ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретические основы развивающего образованияТема 3.2. Педагогические технологии дошкольного образования Теоретические основы развивающего образования Под развивающим образованием следует понимать следующее: 1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом. 2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития 3.Знания являются средством развития способностей личности 4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса 5.Субъектно-субъектные отношения («диалоговое обучение») 6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению 7.Психолого-педагогические новообразования (воображение, произвольность в эмоциональной сфере, интеллектуальные новообразования) являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса 8.Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка 9.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала Основоположник теории развивающего обучения Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов. Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития. Принципы развивающего обучения: - принцип субъектности образования; - принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; - принцип учета сензитивных периодов развития; - принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; - принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития; - принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности; - принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; - принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; - принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; - принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; - принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности. Основные новообразования в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эльконину), закономерности развития психических функций детей дошкольного возраста Новообразования: детское мировосприятие, этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность поведения, личное дознание. Закономерности развития психических функций: Дети от 1 года до 3-х лет: быстрый темп физического и психического развития, формирование речи, действий с предметами, образа «Я», приобретение первоначального социального опыта, потребность в общении (ситуативно личностное и ситуативно-деловое) с взрослыми. Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивный. Зарождение сюжетно-ролевых игр рядом со сверстниками и взрослым, формирование сенсорной культуры. Кризис 3-х лет – «Я сам». Дети от 3-х до 7 лет: развитие всех психических процессов и функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) и формирование их произвольности, соподчинения мотивов. Ведущий вид деятельности: игра. Кризис 7-ми лет: учебная деятельность. Для организации в ДОУ развивающего обучения можно использовать все методы и приемы (наглядные, словесные, игровые и практические). Приоритет остается за игровыми методами и приёмами, инновационными педагогическими технологиями: - игровые технологии (например, развивающие игры по системе Никитина); - метод образовательного проектирования; - технологии исследовательской деятельности (экспериментирование; - ТРИЗ-технологии; - Информационно-коммуникативные технологии - мнемотехника и др. Все эти и многие другие педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в при их использовании в педагогическом процессе является отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|