-ществом»1.

 

Кроме орудий, к этому периоду относится целый ряд дру-гих найденных предметов, значение которых, с точки зрения практического использования, объяснить весьма затрудни-тельно: красная охра, красящее вещество, кварцевые при-змы, куски костей животных с насечками. Есть основания

 

1 Чайдд В. Г. Археологические документы по предистории науки // Вестник истории мировой культуры, 1957. № 1. С. 30.


   

 

предполагать, что это памятники духовной культурщ того да-лекого времени.

 

Относительно питекантропов среди исследователей практически нет расхождений. Ученые почти единодушно признают их людьми. Подобные выводы можно сделать, опираясь на данные науки. У архантропов появляются оча-ги интенсивного роста в отделе головного мозга, связанном «с осуществлением специфически человеческих функций, в частности речевой»1. Большинство ученых считают, что и материальная, и духовная культура зародилась вместе с ар-хантропами. Питекантропы умели изготавливать каменные орудия труда. Все это позволяет исследователям говорить, что питекантропы обладали разумом.

 

Одним из важнейших завоеваний нашего далекого пред-ка стало покорение огня. Разжигание огня было очень слож-ным и трудоемким занятием. Оно зависело от многих обсто-ятельств. От существа, которое бралось за это, требовались известные навыки и умения, ими обладали далеко не все чле-ны племени. Много зависело от погодных условий. Повы-шенная влажность, дождь, снег, ветер могли загасить огонь, люди должны были непрерывно поддерживать его. Чтобы победить врагов, нужно было украсть их огонь или загасить его. Без огня, который обогревал первобытных людей, племя могло вымереть. Около огня несли неусыпную охрану. Тот, кто не уберег костер, позволил ему погаснуть, без всякой жа-лости изгонялся из племени.

 

На стоянке Чжоукоудян (к югу от Пекина) были найдены следы обитания синантропа. Объем мозга древнего человека достигал 1075 см3. По заключению ученых, в мозгу синантро-па были развиты центры, контролирующие речевую деятель-ность и понимание речи. Синантропы использовали огонь для приготовления пищи и обогрева. Следовательно, на этом

 

1 Семенов Ю. И. Возникновение культуры и ее ранние формы //


История культуры России. М., 1993. С. 9.


 

этапе развития люди жили сообществами и уже должны были существовать определенные нормы поведения. Синантропы и другие «прямоходящие», как полагают некоторые исследо-ватели, умели говорить, их общение не сводилось к рычанию или нечленораздельным звукам. У жителей Чжоукоудянских пещер имелись изделия из прочного кварца, они умели отли-чить мягкий песчаник от твердого кварца. Черепа животных служили им чашами для питья и еды.

 

Потомки архантропов — палеоантропы, или неандер-тальцы. Время их появления датируется 200—300 тыс. лет назад. Согласно общему мнению, именно в этот период формируются мышление, воля, язык. Главное отличие ма-териальной культуры архантропов от палеоантропов в сле-дующем. У архантропов встречается множество различных наборов орудий, однако все они идентичны по составу из-делий. Палеоантропы представлены значительным коли-чеством различных групп, каждая из которых имела свои, отличные от других групп каменные орудия. Если в первом случае (архантропы) речь идет об одной культуре, общей для всех питекантропов, то во втором случае (палеоантро-пы) можно говорить о различных археологических культу-рах, или, как принято говорить, о «локальных вариантах», «вариантах каменной индустрии».

 

Ранние палеоантропы (на территории Франции) пред-ставлены ашельской, тейякской, эвеноской, премустьер-ской археологическими культурами. Поздние палеоантро-пы (Дордони-Вьенна, Франция) — это мустье с ашельской традицией, типичное мустье и, наконец, два варианта ша-рантского мустье: мустье типа Ла Кина и мустье типа Ла Феррасси. На Кавказе найдены культуры типичного мус-тье, зубчатого мустье и шарантского мустье. Санго, фаурс-мит, нижнее лубембе и некоторые другие — археологические культуры, обнаруженные в Африке.

 

Палеоантропы нижнего палеолита — это неандертальцы и неандерталоиды (пресапиенсы), которые трансформиро-


   

 

вались в Homo sapiens. Homo sapiens же можно с полным основанием назвать людьми современного типа. Им была присуща способность к рассуждению и абстракции. Они могли накапливать и осмыслять практический опыт, реали-зовывать чувственные восприятия в духовной сфере1.

 

К древним памятникам духовной культуры относятся по-гребения. Неандертальцы хоронили своих умерших сороди-чей. Существует несколько версий по этому поводу,

 

1. Многие ученые считают, что неандертальцы верили в то, что у них есть душа и она продолжает существовать после смерти (А. Бунсони, Г. Обермайер).

 

2. Другие с известной долей скептицизма относятся к подобным предположениям. По их мнению, неандерталь-цы верили не в душу, а в сверхъестественные свойства са-мого мертвого тела, поэтому и старались от него избавиться (М. Эберт).

 

3. Неандертальцы не понимали, что такое смерть, и про-должали заботиться о своих мертвых собратьях, как о живых (И. И. Скворцов-Степанов).

 

4. Самая практичная точка зрения: животные обычно дер-жатся подальше от гниющих тел сородичей (кроме случаев, когда поедают падаль). Отсюда и стремление неандертальцев закопать мертвые тела.

 

Погребальный обряд синантропов (Pithecanthropus pe-kinensis) являлся сложным и длительным процессом. Уче-ные предполагают, что сородичи спустя определенное время после смерти приносили тело (или только череп) в пещеру. Мозг изымался, после его сжигали на костре. Некоторые ис-следователи полагают, что огонь как бы возвращал умершего к Солнцу. Череп либо хранился, либо закапывался под очаг. Согласно существующим гипотезам, таким образом покой-ник якобы продолжал жить небесной и земной жизнью.2

 

1 См.: Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983. Гл. 3.

2 Зубов А. Б. История религий. М., 1997. С. 42.


 

Неандертальское погребение мустьерского типа (по Д. Ламберту) можно трактовать следующим образом. Тело умершего расположено в позе спящего: смерть древние люди могли рассматривать как крепкий сон, после которого воз-можно пробуждение. Покойник лежал по строго заданной оси восток — запад. Лицо обращено к югу, под головой — каменная подушка. В долгий путь соплеменники положили куски жареного мяса, каменные орудия, подстилку из лес-ного хвоща, цветы лекарственных растений. Относительно кремниевых камней мнения специалистов расходятся: одни рассматривают их как заготовки для будущих орудий, другие полагают, что они"необходимы для высекания огня.

 

Помимо захоронений людей, к эпохе мустье относятся захоронения животных. В пещерах Драхенлох (Швейцария) обнаружены кости пещерного медведя, сложенные в свое-го рода каменные ящики. Кости не были просто брошены в ящик, их разложили в определенном порядке. Мнения ис-следователей на этот счет разделились. Это могли быть при-знаки тотемистических верований, охотничьей магии, культа медведя. Однако не исключено, что таким образом храни-лись запасы мяса. Кроме охоты и захоронений, следует от-метить изготовление орудий, обустройство жилища и другую трудовую деятельность.

 

Примерно 40 тыс. лет назад сапиенсы начинают вытес-нять своих соседей (пресапиенсов). Вскоре последние пол-ностью исчезают с лица земли. Именно в это время, как по-лагают ученые, и возникают первые религиозные верования (хотя не исключено, что это произошло и раньше). Начина-ется период верхнего палеолита (около 40—18 тыс. лет на-зад).

 

Исследователи (например, Л. С. Васильев) отмечают две новации, характерные для сапиенса верхнего палеолита.

 

1. Захоронения. Пещерные сапиенсы не просто хорони-ли своих умерших сородичей. Сапиенсы верхнего палеолита покрывали умерших слоем охры, давали им в последний путь


   

 

украшения и предметы обихода. У них уже имелись пред-ставления о загробной жизни, которая представлялась им похожей на земную. Люди верили, будто мертвые способны причинить им добро или вред.

 

2. В начале верхнего палеолита возникают магические изображения в пещерной живописи. Сцены охоты нарисо-ваны для того, чтобы реальная охота оказалась удачной. Дру-гой тип изображений, характерных для наскальной живопи-си, — люди-звери или же люди, одетые в звериные шкуры. Не исключено, что это говорит о вере в тесную связь, суще-ствующую между людьми и животными.

 

Ранняя первобытная община была коммуной. Многие исследователи полагают, что у поздних палеоантропов суще-ствовал обычай заботиться о членах своей общины. Древние люди могли уже осознать себя, как отдельную от племени особь, атакже свою общность с другими сородичами. Рассмо-трим в качестве примера захоронение, известное как Шани-дар I. Человеческие останки свидетельствуют, что умерший был очень стар: около 40 лет, что по тем временам считалось глубокой старостью. Он страдал артритом, у него сохранилась только одна рука. Совершенно очевидно, что инвалид не мог приносить свою долю добычи в сообщество. Тем не менее, несмотря на увечья, он прожил определенное время и не был убит или изгнан сородичами. Это свидетельствует о наличии определенных прав и обязанностей в первобытной общине, а также чувств и эмоций у первобытных людей. «Самой важ-ной в раннепервобытной общине была норма поведения, обя-зывавшая каждого из ее членов делиться продуктами, прежде всего пищей, со всеми остальными ее членами»1.

 

На позднемустьерской стоянке в Ла Феррасси (позд-ние палеоантропы) найден камень с явными признаками красных пятен. В Ле Мустье обнаружена плитка со следами

 

1 Семенов Ю. И. Возникновение культуры и ее ранние формы // История культуры России. М., 1993. С. 23


 

красной краски. Есть предположения, что это изображения животных, а красные пятна — раны. Некоторые исследова-тели полагают, что найденные памятники представляют инс-ценировки охоты, которые со временем превратились в об-ряд. Другие ученые считают, что сам факт изображения ран на теле животного говорит о факте возникновения изобра-зительного искусства.

 

Около 75—35 тыс. лет назад в Евразии происходит новое четвертое (Вюрмское) оледенение. Оно сделало север Евра-зии непригодным для существования. Последнее эпохальное наступление льда на землю ознаменовалось еще одним со-бытием. Это было время практически полного исчезновения неандертальцев. В конце мустье их останки еще встречают-ся, хотя и редко. Приблизительно 35 тыс. лет назад неандер-тальцы совершенно исчезли с лица земли. Теперь в Евразии стал господствовать Homo sapiens.

 

В этот период люди обладали значительными знания-ми, которые смогли накопить, опираясь на опыт прошлого. Они хорошо знали географические особенности местности,

 

в которой проживали, что было необходимо для того, что-бы выжить в сложных условиях и выдержать конкуренцию

 

с соседними племенами. Они хорошо разбирались в каче-стве и особенностях камней, которые приходилось обраба-тывать. Требовалось не только найти подходящий камень, но выбрать тот, который больше подходит для обработки. Чем лучше исходный материал (камень), тем крепче получится сделанный предмет. От правильно подобранного материала зависели качество и срок службы изготовленного предмета. Требовались точные сведения о природных ресурсах, чтобы использовать их и защищать от врагов.

 

В это время люди уже умели отличать полезные и вред-ные растения. Они могли отличать растения, которые можно было в большом количестве истюльзовать для еды. Также им был уже известен секрет лекарственных трав, которые нельзя было употреблять в большом количестве, но в определенных


   

 

дозах, чтобы излечиться. Археологические раскопки позво-ляют сделать вывод, что тогда умели лечить раны, перело-мы. В круг необходимых знаний входили сведения об окру-жающем животном мире. Хищников следовало опасаться. С мелкими несложно справиться в одиночку, а на крупных охотились целой группой. Не менее важно было знать места обитания других животных, которые могли оказаться необ-ходимыми для нужд племени. Мясо — для еды, шкуры об-рабатывали для одежды и т. д.

 

Видимо, к этому времени древние люди научились при-митивным формам счета. Появляется календарь, скорее все-го лунный. Известно, что Луна имела большое значение в жизни древних людей. Отсюда некоторые ученые предпо-лагают, что наши далекие предки обладали даже определен-ными знаниями в области астрономии. Важную роль в их представлениях играло Солнце, от его тепла зависела порой жизнь целого племени. После лунного календаря возника-ет солнечный. Люди постоянно видели рядом с Луной звез-ды, запоминали их и давали те или иные названия. В период позднего палеолита возникает религия.

 

Изобразительное искусство известно довольно давно, однако только им не ограничивается творчество первобыт-ных людей. Хорошо было развито прикладное искусство. Люди знали, что такое украшения, и широко пользовались ими. Устраивали праздники с танцами, музыкой, пантоми-мой, песнями. Возникают поговорки, пословицы, рассказы, сказки.

 

Основные материалы, которыми пользовались перво-бытные люди для изготовления орудий труда, оружия, до-машней утвари, были дерево, кости и камень. Домашнюю утварь делали из ветвей, бересты, бамбука, скорлупы. Про-дукты обрабатывали на огне, но по-настоящему варить их стало возможно лишь после того, как были изобретены гли-няные сосуды. До этого в еду бросали раскаленные камни, чтобы согреть пищу. Одежда первобытных людей зависела


 

от того, где они жили. Вначале появились пояс, передник, юбка. Одежда позволяла древним проявить свое творчество, ее украшали.

 

Одной из первых форм деятельности людей было соби-рательство. Сначала оно носило случайный, бессистемный характер. Первобытные существа примечали, какие из пло-дов являются съедобными, и собирали их. Со временем они стали замечать места, где можно собрать съедобные плоды. Потом пришло понимание времени созревания урожая, ко-торое было неодинаково для различных видов растений. Со-биратели (в основном женщины) могли не только набирать плоды для каждодневной еды, но и создавать запасы, что тре-бовало хорошей памяти, сообразительности, умения связы-вать разрозненные факты в единую картину.

 

Для охоты использовались ловушки, капканы, сети. Вы-рыть огромную земляную ловушку для крупного животного, чтобы обеспечить едой племя на длительный период, в оди-ночку было просто невозможно. Также нельзя было победить крупного хищника одному или даже двум людям. Поэтому охота на первых этапах своего существования велась коллек-тивно, лишь потом она становится индивидуальной. Рыбо-ловство в некоторых районах имело первостепенное значе-ние и тоже порой требовало общих усилий.

 

Кроманьонцы нередко использовали для жилья пеще-ры, однако они уже умели строить себе жилище, защищав-шее их от зимних морозов, в виде землянки или шатра. При изучении памятников духовной культуры можно сделать вы-вод, что главным отличием кроманьонцев от древних людей было то, что они овладели искусством рисования и скуль-птуры. Археологические находки, сделанные в конце XIX в., позволяют говорить о достаточно высоком уровне этих ви-дов искусства.

 

Верхний палеолит принято разделять на несколько вре-менных периодов. Поздний Мустье (65—35 тыс. лет до н.э.).


   

 

Ориньяк (Граветта) (35—25 тыс. лет до н.э.). Солютр (25-20 тыс. лет до н.э.). Мадлен (20—10 тыс. лет до н.э.).

 

Охотники верхнего палеолита очень серьезно относились к погребениям. Классическим считается ориньякское захо-ронение. Дно могилы посыпано охрой. Сохранились следы богатого головного убора. Там же найдена фигурка мужчины, каменные кольца, диски из камня. Уложив покойного и сло-жив в могилу различные предметы, соплеменники посыпали тело охрой. Как считают исследователи, древние люди при-давали большое значение охре при исполнении ритуалов.

 

Можно сделать предположение, что не все покойники удостаивались права ритуального погребения. Встречаются захоронения, в которых отсутствуют какие-либо дары, неко-торые тела положены лицом вниз, завалены тяжелыми кам-нями. Встречаются и расчлененные тела. Вполне вероятно, соплеменники боялись, что покойники после смерти спо-собны принести им вред.

 

Верхнепалеолитическая живопись до сих пор вызывает огромный интерес исследователей. Значение и смысл изо-браженного понять весьма сложно. Мы можем лишь делать предположения, что хотели передать древние люди. Одним из наиболее распространенных типов изображений верхнего палеолита являются изображения животных. Есть рисунки, где показаны сцены принесения их в жертву. Они истекают кровью. Других зверей изображали на фоне каких-то кон-струкций, значение которых ученым не совсем ясно. Другой темой верхнепалеолитических пещер были модели или изо-бражения шатров или землянок. Есть предположение, что они являлись символом жилища умерших.

 

К этому же периоду относятся памятники, которые гово-рят о существовании культа мамонта. Наряду с ним сохра-няется также древний культ медведя. Вполне вероятно, что какое-то время оба культа сосуществовали. Некоторые ри-сунки медведя носят не совсем обычный характер: его неред-ко изображают с головой волка, хвостом зубра, иногда под шкурой медведя находится человек.


 

В 1940 г. найдена пещера Ляско, названная «палеолитиче-ской Сикстинской капеллой» из-за многообразия на ее стенах живописных изображений исключительной красоты 20-ты-сячелетней давности (большинство специалистов относят их к Мадленской эпохе)1. Эта пещера едва ли служила местом проживания древних людей, скорее всего, являлась святили-щем. В первом ее зале на стенах представлена длинная про-цессия разных зверей. Они явно куда-то направляются, во главе процессии идет очень странное существо. Человеческая голова имеет два прямых рога, зад — дикого быка с хвостом оленя и слоновьими ногами, горб зубра, передние ноги лоша-диные. По общему мнению исследователей, изображенное существо женского пола с признаками беременности. Осо-бо следует указать на трехметровые размеры создания. Суще-ствует множество версий по поводу странного рисунка, но ни одна из них так и не дала ответа на его загадку.

 

Еще одна важная тема верхнего палеолита — изобра-жения, женщин (рельефы, фигуры, рисунки). Женщины не отличаются ни красотой, ни грацией. Скорее наоборот, древние художники и ваятели подчеркивают основную соци-альную роль женщины — быть матерью, продолжательницей рода, хранительницей домашнего очага. «Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», бере-менной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность, так изображавшаяся, была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь... Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она — вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать»2.

 

Постепенно осваивающее хозяйство уступает место про-изводящему. Человек научился создавать пищу, а не только

 

1 Зубов А. Б. История религий. М., 1997. С. 87. 2 Зубов А. Б. Ibid. С. 93.


   

 

присваивать ее при помощи созданных им орудий. Произо-шел перелом в развитии материальной культуры. Он получил название неолитической, или аграрной революции. Впервые в истории человечества производящее хозяйство возникло в Передней Азии (IX-VIII вв. до н.э.). Медные орудия заме-няют каменные, наступает медно-каменный век (энеолит, или халколит). После идет бронзовый, который сменяется железным.

 

Сохранилось много различных памятников, относящих-ся к тому периоду. Погребальный культ стал сложнее и бо-гаче. Вожди, князья и цари брали с собой в могилу ценно-сти и украшения, их сопровождали убитые лошади (иногда люди), чтобы служить в мире мертвых. НЕД местом погре-бения насыпались высокие курганы, ставились памятники. Рядовых членов племени хоронили гораздо скромнее. В то время умерших часто сжигали, а не предавали земле. Видимо считалось, что вместе с огнем покойник быстрее возносится на небо. В бронзовый век люди почитали Солнце.

 

Относительно причин неолитической революции су-ществует несколько версий. Исследователи продолжают задавать себе вопрос, что же послужило основной причи-ной того, что охотник и собиратель превратился в оседлого земледельца и пастуха-скотовода. Термин «неолитическая революция» предложен британским археологом В. Г. Чайл-дом. Профессор Эдинбургского университета, он полагал, что переход от добывающей экономики к производящей произошел после великого оледенения. В результате тако-го гигантсткого природного катаклизма происходит сме-щение на север зон обильного увлажнения. Изменившиеся условия способствовали тому, что люди стали расселяться в оазисах, где было много воды. Сами природные условия заставили их бережнее относиться к природным ресурсам, искать пути и методы к их дальнейшему воспроизводству, что привело к тому, что люди научились выращивать злако-вые и бобовые.


 

Р. Дж. Брейдвуд утверждал, что неолитическая револю-ция — результат углубления «культурной дифференциации» и «специализации» сообществ: теперь уже человек не стре-мился за источниками пищи, он стал выращивать их там, где обитал. Постепенно возникает «оседлая» цивилизация, про-исходит разделение труда, появляются города, государства, письменность. М. Элиаде полагает, что открытие земледелия вызывает серьезные изменения в культовой символике. Ми-стические взаимоотношения с миром животных заменяют-ся отношениями с миром растений. Зерновые продукты ис-пользуются при проведениии различных важных культовых мероприятий. «Религиозное творчество было побуждено не эмпирическим феноменом сельского хозяйства, но тайной рождения, смерти и возрождения, явленной в ритме жизни растений». Потому-то предметы, связанные с обработкой и хранением зерна, встречаются ранее времени доместикации растений и встречаются именно в сакральной сфере1.

 

Как и его предки, обезьяны, древний человек зависел от сил природы. Однако его главным отличием от животных было то, что он умел устанавливать связи между различными явлениями, которые носили скорее эмоциональный, фанта-стический, а не логический характер. Анализируя проблемы первобытной культуры, Л. Леви-Брюль отмечает несколько важных обстоятельств.

 

1. Для сознания первовобытного человека не существует «чисто физического факта» — в том значении, которое мы придаем этому слову, его мышление является в своей осно-ве мистическим.

 

2. В восприятии первобытного человека объект представ-ляет собой единое целое, не расчленяется, скажем, на тело

 

и душу.

 

3. В восприятии первобытных людей большое значение имеют коллективные представления, на которое накладыва-ется мистический отпечаток.


 

1 Зубов А. Б. История религий. М., 1997. С. 104.


   

 

4. В мышлении первобытного человека на первый план выступают мистические свойства и отношения, которые не даны в опыте.

 

Для характеристики первобытного мышления Леви-Брюль вводит термин «пралогическое». Одной из важней-ших черт пралогического мышления является то, что оно не боится противоречий и относится к ним с безразличи-ем. В первобытном мышлении нет абсолютно четкого раз-личия между субъектом и объектом. Происходящее внутри первобытного человека и вне него представляет собой не-разрывную целостность. Члены сообщества осознавали свое единство друг с другом, что выражалось в тотемизме. Перво-бытные люди верили, что они связаны с определенным жи-вотным или видом растений. Эта вера — основа возникно-вения тотемизма. Группа кровных родственников, которую можно назвать тотемной, образовывала род. Тотемизм яв-лялся основной формой религии подобной родовой группы (рода). Как правило, она называлась по имени своего тотема (животного или растения).

 

Тотемизм сыграл важную роль в развитии первобытного общества. Его возникновение тесно связано с хозяйствен-ной деятельностью первобытного человека — собиратель-ством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом покло-нения. На первых этапах развития тотемизма такое по-клонение не исключало, а даже предполагало употребле-ние тотемных животных и растений в пищу1. Со временем происходило размежевание между различными тотемными группами. Формируется трайбализм: нормы, традиции и обычаи распространяются только на жителей деревни, но не на чужаков.

 

Не менее важную роль сыграло табу, тесно связанное с верой в тотемы. В первую очередь запрет налагался на браки


 

1 Основы религиоведения. М., 1994. С. 74.


 

между близкими родственниками. Кроме того, существова-ли и другие табу. В сущности, они представляли собой ком-плекс правил, согласно которым жили первобытные люди. Табу распространялись на еду, жилище, нормы поведения и т. д.

 

Анимистические представления (вера в духов) возника-ют, по всей видимости, еще до появления тотемизма. Термин «анимизм» происходит от латинского anima — душа. Осно-вателем теории анимизма был английский исследователь Э. Б. Тайлор. Его теория состоит в следующем. Размышляя над такими явлениями, как, например, сновидения, перво-бытный человек приходил к выводу, что существует душа, которая может быть отделена от тела. Различные предметы и природные явления, в окружении которых жил человек, также наделялись духами, которые могли как помогать лю-дям, так и вредить им. Другая предпосылка возникновения анимизма, по мнению Тайлора, состоит в том, что перво-бытный человек видел в предметах и явлениях окружающего мира нечто, похожее на себя. Дикарь полагал, что раз у него самого есть душа, значит, она должна быть и у всего осталь-ного, что окружает его.

 

Между анимизмом и тотемизмом существовали значи-тельные различия. У каждого племени был свой тотем. Од-нако Солнце, Луна, силы и явления природы существова-ли для всех. Первобытный человек полагал, что все имеет душу — от молнии и грома до реки или большого дерева. Од-новременно с тотемизмом и анимизмом формируется магия (от rp. mageia — колдовство). Первобытный человек создавал амулеты и талисманы, идолов. Нередко иметь дело с этими магическими предметами мог только колдун. Первобытные люди нередко обходились с фетишем без особых церемо-ний. Если, несмотря на настойчивое напоминание, фетиш не приносил желаемых результатов, его жестоко наказыва-ли, как если бы речь шла о провинившемся живом человеке.


   

 

. В тех случаях, когда фетиш раз за разом не выполнял просьб, его просто выбрасывали и заменяли новым1.

 

В первобытном мышлении уже формируются представле-ния о причинно-следственной связи. Первая из них состоит в том, что причина определенного несчастья приписывает-ся тому, что было нарушено табу. Во втором же случае не-счастья, обрушившиеся на голову племени, связываются с гневом предков или кознями какого-нибудь злого колдуна. Гадания и ордалия, испытания ядом помогают определить причину несчастий. Еще одна немаловажная черта, свой-ственная первобытному мышлению, по мнению Леви-Брю-ля, состоит в том, что для него не существует, да и не'может существовать ничего случайного. Идеи Леви-Брюля были переосмыслены французским исследователем Клодом Леви-Строссом. Он полагал, что первобытное мышление ориенти-ровано на опосредование противоречий, а не на их снятие.

 

Важную роль в первобытном мышлении играет бессо-знательное. «Содержания коллективного бессознательно-го — это результат психического функционирования ряда предков, то есть в их совокупности это природный образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет»2. Это символические, мифологические образы, в кото-рых находит выражение гармония познающего субъекта с познаваемым объектом.

 

Из этой «матрицы опыта», полагает Юнг, произошли вся мифология, все откровения. Оттуда же выйдут новые идеи о мире и человеке. И все же бессознательное — это не открове-ние. Оно требует осмысления и «перевода» на язык той или иной исторической эпохи. И в том случае, если этот «пере-вод» состоится, произойдет великая встреча. Находящийся внутри нас исторический, всеобщий человек протянет руку человеку индивидуальному. Современный мир приобщится


 

1 Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983. Гл. 3.

 

2 Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. СПб., 2002. С. 263.


 

к древнему опыту человечества. Примерно так первобытный человек общался со своими предками-тотемами в ходе ри-туальной трапезы.

 

В мифах часто встречается образ Луны. По мнению Юнга, она представляет собой «изменчивое переживание ночи». У первобытного человека Луна может вызывать различные переживания. Прежде всего, переживание сексуальное. Во многих мифах Луна — это жена Солнца. Автор полагает, что женщина для первобытного человека была «событием ночи», поскольку именно это время дня обычно отводилось для по-ловых сношений. Однако Луна может быть связана и с дру-гими образами. Ночной сон нередко нарушают злые мысли о власти и мести, рождается иная мифологическая трактовка Луны как обделенного брата Солнца, замыслившего отмще-ние. Кроме того, Луна способна предстать перед человеком как хранилище душ мертвых, ибо мертвые нередко навещают нас во сне, или же мысли о них тревожат нас во время бес-сонницы, и это тоже происходит ночью, когда на небе цар-ствует Луна.

 

Для первобытного человека сексуальность способна представать в различных образах: это и бог плодородия, и женщина-демон, которую Юнг характеризует «по-животно-му сладострастной». Даже черт с козлиными ногами, даже змея, вызывающая у нас страх, могут быть поставлены в этот ряд, по мнению автора. Первобытного человека на каждом шагу подстерегала опасность, которую олицетворяли раз-личные чудовища. Согласно Юнгу, первобытные люди жили почти бессознательно.

 

Первые мифы были тотемистическими. Люди обряжа-лись в шкуры тотемных животных. Тотемистические пля-ски — попытка рассказать соплеменникам о жизни пред-ков. Со временем ритуалы стали носить более развернутый характер. Соблюдался строгий порядок в танцевальных сценах, ритмах, который передавался из поколения в поко-ление. Теперь они превратились в связный согласованный


   

 

рассказ о жизни тотемистических предков. Большое значе-ние имели мифы о культурных героях. На первых порах эти представления также были тесно связаны с представления-ми о тотемистических предках. В дальнейшем они обретают индивидуальные черты и собственные имена. Возникает га-дательная магия (мантика). Позже люди стали считать, что сверхъестественная сила может передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Такую форму религии на-зывают эманизмом.

 

«Преображение человеческого вида, наступившее в се-редине палеолитического периода, возможно, было самым эпохальным событием человеческой истории и остается таковым вплоть до настоящего времени, ибо в тот момент Предчеловек сумел превратиться в Человека, но Человеку так и не удалось с тех пор выйти на сверхчеловеческий уро-вень, как бы он к тому ни стремился»1.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ВасильевЛ.С.ИсториярелигийВостока.М.,1983.

 

ЗубовА.Б.Историярелигий.М.,1997.

 

Основырелигиоведения//Подред.Н.И.Яблокова.М.,1994.

 

СеменовЮ.И.Возникновениекультурыиееранниеформы//

 

ИсториякультурыРоссии.М.,1993.

 

ТайлорЭ.Б.Первобытнаякультура.М.,1989.

 

ТойнбиА.Дж.Постижениеистории.М.,1991.

 

ЮнгК.Г.Проблемыдушинашеговремени.СПб.,2002.


 

 

1 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 233.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коллиз.привязки: определение и виды. | Краткое описание и история предприятия. Общая характеристика деятельности предприятия


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных