Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления




 

Статья 294. Право хозяйственного ведения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 294 ГК РФ

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 295 ГК РФ

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

 

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в статью 296 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 296. Право оперативного управления

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 296 ГК РФ

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

ГАРАНТ:

О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий см. Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205

 

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 297 ГК РФ

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

 

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 298 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 298 ГК РФ

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

ГАРАНТ:

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

 

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 299 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

 

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 2 статьи 299 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 299 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

 

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ в статью 300 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 300 ГК РФ

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

39. Вещные права на земельные участки. Сервитуты.

По статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, иными федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Юридическим фактом возникновения земельных правоотношений, а, следовательно, и прав на землю являются, в частности: гражданско-правовые сделки, решения органов исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о продаже земельных участков, судебные решения и иные случаи, установленные законодательством.

Особым основанием возникновения права частной собственности на землю граждан и юридических лиц является приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Ее основу составляют специальные нормативные правовые акты, регулирующие проведение земельной реформы, в ходе которой значительная часть государственных и муниципальных земель была передана в частную собственность граждан и юридических лиц на основании актов о приватизации.

Земельные участки могу принадлежать гражданам на праве:
• собственности,
• постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (возникшие до введения в действие Земельного кодекса РФ),
• ограниченного пользования земельным участком (сервитут),
• аренды
• безвозмездного срочного пользования.

Юридическим лицам земельные участки могут принадлежать на праве:
• собственности,
• постоянного (бессрочного) пользования (только определенной категории юридических лиц),
• ограниченного пользования земельным участком (сервитут),
• аренды
• безвозмездного срочного пользования.

Органам государственной власти и местного самоуправления земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования. Возможно также заключение договора аренды и установление права ограниченного пользования земельным участком (сервитут).

Иностранные граждане и лица без гражданства могут владеть земельными участками на территории Российской Федерации на праве аренды.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим земельным участком. Это значит, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свой земельный участок в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения земельным участком, отдавать его в залог и обременять другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В норме об оборотоспособности объектов гражданских прав о земельных участках сказано: земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ч. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, любой владелец земельного участка, как на праве собственности, так и на любом ином праве может распоряжаться своей землей только в рамках установленных законом ограничений по оборотоспособности земли, как главного природного ресурса.

После введения в действие Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Но при этом такое право, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Объем прав лиц на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, включает в себя владение и пользование земельным участком без ограничения срока, но распоряжение такими земельными участками указанными лицами невозможно.

В настоящее время не допускается предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения. Такое право было установлено ранее действовавшим законодательством, поэтому при подготовке нового Земельного кодекса РФ учитывалась необходимость регламентирования правового статуса таких земельных участков. Новый Земельный кодекс РФ установил: распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Гражданин, владеющий земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, вправе передать его по наследству, тогда как при владении земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования передача прав в порядке наследования не происходит. В данном случае при наступлении смерти гражданина, права на земельный участок утрачиваются. Именно поэтому с целью сохранения таких земельных участков для наследников необходимо регистрировать право собственности на них по «дачной амнистии» (ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), особенно в случаях отсутствия объектов недвижимости на земельном участке.

Общие положения об аренде земельных участков установлены гражданским законодательством. По договору аренды предусматривается передача земельных участков во владение и пользование арендатора, который в свою очередь обязан уплачивать собственнику арендные платежи. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ.

Не могут быть предоставлены в аренду земельные участки, изъятые из оборота. Перечень таких земельных участков установлен частью 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ. К ним относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, в частности, государственными природными заповедниками и национальными парками, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, объектами организаций федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны и другими объектами, связанными с выполнением государственных задач.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком.
Сервитуты могут устанавливаться в целях:
• прохода или проезда через земельный участок;
• использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
• размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
• проведения дренажных работ на земельном участке;
• забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
• прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
• в других случаях, установленных земельным законодательством.

Различают частный и публичный сервитуты. Для установления частного сервитута необходимо заключение договора между заинтересованными лицами в порядке, установленном гражданским законодательством. Частный сервитут, как правило, носит возмездный характер.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Любой вид сервитута подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Право безвозмездного срочного пользования может быть приобретено в определенных случаях и в порядке, установленными земельным законодательством. К примеру, на таком праве земельные участки могут предоставляться из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ на срок не более чем один год; из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; из земель организаций, указанных в пункте 2 статьи 24 ЗК РФ, гражданам в виде служебного надела; из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям в соответствии с положениями ЗК РФ.

Так называемые служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков.

Договор о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования заключается на определенный срок и не предусматривает платежей за использование земли.

Права на землю могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). В указанных случаях земельное законодательство допускает ограничение земельных прав, которое представляет собой стеснение прав и интересов субъектов в целях достижения разумного баланса между интересами обладателей земельных участков и иных лиц, а также охраны земель (ст. ст. 12 - 13 ЗК РФ).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных