Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стоимостная оценка акций




Первая оценка акций по российскому законодательству в период ее выпуска номинальная. Номинал акции - это то, что указано на ее лицевой стороне, поэтому иногда ее называют лицевой, или нарицательной, стоимостью. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой и обеспечивать всем держателям акций этого общества равный объем прав.

По Федеральному закону «Об акционерных обществах» уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, иначе говоря, равен сумме номиналов акций в обращении.

Предприятие, выпустившее акцию с указанием ее номинальной, т.е. нарицательной, стоимости, еще не гарантирует ее реальную ценность. Такую ценность определяет рынок.

Затем стоимостная оценка акций происходит при их первичном размещении, когда необходимо установить эмиссионную стоимость - это цена акции, по которой ее приобретает первый держатель. По существующему законодательству эмиссионная цена акции превышает номинальную стоимость или равна ей. Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по их номинальной стоимости. При всех последующих выпусках реализация акций осуществляется по эмиссионной цене, ориентированной на рыночную.

Превышение эмиссионной цены над номинальной стоимостью называется эмиссионной выручкой, или эмиссионным доходом. Он не может быть использован на цели потребления и должен быть присоединен к собственному капиталу акционерного общества. Эмиссионная цена может быть ниже рыночной. Это возможно, во-первых, в том случае, если акционер использует имеющееся у него преимущественное право приобретения акций со скидкой 10% рыночной цены. Таким образом, эмиссионная цена для него составляет 90% рыночной. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредников по цене, которая не может быть ниже их рыночной стоимости более чем на размер вознаграждения посредника. Таким образом, эмиссионная цена равна рыночной минус вознаграждение посредника.

Следовательно, уже на стадии эмиссии акций, определяя перспективы продажи новых обыкновенных акций и время их выпуска, возникает потребность в рыночной оценке.

«Рыночной стоимостью имущества, включая стоимость акций или иных ценных бумаг общества, является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы приобрести» (Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями).

Таким образом, на ликвидном эффективном рынке ценных бумаг рыночная цена акции - это стоимость в текущих ценах по сделкам, заключенным в каждый момент времени, не более и не менее.

Рыночная (курсовая) цена - это цена, по которой акция продается и покупается на вторичном рынке.

Рыночная цена обычно устанавливается на торгах на фондовой бирже и отражает действительную цену акции при условии большого объема сделок. Биржевой курс как результат биржевой котировки определяется равновесным соотношением спроса и предложения. Цену предложения (оферту) устанавливает продавец, цену спроса (бид) - покупатель (рис. 2).

Как правило, между ними находится цена исполнения сделки, т.е. цена реальной продажи акций, называемая курсовой (рыночной) ценой. Курсовая цена бумаги при большом спросе может равняться цене предложения, а при избыточном количестве ценных бумаг цене спроса. Таким образом, реальная курсовая цена складывается под влиянием ожиданий продавца и покупателя ценных бумаг.

Так как представления инвестора о доходности акции меняются, то меняются и цены. Цена, по которой совершается первая сделка, называется ценой открытия, а цена, по которой совершается последняя сделка, -- ценой закрытия.

В течение дня устанавливается высшая и низшая цены на акцию. Высшая и низшая цены на акцию определяются не только за день, но и за более продолжительные периоды неделю, месяц, квартал, год. Это позволяет установить тенденцию рыночной цены на ту или иную акцию. Цена открытия текущего дня может существенно отличаться от цены закрытия предыдущего рабочего дня биржи. Изменение цены является одним из показателей биржевой активности.

При стоимостной оценке акций важную роль играет книжная, или балансовая, стоимость. Ее определяют эксперты как частное от деления стоимости чистых активов компании на количество выпущенных акций, находящихся в обращении. Такая оценка доступна очень узкому кругу инвесторов. Если курсовая цена превышает балансовую, то это является основой для биржевого роста цены.

Кроме того, выделяют ликвидационную стоимость. Она определяется только для привилегированных акций и устанавливается при эмиссии.

Доходность акций

Инвестиции в акции являются разновидностью финансовых инвестиций, т.е. вложением денег в финансовые активы с целью получения дохода. Доходными будут считаться такие вложения в акции, которые способны обеспечить доход выше среднерыночного.

Получение именно такого дохода и есть цель, которую преследует инвестор, осуществляя инвестиции на фондовом рынке. При этом доход, который может принести акция, обращаясь на фондовом рынке, интересует в основном портфельного инвестора.

Являясь держателем (владельцем) ценной бумаги, инвестор может рассчитывать только на получение дивиденда по акциям, т.е. текущие выплаты по ценной бумаге (В).

После реализации акции ее держатель может получить вторую составляющую совокупного дохода прирост курсовой стоимости. Количественно это обозначается как доход, равный разнице между ценой продажи (Ц1) и ценной покупки (Ц0). Естественно, при превышении цены продажи над ценой покупки (Ц1 > Ц0) инвестор получает доход (Д = Ц1 - Ц0), а при снижении цен на фондовом рынке и соответственно снижении цены продажи по сравнению с ценой покупки (Ц1 < Ц0) инвестор имеет потерю капитала (П = Ц1 - Ц1).

Кроме того, следует иметь в виду, что расчет дохода по акциям зависит от инвестиционного периода.

Если инвестор А осуществляет долгосрочные инвестиции, и в инвестиционный период, по которому происходит оценка доходности акции, не входит ее продажа, то текущий доход определяется величиной выплачиваемых дивидендов (В). При такой ситуации рассматривают текущую доходность (Дх), которую рассчитывают как отношение полученного дивиденда к цене приобретения акции (Ц0).

Кроме того, можно рассчитывать текущую рыночную доходность {Дхр), которая будет зависеть от уровня цены, существующей на рынке в каждый данный момент времени (Цр):

Если инвестиционный период, по которому оцениваются акции, включает выплату дивидендов и заканчивается их реализацией, то доход определяется как совокупные дивиденды с учетом изменения курсовой стоимости, т.е.

Д = У Вi1 + (Ц1 - Ц0).

Доходность является конечной (Дхк), когда инвестор реализовал свою ценную бумагу.

Если инвестиционный период не включает выплаты дивидендов, то доход образуется как разница между ценой покупки и продажи. Таким образом, Д = Ц1 - Ц0 и может быть любой величиной: положительной, отрицательной, нулевой.

Если выплата дивидендов не производится, то конечная доходность акции рассчитывается как отношение разницы в цене продажи и покупки к цене покупки:

К основным факторам, влияющим на доходность акций, можно отнести:

размер дивидендных выплат (производная величина от чистой прибыли и пропорции ее распределения);

колебания рыночных цен:

уровень инфляции:

налоговый климат.

Сбережения некоторых инвесторов направляются в те ценные бумага, где обеспечиваются максимальные колебания курсовой разницы, определяемые спросом и предложением, но отнюдь не эффективностью производства. Рост или падение прибыльности производства практически не отражается на доходности акции через изменение ее курсовой цены.

Оценивая влияние инфляции на доходность акций, следует иметь в виду, что, прежде всего уровень инфляции влияет на страновую миграцию капитала.

На доходность акций оказывают влияние также макроэкономические факторы: уровень инфляции, ставки налогообложения и т.п.

  Версия для печати
Облигация. Общая характеристика. Виды облигаций
 

Облигация — ценная бумага на предъявителя, дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированного процента. Облигация подлежит выкупу в течение обусловленного при выпуске займа срока.

В общем плане облигации представляют собой долгосрочные долговые обязательства с фиксированным процентом. Различают три основных категории облигаций: облигации корпораций, облигации федерального правительства и муниципальные облигации.

Облигации корпораций — это обязательства корпораций перед кредиторами о выплате в установленные сроки суммы долга и процентов по полученным займам. Облигации являются выразителями заемного капитала, т. е. для корпорации они являются долговыми бумагами. Держатели облигаций являются кредиторами корпорации. В связи с этим они не имеют права голоса и не могут участвовать в управлении компанией-эмитентом, но в то же время по облигации обязаны выплачивать проценты, причем делать это до рассмотрения вопроса о дивидендах по акциям. Кроме того, при ликвидации компании облигационеры имеют преимущественные права по сравнению с акционерами.

Облигационные отношения оформляются специальным договором между фирмой-эмитентом и инвестором, по условиям которого корпорация обязуется возместить инвестору предоставленную им сумму в установленный срок, а также в течение всего срока, на который выпущена облигация, выплачивать проценты по установленной ставке. Облигационер получает соответствующий документ, подтверждающий факт его владения облигациями, — облигационный сертификат, в котором указываются название компании-эмитента, номинал, ставка процента, а также имя «платежного агента» как по процентам, так и по капитальной сумме облигации.

Виды облигаций:

1. Купонные облигации или облигации на предъявителя. К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически, купон — своеобразный простой вексель на предъявителя. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, корпорация не регистрирует, кто является их собственником. Хотя они больше не выпускаются, старые выпуски все еще обращаются на рынке.

2. Именные облигации. Большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый — с указанием нового владельца облигаций.

3. «Балансовые» облигации. Их выпуск не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и т. п., просто все необходимые данные об облигационере вводятся в компьютер.

В зависимости от обеспечения облигации разделяются на:

1. Обеспеченные облигации. Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:

а) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом корпорации;

б) облигации с залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другой;

в) облигации с залогом оборудования — выпускаются транспортными корпорациями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства.

2. Необеспеченные облигации — не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, а ставка процента по ним более высокая.

3. Другие виды облигаций;

а) облигации с доходом на прибыль предусматривают выплату процентов только в том случае, если у корпорации имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а вы плата процентов зависит от решения совета директоров;

б) гарантированные облигации; они гарантируются не корпорацией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего они используются транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие;

в) бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не приносят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с диконтом, а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа.

26. Участники рынка ценных бумаг.

Существуют различные классификации участников рынка ценных бумаг. Наиболее
известной является следующая группировка:

§ Эмитенты (те, кто поставляет на рынок ценных бумаг свои финансовые
инструменты);

§ Инвесторы (те, кто приобретает финансовые инструменты, поставляя на рынок капитал);

§ Посредники (те, кто помогает эмитентам и инвесторам обмениваться соответственно финансовыми инструментами и капиталом);

§ Инфраструктура (те, которые принимают на себя определенные виды рисков
участников рынка);

§ Регулирующие органы (государство и саморегулируемые организации).

Схема взаимодействия участников рынка ценных бумаг приведена на рис. 1.6.

Рисунок 1.6. Взаимодействие участников рынка ценных бумаг

Рассмотрим названных участников рынка ценных бумаг

Эмитенты

Строго говоря, эмитентом ценных бумаг является лицо, осуществляющее эмиссию
эмиссионных ценных бумаг (напомним, что, например, в России к эмиссионным ценным бумагам относятся только акции, облигации и опционы эмитента). В рамках же приведенной выше классификации, термин эмитент используется в широком смысле слова, без ограничения по видам ценных бумаг.

Эмитент — это юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Эмитентов ценных бумаг можно разделить на две большие группы: государство и
корпорации.

Государство осуществляет эмиссию в основном долговых ценных бумаг. В разных
странах эти бумаги имеют особенности выпуска и отличия в названиях.
Корпорации могут быть эмитентами различных ценных бумаг, но особого внимания заслуживает эмиссия акций и облигаций.

Инвесторы

Инвесторов, как участников рынка ценных бумаг, можно разделить на институциональных и индивидуальных (см. рис. 1.7.).

Рисунок 1.7. Классификация инвесторов на рынке ценных бумаг.

Инвестор — юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или привлеченные средства в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Отличительной особенностью институциональных инвесторов является выделение
финансового института как специализированного хозяйствующего субъекта,
осуществляющего операции на финансовом рынке.

В России на начало 2011г. работают 4120 институциональных инвестора, в том числе: 449 управляющих компании, 1136 коммерческих банка, 660 страховых компаний, 1875 коллективных инвесторов.

Особое место среди институциональных инвесторов занимают коллективные
инвесторы, отличающиеся определенными признаками.

В экономическом плане понятие “коллективное инвестирование” означает такую схему организации инвестиционного бизнеса, при которой средства, осознанно и целенаправленно вложенные мелким инвестором в определенное предприятие (фонд), аккумулируются в единый пул под управлением профессионального управляющего с целью их последующего прибыльного вложения.

Форма коллективного инвестирования характеризуется одновременно следующими признаками:

§ привлечение средств путем размещения ценных бумаг или заключения договоров;

§ осуществление в качестве основной деятельности инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги и иное имущество;

§ получение основной доли доходов в форме дивидендов, процентов и доходов от сделок, совершаемых с этим имуществом;

§ распределение доходов, полученных от инвестирования, между участниками
коллективного инвестирования путем выплаты им дивидендов, процентов или иных выплат.

С точки зрения операционной деятельности коллективные инвесторы имеют ряд
характерных отличительных черт:

§ лица, предоставляющие свои денежные средства финансовому посреднику
(управляющему), сами несут риски, связанные с инвестированием;

§ управляющий объединяет средства многих лиц (как физических, так и юридических), обезличивая отдельные взносы в едином денежном пуле и усредняя тем самым указанные риски для участников коллективной инвестиционной схемы;

§ в отличие от ряда традиционных форм инвестирования (банки, страховые компании, индивидуальные пенсионные счета и др.), схемы коллективного инвестирования не предполагают обещания заранее оговоренных фиксированных выплат;

§ инвестор, участвующий в коллективных инвестиционных схемах, осведомлен о направлениях инвестирования собранных средств и имеет в связи с этим возможность выбрать ту схему (форму) инвестирования, которая в наибольшей степени соответствует его инвестиционным предпочтениям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных