Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет систему организации обучения.

Тема 1.10 Формы организации обучения

1. Сущность форм и систем организации обучения, их генезис.

Понятие формы организации обучения. Генезис форм организации обучения. Характеристика форм обучения.

 

 

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных организационных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения, количеством учащихся, местом и временем учебной работы учащихся, обеспеченностью учебными пособиями и т.п.

Форма организации обучения – это внешняя сторона организации процесса обучения.

Форма обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет систему организации обучения.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки, теории и практики.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные системы обучения, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учащихся, степенью их самостоятельности и спецификой руководства процессом обучения со стороны учителя: индивидуальная, классно-урочная и лекционно-семинарская системы.

Основные системы организации педагогического процесса
Индивидуальная Индивидуально-групповая Классно-урочная система Лекционно-семинарская
Передача опыта от одного человека другому. Учащиеся индивидуально занимаются в доме учителя или ученика. Возможность обучения незначительного числа учащихся Наст. время: Репетиторство Тьюторство (подготовка к мероприятиям) Менторство (помощник в изучении предмета) Гувернерство (семейное обучение) Учитель, заниямаясь с группой детей (10-15ч) обучает индивидуально. Изложив материал одному, он дает ему задание для СР и переходит к другому. Закончив работу с последним, учитель возвращается к первому, проверяет задание и т.д. Обучение строго индивидуализировано. Одновременно могли заниматься обучающиеся разного уровня подготовки, разного возраста. Сроки обучения индивидуализированы. Наст время: Малокомплектные школы Твердо регламентированный режим обучения. XIIв Я.А.Коменский «Великая дидактика». Учебный год, классы, уроки, перемены, четко организованные уроки. К.Д.Ушинский – обосновал преимущество данной системы и разработал стройную теорию урока. Изменения: · Белль-ланкастерская (свящ.А.Белль и учитель Д.Ланкастер) · Батавская (г.Батавия, шт.Нью-Йорк) · Мангеймская (г.Мангейм) · Дальтон-план (г.Дальтон, США) · Бригадно-лабораторная система · Проектная система обучения ВУЗ и послевузовское обучение Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, практика, коллоквиумы, зачеты и экзамены

 

Классно-урочная система претерпевала критику и изменения, но в настоящее время остается самой распространенной.

Многообразие современных форм обучения можно классифицировать по различным основаниям.

Классификация форм организации обучения:

1) По количеству учащихся: индивидуальные, групповые, парные

2) По месту организации обучения: аудиторные и внеадиторные

3) По продолжительности проведения обучения: классический урок (45мин), спаренное занятие (90 мин), уроки «без звонков»

4) По характеру управления учебно-познавательной деятельностью учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная

Фронтальная Групповая Индивидуальная
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей и определяет единый темп работы. Рассчитана на «среднего» ученика. Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя: § Звеньевые (постоянные группы учащихся) § Бригадные (временные группы) § Кооперированно-групповые (каждая группа выполняет часть общего задания) § Дифференцированно-групповые (разделены по возможностям) Не предполагается непосредственного контакта учащихся с другими учениками. Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей: § Индивидуализированные § Индивидуализированно-групповые.

5) С точки зрения решения целей образования и систематичности применения:

ü основные (урок)

ü дополнительные (лекция, семинарские и практические занятия, домашняя самостоятельная работа, консультация, конференции, зачеты, экзамены и т.п.)

ü вспомогательные (факультативы, кружковая и клубная работа)

       
   
 
 

 

 


Таким образом, формы и системы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме. Наиболее устойчивой и перечисленных форм организации обучения оказалась классно-урочная система. Она социально-обусловлена, регламентирует совместную деятельность педагогов и обучающихся, определяет соотношение индивидуального и коллективного, степень активности в учебной деятельности и способы руководства ею со стороны учителя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение задач по практическим занятиям | Свободные незатухающие колебания


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных