ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня: 1. федеральные налоги и сборы; 2. региональные налоги и сборы; 3. местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам отнесены: 1. налог на добавленную стоимость; 2. акцизы; 3. налог на доходы физических лиц; 4. налог на прибыль организаций; 5. налог на добычу полезных ископаемых; 6. водный налог; 7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8. государственная пошлина (ст. 13 Налогового кодекса РФ). Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ. К региональным налогам относятся: 1. налог на имущество организаций; 2. налог на игорный бизнес: 3. транспортный налог (ст. 14 Налогового кодекса РФ). Местными налогами являются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. К местным налогам относятся: 1. земельный налог; 2. налог на имущество физических лиц (ст. 15 Налогового кодекса РФ). Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. К специальным налоговым режимам относятся: 1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2. упрощенная система налогообложения; 3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. 3. Налоговое право: предмет, метод, система, источники. Предмет налогового права - совокупность общественных отношений, формирующихся в сфере налогообложения. Предмет налогового права состоит из следующих отношений. Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на поведение и волю участников регулируемых отношений. Особенная часть Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную. • нормы. 2, Общая часть включает в себя нормы, устанавливающие: «Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время завершается процесс их кодификации, и Характеристика источников налогового права Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из: представительными органами местного самоуправления. Общее налоговое законодательство -иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права. 4. Законодательство о налогах и сборах: понятие и принципы. Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 Налогового кодекса РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из Налогового кодекса РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе: 1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; 2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5. формы и методы налогового контроля; 6. ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц (п. 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ). Действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 1 Налогового кодекса РФ). Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ). Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 1 Налогового кодекса РФ). Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 2 Налогового кодекса РФ). К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (п. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ). Налоговое законодательство – это совокупность правовых норм, закрепленных в законах РФ и в законах субъектов РФ, актах органов муниципальных образований, которые устанавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. 5. Действие законодательства о налогах и сборах в пространстве и во времени. Действие актов законодательства во времени. В соответствии со ст. 5 НК РФ существуют следующие группы законодательных актов: 6. Понятие, виды, значение элементов закона о налоге. Элементы закона о налоге (элементы налога) — это закрепленные в законе слагаемые налоговых формул, определяющие налоговое обязательство. Они делятся на существенные и факультативные. Те элементы юридического состава налога, без которых налоговоеобязательствои порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными (обязательные) элементами юридического составаналога. К ним относятся: · налогоплательщик (субъект налога); · объект налогооблажения; · налогооблагаемая база; · налоговый период; · налоговая ставка; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога. Кроме указанных элементов, существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии его надлежащего исполнения. К ним относятся: · порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; · ответственность за налоговые правонарушения. Факультативные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о налоге. В Российской Федерации вопросы взимания недоимок и возврата налогов, налоговой ответственности решены в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Эти нормы применимы в отношении любого налога, они характеризуют выполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате всех налогов в целом и конкретных налогов в частности. Угроза применения мер ответственности – «приводной ремень» налогового механизма. К факультативным элементам следует также отнести и налоговые льготы.Налоговый кодексРоссийскойФедерацииопределяет, что «в необходимых случаях при установленииналогав актезаконодательстваоналогахи сборах могут также предусматриватьсяналоговые льготыи основания для их использованияналогоплательщиком» (п. 2 ст. 17 части первой НК РФ). Также можно определить дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства: · предмет налога; · масштаб налога; · единица налога; · источник налога; · налоговый оклад; · получатель налога. Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить: • обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения; • границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика. Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях (налоговые лазейки) или к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона. Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение. Статья 57 Конституции РФ гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге. Исходя из смысла ст. 57 установить налог – это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог – это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.). Так, в ст. 13–15 части первой Налогового кодекса Российской федерации содержится перечень федеральных, региональных и местных налогов. Однако нельзя сказать, что Кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно на основании указанных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления и уплаты налогов. Разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства». Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-то причине не установил и/или не определил хотя бы одного из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 части первой НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщикии следующие элементыналогообложения, а именно:объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;налоговая ставка; порядок исчисленияналога; порядок и сроки уплатыналога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникаетобязанностипо его уплате.Пункт6 ст. 3 НК РФ также закрепляет, что «при установленииналоговдолжны быть определены все элементыналогообложения». 7. Характеристика обязательных элементов закона о налоге. Те элементы юридического состава налога, без которых налоговоеобязательствои порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными (обязательные) элементами юридического составаналога. К ним относятся: · налогоплательщик (субъект налога); · объект налогооблажения; · налогооблагаемая база; · налоговый период; · налоговая ставка; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога. Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возлагается обязанность уплачивать налоги. Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди физических лиц выделяют группу индивидуальных предпринимателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Объе́кт нало́гообложе́ния – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение уналогоплательщикаобязанности по уплате налога. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ (ст. 53 Налогового кодекса РФ). Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 Налогового кодекса РФ). Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (ст. 52 Налогового кодекса РФ). 8. Налоговое правоотношение: понятие, особенности, элементы, виды. 1. Налоговые правоотношения -это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права. 2. Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями: Под составом конкретного налогового правоотношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным подходом права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков и др.) в составе налогового правоотношения выступают в качестве их юридических свойств. строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента: Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участников рассматриваемых общественных отношений. При этом материальное содержание налоговых правоотношений представляет собой поведение сторон (действие либо налоговые органы; таможенные органы. 9. Налогоплательщик как субъект налогового правоотношения: общая характеристика, права и обязанности. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделенияроссийских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию(в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъясненияпо вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НКРФ; 5) на своевременный зачет или возвратсумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение актасовместнойсверкирасчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны; 14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; 15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. 2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. 3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. 4. Любой из участников договораинвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленномпорядкеакты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. 1. Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НКРФ; 3) вести в установленном порядке учетсвоих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учетадоходов и расходов и хозяйственных операций;представлятьв налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральнымзаконом"О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральнымзакономне обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета; 6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; 9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. 2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: 1) об открытии или о закрытии счетов(лицевых счетов) - в течение семиднейсо дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности; 1.1) о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежадля переводов электронных денежных средств - в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) такого права; 2) обо всех случаях участияв российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; 3) обо всех обособленных подразделенияхроссийской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации; в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации; 3.1) обо всех обособленных подразделенияхроссийской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией): в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства); в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения); 4) о реорганизацииили ликвидации организации - в течение трехднейсо дня принятия такого решения. 3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщатьв налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. 4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательствомТаможенного союза изаконодательствомРоссийской Федерации о таможенном деле. 7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2и3настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если указанные сообщения переданы в электронной форме, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписьюлица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя. Формыиформатысообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2и3настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. 10. Защита прав и законных интересов налогоплательщика: понятие и способы. Классификация способов защиты прав субъектов правоотношений: · президентский; · административный; · судебный; · прокурорский; · самозащита прав. Президентский способ защиты нарушенных прав обусловлен финансовой компетенцией Президента РФ. В целях осуществления Президентом контрольных полномочий в структуре его Администрации образовано самостоятельное подразделение - Контрольное управление. Его функции составляют действия контрольного характера. Вместе с тем Налоговый кодекс устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов: · во-первых, ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать их права; · во-вторых, нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренным не Налоговым кодексом, а иным федеральным законодательством. Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности принадлежит Прокуратуре РФ, которая согласно Конституции РФ (ст. 129) и Закону "О прокуратуре Российской Федерации" составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение нарушителей к ответственности. Способы защиты нарушенных прав налогоплательщиков имеют законодательно установленные гарантии реализации. Так, НК РФ устанавливает презумпцию правоты налогоплательщика в случаях неустранимости сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах (ст. 3); предоставляет налогоплательщикам право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, которые не соответствуют НК РФ или иным федеральным законам (ст. 21); предусматривает возможность защиты налогоплательщиком своих прав после окончания производства по делу о налоговом правонарушении посредством использования процедуры изменения сроков уплаты налогов и пеней в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита (ст. 63-67). Своеобразной гарантией соблюдения финансовых интересов налогоплательщиков является ст. 59 НК РФ, согласно которой при невозможности взыскания с налогоплательщика или налогового агента недоимки и пени по причинам экономического, социального или юридического характера такая задолженность признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ или соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. В результате при невозможности взыскания задолженности по фискальным платежам и при наличии установленных законодательством причин орган исполнительной власти определенного территориального уровня имеет право "простить" налогоплательщику его долги. Однако следует обратить внимание на слабую правовую регламентацию механизма реализации положений ст. 59 НК РФ, что создает предпосылки для злоупотребления налогоплательщиками своими правами в ущерб финансовому благополучию государства. Таким образом, защита прав налогоплательщиков - это система юридических и организационных гарантий соблюдения установленных национальным и международным правом прав и законных интересов налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений, а также конкретные действия участников налоговых правоотношений, направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров. Основными способами защиты прав налогоплательщиков являются административный и судебный способы защиты. В современной юридической литературе выделяют различные основания для классификации способов защиты прав, однако наиболее применимой с практической точки зрения является классификация способов защиты в зависимости от субъекта (органа), рассматривающего спор. Таким органом может быть арбитражный суд либо вышестоящий налоговый орган. В рамках судебного рассмотрения можно выделить защиту прав налогоплательщиков в зависимости от правовой природы заявленных требований: · признание незаконным нормативного акта; · признание незаконным ненормативного акта, действий (бездействия) налогового органа (должностного лица); · обязание налогового органа возвратить (зачесть) сумму излишне уплаченного (взысканного) налога или возместить сумму налога на добавленную стоимость. Согласно теории права первые два способа реализуются путем "особого" производства, последний - в рамках исковой защиты. 11. Особенности правового статуса налоговых органов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|